Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/3368 (опубликовано 18 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N 34, от 29.04.2016 N 78 в составе:
председателя Комиссии:
<_>
членов Комиссии:
<_>
<_>
в присутствии от заказчика - администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики - <_>
<_>
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия", ООО "МегаТрейд" и ООО "МСУ-7", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки,
рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 150 мест в селе Шоркистры Урмарского района Чувашской Республики (изв. N 0115300014916000001) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Чувашское УФАС России 05.05.2016 обратились ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" с жалобами на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 150 мест в селе Шоркистры Урмарского района Чувашской Республики (изв. N 0115300014916000001).
Из жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, в частности в Техническом задании документации об электронном аукционе по позициям NN 71, 73, 74 содержатся требования к сечению жил кабеля в линейных единицах - миллиметрах, в то время как сечение имеет отношение к площади, а потому должно измеряться исключительно в квадратных единицах.
Документацией об электронном аукционе предусмотрено выполнение монтажных работ по установке пожарной сигнализации. Однако заказчиком ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, наличие которой является обязательной в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В документации об электронном аукционе содержится обязательное требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом заказчиком не предусмотрено, что участник закупки может сам являться субъектом малого предпринимательства.
ООО "Стройинвест" в жалобе указывает, что заказчик на официальном сайте http://zakupki.gov.ru не разместил в полном объеме проектно-сметную документацию, что не может являться объективным описанием объекта закупки.
Кроме того, проектом контракта не предусмотрено условие о том, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Отсутствие такого условия нарушает требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом файл, содержащий требования к товарам, используемым при выполнении работ, размещен заказчиком в формате, ограничивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что нарушает требования части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
В Чувашское УФАС России 06.05.2016 поступила информация от ООО "МСУ-7" и ООО "МегаТрейд", указывающая на нарушения администрацией Шоркистринского сельского поселения законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого электронного аукциона.
ООО "МСУ-7" в обращении также указывает, что техническая часть документации об электронном аукционе размещена в формате "PDF", который не позволяет копировать информацию и, следовательно, такая информация является недоступной для ознакомления.
Кроме того, в документации об электронном аукционе содержатся излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, в частности, требования к их физико-химическому составу и компонентам.
Из обращения ООО "МегаТрейд" следует, что документацией установлено дополнительное требование к наличию опыта участников закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99. Однако документация не содержит конкретного перечня работ, по которым участник закупки должен иметь опыт.
Общество также указывает, что размещение технического задания в форме "PDF" нарушает права участников закупки, поскольку не позволяет осуществить копирование информации (фрагментов информации).
ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия", ООО "МегаТрейд" и ООО "МСУ-7", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки, явку полномочных представителей в заседание Комиссии не обеспечили.
Представители заказчика согласились с нарушениями требований Закона о контрактной системе при составлении документации об электронном аукционе в части неверного указания единиц измерения сечения жил кабеля. Остальные доводы считают необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
20.04.2016 19:27 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115300014916000001 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 150 мест в селе Шоркистры Урмарского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 27 175 420,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Заказчиком объявленного аукциона является администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики.
Срок окончания подачи заявок установлен до 06.05.2016 08:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 10.05.2016 заказчику поступило две заявки, первые части которых признаны соответствующими установленным требованиям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Соответственно заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Описание объекта закупки установлено разделом Техническим заданием документации об электронном аукционе. Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика, установлены в пункте 2 Технического задания.
Пунктами 71 "Кабель силовой марки ВВГнг", 73 "Кабель марки КПСнг(А)-FRHF", 74 "Кабель марки КПСнг(А)-FRHF" вышеуказанных требований установлены требования к конструкции кабелей: три однопроволочные медные жилы сечением жил 1,5 мм; пары с однопроволочными медными жилами сечением жил 0,5 мм; пары с однопроволочными медными жилами сечениями жил 0,75 мм соответственно.
При этом согласно требованиям ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" и ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" сечение жил указывается в квадратным единицах - мм?
Таким образом, указание значения сечения жил в линейных, а не квадратных единицах не соответствует требованиям вышеуказанных ГОСТов, и свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Следовательно, данный довод ООО "Стройинвест" Комиссия признает обоснованным.
Наряду с изложенным, Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что в Требованиях к качественным и иным характеристикам товаров заказчиком установлены требования к пленке полиэтиленовой (позиция 10), скотч малярный (позиция 22), электроды (позиция 46) и т.д.
Однако материалы по указанным позициям не относятся к товарам, которые передаются заказчику по результатам выполненных работ, а необходимы подрядчику для обеспечения выполнения работ. Следовательно, установление требований к ним является излишним и избыточным.
Вышеуказанные обстоятельства не позволяют Комиссии сделать вывод о том, что описание объекта закупки носит объективный характер, и свидетельствуют о нарушении администрацией Шоркистринского сельского поселения Урмарского района требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что ООО "МСУ-7" в обращении не указывает, по каким именно товарным позициям заказчиком установлены излишние требования к физико-химическому составу и компонентам материалов, что не позволяет провести проверку по данному доводу.
Относительно доводов о размещении Технического задания в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Вышеуказанным порядком является Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913 (далее - Положение).
Установлено, что Техническое задание на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено в формате "PDF", который является общераспространенным.
Положение не устанавливает обязанности заказчиков по размещению на официальном сайте информации с возможностью осуществления поиска и копирования фрагментов текста.
