Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 13013/05-2016 (опубликовано 20 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2016
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
рассмотрев дело N 13013/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы торговой марки алкогольной продукции "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" (г. Ульяновск), содержащей признаки нарушения пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- областного государственного автономного учреждения "Волга-спорт-арена" (далее - ОГАУ "ВоСА"), расположенного по адресу: 432032, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 26, стр. 1, - Я<_> (доверенность от 20.01.2016, паспорт);
- автономной некоммерческой организации "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" (далее - АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области", дирекция), расположенной по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Энгельса, д. 23, - Р<_> (доверенность от 15.04.2016, паспорт);
заинтересованных лиц:
- закрытого акционерного общества "Волга-Спорт" (далее - ЗАО "Волга-Спорт"), расположенного по адресу: 603057, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 29, оф. 418, - Н<_> (доверенность N 1-2016 от 27.01.2016, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Байкал" (далее - ООО "Байкал"), расположенного по адресу: 432044, г. Ульяновск, ул. Кольцевая, д. 50, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом, установила:
Ульяновским УФАС России определением от 17.02.2016 возбуждено дело N 13013/05-2016 по признакам нарушения п. 7 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения рекламы торговой марки алкогольной продукции "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена", расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 26, стр. 1. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОГАУ "ВоСА". Рассмотрение дела назначено на 09.03.2016.
Представителем ОГАУ "ВоСА" на заседании Комиссии 09.03.2016, а также в письменных пояснениях общества по делу (исх. N 102 от 26.02.2016, вх. N 1061 от 29.02.2016) сообщено, что Правительством Ульяновской области, в лице Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области, была создана АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области", на которую были возложены функции по проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году (далее - чемпионат), в том числе, вопросы по привлечению спонсоров и партнёров чемпионата. Именно на основе ряда договорённостей с партнёрами и спонсорами чемпионата дирекцией в спортивном комплексе была размещена их реклама, в связи с чем логотип "Байкал" и появился во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена". ОГАУ "ВоСА" являлось только площадкой, на которой проходили игры, и отвечало за готовность и качество льда. Договоры на изготовление и распространение рекламы учреждением ни с кем не заключались. Указанные действия осуществляло АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области", включая оплату всех финансовых обязательств. Также представителем ОГАУ "ВоСА" сообщено, что технические конструкции, спортивный инвентарь Дворца спорта "Волга-Спорт-Арена" арендуются учреждением у ЗАО "Волга-Спорт". Учитывая изложенное, по мнению ОГАУ "ВоСА", в действиях учреждения отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением от 09.03.2016 срок рассмотрения дела N 13013/05-2016 продлен до 17.04.2016, рассмотрение дела отложено с целью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области", в качестве заинтересованных лиц - ЗАО "Волга-Спорт" и общества с ограниченной ответственностью "Юпитер Инкорпорейтед" (далее - ООО "Юпитер Инкорпорейтед"), а также получения дополнительных доказательств по делу. К рассмотрению дело назначено на 11.04.2016.
Представитель ОГАУ "ВоСА" на заседании Комиссии 11.04.2016 поддержал доводы, приведенные на предыдущем заседании.
Представитель АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" на рассмотрение дела 11.04.2016 не явился, запрошенные определением от 09.03.2016 документы и сведения организацией не представлены. В материалах дела 13013/05-2016 имеется документальное подтверждение извещения указанного лица о месте и времени рассмотрения дела.
Представителем ЗАО "Волга-Спорт" на заседании комиссии 11.04.2016 сообщено, что право на владение и пользование спортивным комплексом "Волга-Спорт-Арена" принадлежит обществу на основании концессионного соглашения N 94-ДП от 18.06.2012 о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащённого имуществом и оборудованием, заключенного между ЗАО "Волга-Спорт" и Ульяновской областью, от имени которой выступает Правительство Ульяновской области. В свою очередь, ЗАО "Волга-Спорт" передало спортивный комплекс во временное пользование (аренду) ОГАУ "ВоСА" (договор аренды крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного оборудованием и инвентарем (движимым имуществом) N 4 от 27.01.2016). ЗАО "Волга-Спорт" не получало официальных письменных запросов от ОГАУ "ВоСА" о согласовании размещения какой-либо рекламы на территории ледового комплекса.
