Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 11 марта 2016 г. N А199-14.31/15
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 16.12.2015 года и иные материалы дела N А199-14.31/15 об административном правонарушении в отношении юридического лица - Акционерного общества "Тываэнергосбыт" (далее - АО "Тываэнергосбыт"), ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, КПП 17001001, дата регистрации юридического лица: 25.10.2006 года, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, д. 2 А, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, установил:
Дело об административном правонарушении N А199-14.31/15 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица - АО "Тываэнергосбыт" (почтовое уведомление N 66700088195389), в присутствии представителя Шулуу Д.Г., действующей на основании доверенности от 18.01.2016 года N 55.
Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии, выразившееся в нарушении сроков возобновления подачи электрической энергии потребителю, установленных пунктом 22 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442.
Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 03.11.2015 года по делу N 04-06-08/45-10-15.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В адрес Тывинского УФАС России 14.07.2015 года (вх. N 3572) поступило заявление * на неправомерные действия АО "Тываэнергосбыт" по факту ограничения режима потребления электроэнергии жилого дома заявителя, направленное прокуратурой г. Кызыла.
Из содержания заявления следует, что * является собственником жилого дома по вышеназванному адресу, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 10.07.2013 года б/н, свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2013 года серии 17-АВ 214646. 28.03.2015 года сотрудники АО "Тываэнергосбыт" ограничили режим потребления электроэнергии указанного жилого дома, в связи с имеющейся задолженностью по оплате фактически потребленной электроэнергии. По данному факту заявительница обратилась в адрес АО "Тываэнергосбыт", где ей устно пояснили, что задолженность по оплате потребленной электроэнергии в сумме 11262,71 рублей осталась от прежнего собственника жилого дома, в связи с чем для возобновления режима потребления электроэнергии ей необходимо погасить данную задолженность.
К заявлению приложены следующие документы: счет-извещение по финансово-лицевому счету N 7161 на сумму 11262,71 рублей, квитанции об оплате от 14.05.2015 года, 30.06.2015 года и 01.07.2015 года, заявление *. в адрес АО "Тываэнергосбыт" от 19.05.2015 года (вх. N 2444), договор купли-продажи квартиры от 10.07.2013 года б/н, свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2013 года серии 17-АВ 214646.
По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 07.09.2015 года N 343 возбуждено дело N 04-06-08/45-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго" по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно письменных пояснений ОАО "Тываэнерго" (вх. N 3966 от 13.08.2015 года) ограничение режима потребления электроэнергии жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Пролетарская, д. 215, кв. 2, введено сетевой организацией 18.04.2013 года по инициативе гарантирующего поставщика - АО "Тываэнергосбыт" во исполнение заявки от 04.04.2013 года N 6097. Основанием введения режима ограничения послужило наличие задолженности за потребленную электроэнергию. 11.08.2015 года в адрес ОАО "Тываэнерго" поступила заявка N 4098 на возобновление режима потребления электроэнергии, в связи с оплатой задолженности.
К письменным пояснениям приложены следующие документы: заявка на ограничение режима потребления электроэнергии от 04.04.2013 года N 6097 с отметкой об исполнении 18.04.2013 года, заявка на возобновление режима потребления электроэнергии от 11.08.2015 года N 4897 без отметки об исполнении.
15.10.2015 года (вх. N 4795) ОАО "Тываэнерго" представило в адрес Тывинского УФАС России дополнительные письменные пояснения, согласно которых сотрудниками сетевой организации во исполнение заявки на возобновление режима потребления электроэнергии от 11.08.2015 года N 4897 выезд по адресу проживания заявительницы был осуществлен 11.08.2015 года. Но в связи с отсутствием вводного провода от опоры до объекта заявительницы, возобновление подачи электрической энергии было осуществлено 14.08.2015 года, что подтверждается актом о выполнении заявки.
Из письменных пояснений АО "Тываэнергосбыт" (вх. N 4010 от 18.08.2015 года) следует, что по адресу заявительницы открыт финансово-лицевой счет N 7161. Задолженность предыдущего собственника жилого дома за потребленную электроэнергию составляет 7188,47 рублей. Кроме того, имеется задолженность по акту о безучетном потреблении электроэнергии от 27.03.2010 года N 1451 на сумму 1475,10 рублей. В данном акте о безучетном потреблении электроэнергии как потребитель указан * На основании заявки гарантирующего поставщика сетевой организацией 18.04.2013 года введено полное ограничение режима потребления электроэнергии по вышеназванному адресу в отношении потребителя *. В программе "1С. Энергобилинг. Население" абонент по финансово-лицевому счету N 7161 числится ограниченным с июля 2013 года, начисления по данному адресу не производятся.
