Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 17 мая 2016 г. N 23
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии: "_"
Членов комиссии:
"_"
"_"
"_"
ГАУЗ "Брянская областная больница N1" "_", действующей на основании доверенности от 14.04.2016 года;
ГАУЗ "Брянская областная больница N1" "_"., действующей на основании доверенности от 15.03.2016 года;
в отсутствие заявителя жалобы ООО "Проба", уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Проба" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская областная больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку реактивов и расходных материалов для исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Олимпус серии AU, имеющимся у заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", (извещение N 31603543947) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
10.05.2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба ООО "Проба" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская областная больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку реактивов и расходных материалов для исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Олимпус серии AU, имеющимся у заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", (извещение N 31603543947) (далее -запрос котировок в электронной форме).
28.04.2016 года заказчиком ГАУЗ "Брянская областная больница N1" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещена документация о проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31603543947).
По итогам проведения рассматриваемого запроса котировок в электронной форме на момент рассмотрения жалобы договор не заключен.
Дата окончания срока подачи заявок 11.05.2016 года в 16 часов 00 минут.
По мнению заявителя ООО "Проба" заказчиком в документации запроса котировок в электронной форме установлены требования к медицинскому изделию, которые противоречат положениям законодательства о закупках, в части установления в документации запроса котировок в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками, такие как:
- остаточный срок годности медицинской продукции, выраженный в процентах ( п.2.1 приложение N2);
- включение в условия контракта возможности уменьшения срока годности товара по соглашению сторон с соответствующим уменьшением цены (п. 4.8. проекта контракта);
- включение в условия контракта требования о сроке годности не менее 12 месяцев.
Так же заявитель считает, что заказчиком неправильно выбран способ размещения закупки.
Представитель заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", считает, что жалоба не обоснована и не влечет ограничения количества участников торгов.
Согласно ч. 1 ст.1 223-ФЗ целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимального широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате проведенной закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с п.1 ч. 10 ст.4 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
Таким образом, в документации к запросу котировок в электронной форме заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", являясь автономным учреждением здравоохранения, осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг.
Согласно п. 16.1 Положения о проведении закупок товаров, работ, услуг внесение изменения в договор допускается по соглашению сторон, либо по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, договором.
Включение в условия договора требования о сроке годности не менее 12 месяцев обусловлено внутренними потребностями заказчика. В подтверждение наличия реактивов с таким сроком годности приложены инструкции от производителя по каждой позиции лота.
Способ размещения закупки заказчик выбирает, руководствуясь Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг (п. 19.1.1).
В связи с вышеизложенным, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее:
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона о закупках N 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закупочная деятельность заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", регламентируется Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг государственным автономным учреждением здравоохранения "Брянская областная больница N1", утвержденное решением Наблюдательного совета ГАУЗ "БОБ N 1" (протокол 9 от 08.09.2015 г.) (далее Положение).
1. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, в запросе котировок в электронной форме заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Как следует из п.2.1 приложения N2 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме заказчиком одной из характеристик качества поставляемого товара установлено, что остаточный срок годности медицинской продукции, должен быть не менее 80%.
Согласно части 1.1. Положения установлено, что настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках), иными действующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области.
Заказчик вправе предъявлять любые требования, не противоречащие Гражданскому кодексу РФ.
Согласно ч. 1 ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
В рамках ч. 2 ст. 472 товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии со ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Следовательно, срок годности должен быть выражен в исчисляемых единицах (статья 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами).
Исходя из вышеизложенного установлено, что заказчиком ГАУЗ "Брянская областная больница N1" нарушены требования п.п.1,2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, согласно которым при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку при размещении закупки путем приведения открытого аукциона в электронной форме заказчиком формировано техническое задание с нарушением требований, а именно: включение в документации запроса котировок в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками (требование об остаточном сроке годности медицинской продукции не менее 80%).
2. В соответствии с ч.5 ст. 4 Закона о закупках, в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно п. 16.1 Положения о проведении закупок товаров, работ, услуг внесение изменения в договор допускается по соглашению сторон, либо по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, договором.
Таким образом, у заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N1" есть право на включение в условия контракта требований, таких как: уменьшение срока годности товара по соглашению сторон с соответствующим уменьшением цены (п. 4.8. проекта контракта)
3. В рамках рассмотрения жалобы заказчиком ГАУЗ "Брянская областная больница N1" представлены документы, согласно которым установлено, что срок годности у реактивов и расходных материалов для исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Олимпус серии AU составляет 12 месяцев.
4. Закупочная деятельность заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" регламентируется Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг государственным автономным учреждением здравоохранения "Брянская областная больница N1", утвержденным решением Наблюдательного совета ГАУЗ "БОБ N 1" (протокол 9 от 08.09.2015 г.) (далее Положение), что подтверждается размещенным на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru Положением 23.09.2015 года.
Согласно п.19.1.1 Положения, запрос котировок в электронной форме производится в случаях, предусмотренных Законом о закупках и постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 21.06.2012 г. "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" при начальной (максимальной) цене договора, не превышающей семи миллионов рублей.
Следовательно, на заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N1" не распространяются требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Жалобу ООО "Проба" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская областная больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку реактивов и расходных материалов для исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Олимпус серии AU, имеющимся у заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", (извещение N 31603543947) признать обоснованной.
2. В действиях заказчика - ГАУЗ "Брянская областная больница N1"признать:
- нарушение п.п.1,2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, выразившееся во включении в документацию запроса котировок в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками.
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Брянская областная больница N1" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
"_"
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
17 мая 2016 г. г. Брянск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии: "_"
Члены комиссии:
"_"
"_"
"_"
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 17 мая 2016 г. по жалобе N 23 ООО "Проба" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская областная больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку реактивов и расходных материалов для исследований на автоматическом биохимическом анализаторе Олимпус серии AU, имеющимся у заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", (извещение N 31603543947) в части: установления в документации запроса котировок в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками, такие как: остаточный срок годности медицинской продукции, выраженный в процентах (п.2.1 приложение N 2); включение в условия контракта возможности уменьшения срока годности товара по соглашению сторон с соответствующим уменьшением цены (п. 4.8. проекта контракта); включение в условия контракта требования о сроке годности не менее 12 месяцев. Так же заявитель считает, что заказчиком неправильно выбран способ размещения закупки. предписывает:
1. Заказчику ГАУЗ "Брянская областная больница N1" устранить нарушения требований п.п.1, 2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, выразившееся во включении в документацию запроса котировок в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками, путем:
- внесения изменений в документацию о проведении запроса котировок в электронной форме путем исключения требования об остаточном сроке годности медицинской продукции, который должен быть определен конкретным периодом и размещения информации о внесении изменений в документацию о проведении запроса котировок в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц и продлить срок подачи заявок на участие в закупке.
- возвратить заявки участникам запроса котировок в электронной форме и уведомить участников запроса котировок в электронной форме о возможности вновь подать заявки на участие в закупке.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
"_"
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 мая 2016 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016