Такое требование не содержится и в Положении о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденном Приказом Минэкономразвития России N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что данный довод ООО "Стройинвест" является необоснованным, и соответствующая информация о нарушении законодательства о контрактной системе, указанная в обращениях ООО "МСУ-7" и ООО "МегаТрейд", не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, проектно-сметная документация представляет собой совокупность сведений, обосновывающих целесообразность и реализуемость объекта закупки, раскрывающих его сущность, объем и позволяющих его реализовать.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", смета является одним из разделов проектной документации. При этом сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок проектно-сметная документация на строительство сельского дома культуры на 150 мест в селе Шоркистры Урмарского района Чувашской Республики размещена.
Следовательно, данный довод ООО "Стройинвест" Комиссия признает необоснованным.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом объявленной закупки является выполнение работ по строительству сельского дома культуры, при этом техническое задание, наряду с выполнением работ по строительству предусматривает монтажные работы по установке пожарной сигнализации.
В силу Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ подлежат лицензированию.
С учетом того, что статья 31 Закона о контрактной системе устанавливает требования к участникам закупки, а объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству, а не работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, необходимости установления требования по наличию лицензии у участника закупки нет, так как подрядчик вправе самостоятельно привлечь к выполнению данного вида работ лиц, имеющих специальное разрешение.
Частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Закон о контрактной системе, а также проект муниципального контракта не содержат запрета на привлечение субподрядных организаций к исполнению контракта.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие в документации об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Следовательно, данный довод ООО "Стройинвест" является необоснованным.
Вместе с тем, в пункте 17 Информационной карты документации об электронном аукционе содержится требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно перечню, утвержденному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
п.33.3. Жилищно-гражданское строительство (на стоимость работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства не ниже предложенной участником закупки цены контракта).
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом в предмет закупки входят работы, на выполнение которых требуется свидетельство, выданное саморегулируемой организацией.
В случае выполнения указанных работ подрядчиком самостоятельно необходимость наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к генподряду отсутствует.
Следовательно, заказчик, не указав в документации об электронном аукционе альтернативную возможность наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к конкретным видам работ, входящим в предмет закупки, нарушил требование пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктом 2 Перечня "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" данного Постановления Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства), подтверждаемого контрактом (договором) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должно составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно Постановлению участник закупки должен предоставить в составе второй части заявки следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
С учетом данного требования, определенного Постановлением Правительства РФ, заказчиком по данной закупке, с начальной (максимальной) ценой контракта 27 175 420,00 руб. и предусматривающей строительные работы по коду 41.2, в пункте 17 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документация не содержит указания на то, по какой группе строительных работ участник закупки должен подтвердить наличие опыта.
Отсутствие такого указания является ненадлежащим выполнением требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к контракту установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Установлено, что проект контракта в составе документации об электронном аукционе размещен заказчиком на официальном сайте. При этом пунктом 2.1 данного проекта контракта установлено условие о том, что "Оплата по Контракту уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, и составляет _________________ рублей ____копеек". В соответствии со сноской к данному условию предложение включается в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Указанное свидетельствует о том, что заказчиком выполнены требования, установленные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Следовательно, данный довод ООО "Стройинвест" Комиссия признает необоснованным.
Порядок участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках установлен статьей 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 30 заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 18 Информационной карты документации об электронном аукционе и пунктом 4.2 проекта контракта установлено, что участник закупки обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частями 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в объеме 15% от цены Контракта.
При этом документация об электронном аукционе не содержит указания на то, что если подрядчик будет являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то обязанность привлекать к соисполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организацией отсутствует.
Отсутствие такого условия не соответствует части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку не предусматривает возможности, что сам участник закупки может являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что требование, установленное пунктом 18 Информационной карты документации об электронном аукционе, является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод ООО "Стройинвест" Комиссия признает обоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Для устранения выявленных нарушений Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части необъективного указания единицы измерения сечения жил кабеля, а также неуказания на отсутствие необходимости привлекать к соисполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если участник закупки относится к таким лицам.
Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" необоснованной.
Признать заказчика - администрацию Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики нарушившей пункт 1 части 1, часть 4, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать заказчику - администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений при проведении электронного аукциона N изв. 0115300014916000001.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Дело N94-К-2016
17 мая 2016 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N 34, от 29.04.2016 N 78 в составе:
председателя Комиссии:
<_>
членов Комиссии:
<_>
<_>
на основании решения от 17 мая 2016 года о признании заказчика - администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики нарушившей пункт 1 части 1, часть 4, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона изв. N 0115300014916000001 на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 150 мест в селе Шоркистры Урмарского района Чувашской Республики и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предписывает:
Заказчику - администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики в срок до 26 мая 2016 года устранить нарушения пункта 1 части 1, части 4, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенные при проведении электронного аукциона изв. N 0115300014916000001 путем:
Отмены протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2016.
Внесения изменений в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона изв. N 0115300014916000001 в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 17.05.2016 N 94-К-2016.
Продления сроков приема заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 15 дней со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение и документацию об электронном аукционе изв. N 0115300014916000001.
Продолжения процедуры проведения электронного аукциона в соответствии положениями Закона о контрактной системе.
Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" http://roseltorg.ru:
Отменить протокол хода аукциона изв. N 0115300014916000001.
Вернуть заявки, поданные на участие в электронном аукционе изв. N 0115300014916000001, с указанием на возможность их повторной подачи.
Обеспечить заказчику - администрации Шоркистринского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 27 мая 2016 года.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 17 мая 2016 г. N 06-04/3368 (ключевые темы: документация об электронном аукционе - участники закупок - субъекты малого предпринимательства - социально ориентированные некоммерческие организации - исполнение контракта)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016