*, став собственником данного жилого дома, в адрес АО "Тываэнергосбыт" с уведомлением о смене собственника не обращалась. В мае 2015 года в результате обращения * с заявлением в адрес АО "Тываэнергосбыт" стало известно, что в марте 2015 года введено полное ограничение режима потребления электроэнергии по адресу проживания заявительницы. АО "Тываэнергосбыт" в адрес сетевой организации заявки на ограничение режима потребления электроэнергии в отношении * не направляло и не является инициатором введения режима ограничения потребления электроэнергии по адресу проживания заявительницы. 28.03.2015 года полное ограничение режима потребления электроэнергии по адресу * было введено ОАО "Тываэнерго", что подтверждается выпиской из журнала ограничений сетевой организации. В связи с тем, что * не имеет задолженности за потребленную электроэнергию, гарантирующим поставщиком в адрес сетевой организации 11.08.2015 года направлена заявка N 4897 на возобновление режима потребления электроэнергии по адресу проживания заявительницы.
К письменным пояснениям приложены следующие документы: выписка по финансово-лицевому счету N 7161, заявка на ограничение режима потребления электроэнергии от 04.04.2013 года N 6097 с отметкой об исполнении 18.04.2013 года, извещение от 13.03.2013 года N И-34 714 в адрес абонента *, уведомление от 01.11.2011 года б/н в адрес абонета *, акт о безучетном потреблении электроэнергии от 27.03.2010 года N 1451, заявка на возобновление режима потребления электроэнергии от 11.08.2015 года N 4897 без отметки об исполнении, выписка из журнала ограничений ОАО "Тываэнерго", письмо в адрес ОАО "Тываэнерго".
15.10.2015 года (вх. N 4786) АО "Тываэнергосбыт" представило в адрес Тывинского УФАС России дополнительные письменные пояснения, согласно которых переоформление данных программного комплекса "1С. Энергобилинг. Население" на собственника * были внесены 01.07.2015 года при предоставлении правоустанавливающих документов на жилое помещение. После поступления 19.05.2015 года заявления * в адрес гарантирующего поставщика, АО "Тываэнергосбыт" заявку на возобновление режима потребления электроэнергии не направило в сетевую организацию, в связи с тем, что при расчете задолженности по показаниям, предоставленным потребителем и сетевой организацией, у потребителя имелась задолженность за потребленную электроэнергию за период, когда была осуществлена регистрация перехода права собственности.
В ходе рассмотрения дела N 04-06-08/45-10-15 представитель АО "Тываэнергосбыт" поддержала письменные пояснения и добавила, что заявка на возобновление режима потребления электроэнергии была направлена в адрес сетевой организации, как только потребитель погасила задолженность за потребленную электроэнергию, образовавшуюся за период, когда была осуществлена регистрация перехода права собственности.
Вместе с тем, представитель АО "Тываэнергосбыт" не пояснила причин столь длительного не направления в адрес сетевой организации заявки на возобновление режима потребления электроэнергии по адресу заявителя с 01.07.2015 года по 11.08.2015 года.
В ходе рассмотрения дела N 04-06-08/45-10-15 * поддержала доводы, изложенные в заявлении, и добавила, что в настоящее время энергоснабжение жилого дома возобновлено.
Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/45-10-15, изучив представленные документы, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2001 г года N 462 ОАО "Тываэнерго" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% на рынке снабжения электрической энергией на территории Республики Тыва.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО "Тываэнерго" является передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 - 0,4 кВт, дополнительным видом экономической деятельности - распределение электрической энергии.
Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "Тываэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.
Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2014 год, по результатам которого установлено, что АО "Тываэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Кроме того, приказом Тывинского УФАС России от 29.05.2009 года N 51 АО "Тываэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.
Таким образом, АО "Тываэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергией на территории Республики Тыва.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В силу пункта 69 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442, потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Согласно части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Аналогичные основания установлены подпунктом А пункта 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, согласно которых коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электроэнергии), предусмотрены основания и порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Материалами дела N 04-06-08/45-10-15 установлено, что ОАО "Тываэнерго" на основании заявки АО "Тываэнергосбыт" 18.04.2013 года правомерно ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии по объекту, расположенному по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 215, в связи с наличием непогашенной задолженности за потребленную электроэнергию.