Из письменных пояснений ООО "Юпитер Инкорпорейтед" (исх. N 111 от 18.03.2016, вх. N 1541 от 21.03.2016) следует, что общество не заключало с третьими лицами каких-либо договоров на изготовление и распространение рекламы алкогольной продукции "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена". Устных договорённостей на совершение подобных действий обществом также ни с кем не достигалось. ООО "Юпитер Инкорпорейтед" не является правообладателем товарного знака "Байкал".
Определением от 11.04.2016 срок рассмотрения дела N 13013/05-2016 продлен до 17.05.2016, рассмотрение дела отложено с целью замены ненадлежащего лица (ООО "Юпитер Инкорпорейтед") надлежащим (ООО "Байкал", обладающим правом использования товарного знака "Байкал"), а также получения дополнительных доказательств по делу. К рассмотрению дело назначено на 05.05.2016.
Представитель ОГАУ "ВоСА" на заседании Комиссии 05.05.2016 поддержал доводы, приведённые на предыдущих заседаниях.
Представителем АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" на рассмотрении дела 05.05.2016, а также в письменных пояснениях организации по рассматриваемому делу (исх. N 377 от 21.04.2016, вх. N 2442 от 21.04.2016) сообщено, что между АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" и ООО "Юпитер Инкорпорейтед" была устная договорённость, однако какое-либо документы, на основании которых была размещена реклама торговой марки "Байкал" в помещении ледового дворца "Волга-Спорт-Арена" отсутствуют.
Представитель ЗАО "Волга-Спорт" на заседании Комиссии 05.05.2016, представив документы, запрошенные определением от 11.04.2016, поддержал доводы, приведённые на предыдущем заседании.
Из письменных пояснений ООО "Байкал" (вх. N 2577 от 27.04.2016) следует, что общество не заключало с третьими лицами никаких договоров на изготовление и (или) распространение рекламы алкогольной продукции под товарным знаком "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" или иным способом при проведении Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году. Устных договорённостей с иными лицами о распространении подобного рода рекламы также не имелось. К указанным пояснениям обществом приложена копия свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) N 396073, выданного Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Исследовав материалы дела N 13013/05-2016, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу товарного знака "Байкал", размещённую во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" (г. Ульяновск), ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России 01.02.2016 обнаружен факт размещения логотипа торговой марки алкогольной продукции "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" во время проведения спортивных матчей Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году. Указанный факт установлен во время просмотра выпуска информационной программы "Вести-Ульяновск" (в частности, рубрики "Дневник чемпионата"), выход в эфир которого осуществлялся 01.02.2016 в 19 час. 35 минут.
Распространение логотипа торговой марки алкогольной продукции "Байкал" зафиксировано также на фотоснимках открытия Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году, размещенных на ряде информационных Интернет-порталов г. Ульяновска.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" изображение логотипа торговой марки "Байкал", размещенное над одним из бортов катка Дворца спорта "Волга-Спорт-Арена", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 26, стр. 1, является рекламой, поскольку направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - средству индивидуализации алкогольной продукции торговой марки "Байкал".
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Товарный знак "Байкал" (N 396073) зарегистрирован 10.12.2009 Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Охраняемым элементом указанного товарного знака является словесное обозначение "Байкал", выполненное в определённой графической форме. Под указанным товарным знаком реализуется алкогольная продукция, в частности, водка и настойка.
