Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/78-16 (опубликовано 18 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18.05.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу жалоба ИП Усольцева Д.Ю. (далее - заявитель) на действия заказчика Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных в границах муниципального образования города Кургана Курганской области (извещение N 143300006916000123), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Усольцева Д.Ю. (вх. 2694 от 05.05.2016) на действия заказчика Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных в границах муниципального образования города Кургана Курганской области (извещение N 143300006916000123).
В жалобе заявитель указал, что Заказчик, в составе электронной документации аукциона неправомерно выставил требование о наличии у участника закупки следующих документов: копия действующей лицензии ни осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; копия действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение или Копию действующей лицензии в области геодезии и картографии (в случае если лицензия выдана до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-Ф "О лицензировании отдельных видов деятельности" и срок её действия не истек).
Был направлен запрос заказчику, от заказчика был получен официальный ответ, с которым Индивидуальный предприниматель Усольцев Д.Ю. не согласен.
Полагает, что установление данных требований заказчика является необоснованным.
Представитель заказчика полагает, что заказчик, в составе электронной документации аукциона выставил требование о наличии у участника закупки следующих документов: копия действующей лицензии ни осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; копии действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение или Копию действующей лицензии в области геодезии и картографии (в случае если лицензия выдана до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-Ф "О лицензировании отдельных видов деятельности" и срок её действия не истек).
Указывает, что установление данных требований заказчика является правомерными.
Полагает, что жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 28.04.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных в границах муниципального образования города Кургана Курганской области (извещение N 0143300006916000123).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 654 762,98 рублей.
Дата начала подачи заявок - 28.04.2016, дата окончания подачи заявок - 16.05.2016.
Заказчиком является Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2016 N0143300006916000123-1, подано 3 заявки, все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.
В извещении об электронном аукционе для закупки N 0143300006916000123 указано следующее требование к участникам: документы, которые должны быть предоставлены участником в составе второй части заявки на участие в аукционе: 1. копия действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну 2. копия действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение или Копия действующей лицензии в области геодезии и картографии (в случае если лицензия выдана до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и срок её действия не истек).
Согласно п. 193 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" геодезической основой для составления лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений и карт-схем лесничеств (лесопарков) могут служить:
ведомости координат или геодезические журналы окружных границ и планшетных рамок, составленные предыдущим лесоустройством или полученные в результате выполнения работ по межеванию в процессе проведения лесоустроительных работ в объекте;
ведомости координат границ, установленных при постановке на государственный кадастровый учет в процессе межевания землепользований по смежеству с землями объекта лесоустройства;
координаты пунктов государственной триангуляционной сети и полигонометрии, находящихся на территории устраиваемого объекта;
координаты границ лесных участков, переданных в аренду;
координаты границ черты населенных пунктов, расположенных по смежеству или среди земель объекта лесоустройства, или заверенное описание этих границ;
данные о границах муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в виде каталога координат или в виде границы, нанесенной на топографические карты;
материалы съемок спутникового геопозиционирования;
топографические карты;
лесоустроительные планшеты или планы предыдущего лесоустройства;
ортофотопланы, изготовленные способом фотограмметрической обработки материалов, фотографической или цифровой аэрокосмической съемки;
другие картографические источники, в том числе планы внутрихозяйственного землеустройства, материалы топографо-изыскательских работ и инженерных изысканий.
Согласно пояснениям представителя заказчика исполнителю должны быть переданы материалы лесоустройства, которые относятся к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом "секретно", в распоряжении заказчика имеются карты масштаба 1:500.
В соответствии с позицией, указанной в письме Минэкономразвития России от 29.06.2015 N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N 456-дсп.
Следует отметить, что ни в проекте контракта в разделе "права и обязанностях заказчика", "права и обязанности исполнителя", ни в других разделах требование использования материалов заказчика исполнителем не установлено.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России требование во второй части заявки наличия копии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, считает необоснованным.
Далее, в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующий виды деятельности: геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства). Порядок лицензирования указанных работ и перечень таких работ, включенных в состав лицензируемого вида, изложен в Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 N 1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)"(вместе с "Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)"
Согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" к геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:
определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;
создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)
создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений;
создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;
создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)
картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;
метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;
установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
организация серийного производства геодезической и картографической техники.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя: геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение; геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:
создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;
создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии геодезических сетей специального назначения.
Таким образом, виды картографических работ (при выполнении работ по лесоустройству, по разработке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных в границах муниципального образования г. Кургана Курганской области) относятся к картографическим работам специального (отраслевого) назначения, в связи с чем, могут выполняться любыми организациями и индивидуальными предпринимателями.
Данная позиция указана в письме Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) от 28.02.2014 N16-исх/02201-мс/14.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика признаков нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившегося в неправомерном требовании предоставления участником в составе второй части заявки на участие в аукционе: копии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; копии действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
В результате проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 11 Технического задания документации об электронном аукционе "Документы, материалы и программное обеспечение, предоставляемые по окончании работ" в Этапе 3 Заказчиком указано: материалы на бумажных носителях, в том числе иные тематические карты, определенные на лесоустроительном совещании; материалы на электронном носителе, в том числе иные тематические карты, определенные на лесоустроительном совещании.
Указанный перечень должен быть закрытым.
Таким образом, заказчик, не установив закрытый перечень материалов, допустил нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Усольцева Дмитрия Юрьевича обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившегося в установлении открытого перечня материалов.
3. Признать в действиях заказчика - Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившегося в неправомерном требовании предоставления участником в составе второй части заявки на участие в аукционе: копии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; копии действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
3. Выдать заказчику - Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана предписание об устранении нарушений ч. 3 ст.7, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/78-16 (опубликовано 18 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016