28.03.2015 года ОАО "Тываэнерго", выявив факт самовольного подключения электроснабжения, повторно ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии по вышеназванному объекту.
По данному факту * 19.05.2015 года (вх. N 2444) обратилась с заявлением о возобновлении электроснабжения в адрес АО "Тываэнергосбыт", из содержания которого следует, что * 14.05.2015 года оплатила задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 4525,20 рублей, выставленную ей гарантирующим поставщиком с момент перехода права собственности.
В последующем * 30.06.2015 года оплатила 2860 рублей за подключение электричества в жилом доме и 01.07.2015 года - 2117 рублей за потребленную электроэнергию.
В свою очередь, АО "Тываэнергосбыт" заявку на возобновление режима потребления электроэнергии по адресу проживания заявительницы направило в сетевую организацию лишь 11.08.2015 года, которая была исполнена ОАО "Тываэнерго" только 14.08.2015 года.
Данные действия АО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго" противоречат действующему законодательству и являются нарушением антимонопольного законодательства исходя из следующего.
Пунктом 22 Правил ограничения режима потребления электроэнергии предусмотрено, что подача электрической энергии потребителю возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления, за исключением случая, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил.
Под устранением указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения или сетевой организации (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления), в том числе посредством принятия банком денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения или сетевой организации.
Инициатор введения ограничения обязан не позднее 1 часа после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления передать исполнителю способом, позволяющим определить дату и время передачи, подписанное уполномоченным лицом инициатора введения ограничения уведомление об устранении оснований для введения ограничения режима потребления в отношении потребителя, для которого введено или запланировано введение ограничения режима потребления, и об отмене ограничения. В случае если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то исполнитель при получении такого уведомления от инициатора введения ограничения обязан не позднее 1 часа после получения передать его субисполнителю.
После получения в установленном порядке указанного уведомления от инициатора введения ограничения исполнитель (субисполнитель) выполняет организационно-технические мероприятия, необходимые для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, в срок, не превышающий 23 часов (а субисполнитель - в срок, не превышающий 22 часов) с момента получения такого уведомления от инициатора введения ограничения (от исполнителя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил.
Отмена ограничения режима потребления, введенного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем своих обязательств, осуществляется путем восстановления режима потребления электрической энергии (мощности) до уровня, который был на дату и время введения ограничения режима потребления.
При возобновлении режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении режима потребления в порядке, установленном пунктами 12 и 14 настоящих Правил для составления акта о введении ограничения режима потребления.
В нарушение пункта 22 Правил ограничения режима потребления электроэнергии АО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго" не возобновили подачи электроэнергии по адресу проживания * в установленный срок.
Довод ОАО "Тываэнерго" о том, что в связи с отсутствием вводного провода от опоры до объекта заявителя возобновление подачи электроэнергии было осуществлено 14.08.2015 года, по истечении 3 дней со дня получения заявки гарантирующего поставщика на возобновление режима потребления электроэнергии, Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/45-10-15 не принимается во внимание, поскольку иные сроки возобновления подачи электроснабжения, чем установленные пунктом 22 Правил ограничения режима потребления электроэнергии, действующим законодательством не предусмотрены.
Таким образом, действия АО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго" в части нарушения сроков возобновления подачи электроэнергии потребителю * на объект, расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Пролетарская, д. 215, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и создают неблагоприятные условия для проживания в данном жилом доме, чем ущемлены интересы *
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, юридическое лицо - АО "Тываэнергосбыт", как субъект, занимающий доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.
Однако, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года N 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с 06.01.2016 года ущемление интересов, со стороны лица, занимающего доминирующее положение на определенном рынке, конкретных физических лиц не является нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, Федеральный закон от 05.10.2015 года N 275-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу, в связи с чем в рассматриваемых действиях АО "Тываэнергосбыт" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Согласно статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 24.5, частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N А199-14.31/15, возбужденное в отношении юридического лица - Акционерного общества "Тываэнергосбыт" по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, прекратить, в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления Ф.А. Хаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 11 марта 2016 г. N А199-14.31/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016