Учитывая изложенное, во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" размещена реклама товарного знака алкогольной продукции (не пива) "Байкал".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 указанного закона, несёт рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из материалов дела N 13013/05-2016 следует, что лицом, фактически распространявшим рекламу товарного знака "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена", является ОГАУ "ВоСА", осуществляющее деятельность дворца. Спортивный комплекс "Волга-Спорта-Арена" передан ОГАУ "ВоСА" во временное пользование (аренду) ЗАО "Волга-Спорт" на основании договора аренды крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного оборудованием и инвентарем (движимым имуществом) N 4 от 27.01.2016. В свою очередь, указанный комплекс принадлежит ЗАО "Волга-Спорт" на основании концессионного соглашения N 94-ДП от 18.06.2012 о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащённого имуществом и оборудованием, заключенного между ЗАО "Волга-Спорт" и Ульяновской областью, от имени которой выступает Правительство Ульяновской области.
Согласно п. 6.33 договора аренды крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного оборудованием и инвентарем (движимым имуществом) N 4 от 27.01.2016, заключенного между ОГАУ "ВоСА" (арендатор) и ЗАО "Волга-Спорт" (арендодатель), арендатор не вправе без письменного согласования с арендодателем размещать рекламу, рекламную продукцию в спортивном комплексе. Вместе с тем, ЗАО "Волга-Спорт" не получало официальных письменных запросов от ОГАУ "ВоСА" о согласовании размещения какой-либо рекламы на территории ледового комплекса.
Учитывая изложенное, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ОГАУ "ВоСА".
Комиссией Ульяновского УФАС России не может быть принят во внимание довод ОГАУ "ВоСА" о том, что лицом, разместившим и распространившим рекламу товарного знака "Байкал", является АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области", по причине отсутствия документального подтверждения указанного довода. Между тем, в материалах дела N 13013/05-2016 имеются копии писем АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" в адрес ОГАУ "ВоСА" (исх. N 49 от 07.07.2015, N 63 от 14.07.2015, N 232 от 17.12.2015 и N 248 от 28.12.2015) о разметке игрового поля, регламентированной Международной Федерацией хоккея с мячом, о предоставлении регламента по технологии заливки льда с указанием ответственных лиц и о проведении репетиций церемонии открытия Чемпионата мира по хоккею с мячом 2016 года в г. Ульяновске (два письма), а также протокола совещания по вопросам подготовки ледового дворца "Волга-Спорт-Арена" к Чемпионату мира по хоккею с мячом 2016 года в Ульяновской области, состоявшегося 14.07.2015. На указанном совещании АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области" поручено передать макеты логотипов спонсоров ОГАУ "ВоСА" до 01.12.2015, учреждению - составить регламент работ по установке баннеров с логотипами партнёров на игровом поле и передать его в дирекцию до 31.07.2015. Из указанных документов, а также имеющихся в материалах рассматриваемого дела письменных пояснений дирекции (исх. N 377 от 21.04.2016, вх. N 2442 от 21.04.2016) не следует, что лицом, разместившим ненадлежащую рекламу алкогольной продукции, является АНО "Дирекция по подготовке и проведению Чемпионата мира по хоккею с мячом в 2016 году в Ульяновской области". Вместе с тем, факт распространения рекламы во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена", находящемся в пользовании ОГАУ "ВоСА", является, напротив, неоспоримым.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 21 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу товарного знака "Байкал", размещённую во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" (г. Ульяновск), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
М.Е. Хлыкина
ПРЕДПИСАНИЕ N 5
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
19.05.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
на основании своего решения от 05.05.2016 (в полном объеме решение изготовлено 19.05.2016) по делу N 13013/05-2016 о признании рекламы товарного знака "Байкал", размещённой во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена" (г. Ульяновск), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена", расположенному по адресу: 432032, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 26, стр. 1, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы товарного знака "Байкал" во Дворце спорта "Волга-Спорт-Арена".
2. Областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена", расположенному по адресу: 432032, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 26, стр. 1, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 09.06.2016.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
М.Е. Хлыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 13013/05-2016 (опубликовано 20 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016