Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 11 апреля 2016 г. N 4-14.3-308/77-16
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве ".", рассмотрев Протокол от 07.04.2016 и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.3-308/77-16, возбужденного в отношении должностного лица - менеджера отдела по продажам рекламы ЗАО "Издательский дом "Бурда" ".", в связи с распространением на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламы алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD", с нарушением пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившемся в распространении рекламы алкогольной продукции, без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие ".", надлежащим образом уведомленной о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, установил:
ООО "Бурда Интерактив" "." является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 17.11.2014.
Должностным лицом Московского УФАС России в действиях ООО "Бурда Интерактив" при распространении на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламы алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD", установлен факт нарушения пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции, без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно представленным в материалах дела документам и сведениям, спорная реклама размещалась на страницах 24-25 журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015.
Рассматриваемая реклама выполнена в виде статьи, расположенной на страницах 24-25 и озаглавленной "Джордж Райш", а также содержащей под заголовком пояснения "Род занятий: пивовар. Достижения: уже 36 лет представляет по всему миру легендарный бренд BUD", а также иллюстрации к статье, являющейся неотъемлемой частью статьи, на которой изображен мужчина, держащий в руке стакан с нанесенным на него товарным знаком "BUD".
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В соответствии с представленной в адрес Московского УФАС России сведениями (вх. N 36437 от 09.10.2015), журнал "Plaуboy" является зарегистрированным средством массовой информации (свидетельство ПИ N ФС77-60303). Учредителем журнала "Plaуboy", в соответствии с данным свидетельством, является ООО "Бурда Интерактив". Территорией распространения являются Российская Федерация и зарубежные страны.
Таким образом, установлено, что печатное издание журнал "Plaуboy" является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, не установлено.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Исходя из вышеизложенного, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиво "BUD"), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Кроме того, рекламный характер статьи "Джордж Райш" подтверждается пометкой "реклама", размещенной на рассматриваемых материалах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Исходя из вышеизложенного, реклама пива является алкогольной продукцией, должна сопровождаться предупреждением о вреде его чрезмерного употребления. Однако, в рассматриваемой спорной рекламе, указанное предупреждение отсутствовало.
Согласно письменным пояснениям ООО "Бурда Интерактив" и ЗАО "Издательский дом "Бурда", реклама алкогольной продукции "BUD" была размещена на страницах 24-25 журнала "Plaуboy" N 6 за июнь 2015 года без указания предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя размером 10% рекламной площади (пространства), в результате технической ошибки ответственного сотрудника ЗАО "Издательский дом "Бурда".
В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама была распространена на страницах 24-25 журнала "Plaуboy" N 6 за июнь 2015 года на основании последовательно заключенных договоров: агентский договор N 5356/0511 от 01.01.2011, заключенный между ООО "Бурда Интерактив" и ЗАО "Издательский дом "Бурда" (Договор 1), договор на оказание услуг N 2800/0106 от 05.01.2006 года, заключенный между ЗАО "Издательский дом "Бурда" и ФСГ Ферлагс Сервис Гезелльшафт АГ (Договор 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 1, ООО "Бурда Интерактив" поручает, а ЗАО "Издательский дом "Бурда" берет на себя обязательство организовать от своего имени, но за счет ООО "Бурда Интерактив", продажи рекламных полос журнала "Plaуboy", начиная с выпуска N 2/2011.
Согласно параграфу 1 Договора 2 ЗАО "Издательский дом "Бурда" оказывает в соответствии с положениями данного договора услуги ФСГ Ферлагс Сервис Гезелльшафт АГ по размещению рекламы в журналах, перечисленных в Приложении к данному договору. В соответствии с приложением N 42, одним из журналов, в которых ЗАО "Издательский дом "Бурда" оказывает услуги по размещению рекламы, является журнал "Plaуboy".
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с Договором 1, размещение рекламы в журнале "Plaуboy" осуществлялось ЗАО "Издательский дом "Бурда" по поручению ООО "Бурда Интерактив". Таким образом, заключение Договора 2 между ЗАО "Издательский дом "Бурда" и ФСГ Ферлагс Сервис Гезелльшафт АГ осуществлено во исполнение основного договора на распространение рекламы, а именно Договора 1.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Также, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя.
Следовательно, лицом, осуществившим доведение спорной рекламной информации до потребителей, а равно непосредственным распространителем рекламы, является ООО "Бурда Интерактив".
На основании вышеизложенного, должностным лицом Московского УФАС России установлено, что лицом, осуществившим распространение рекламы алкогольной продукции торговой марки "BUD" без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя на страницах 24-25 журнала "Plaуboy" N 6 за июнь 2015 года, а равно ее рекламораспространителем является ООО "Бурда Интерактив".
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных часть 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России в действиях ООО "Бурда Интерактив" при распространении на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламу алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD", установлено нарушение пункта 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Местом совершения административного правонарушения является территория распространения журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года, в том числе город Москва.
Время совершения административного правонарушения - 29 мая 2015 года (первый день распространения журнала).
Согласно письменным пояснениям ООО "Бурда Интерактив" и ЗАО "Издательский дом "Бурда", реклама алкогольной продукции "BUD" была размещена на страницах 24-25 журнала "Plaуboy" N 6 за июнь 2015 года без указания предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя размером 10% рекламной площади (пространства), в результате технической ошибки ответственного сотрудника ЗАО "Издательский дом "Бурда".
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с документами, представленными в адрес Московского УФАС России, менеджер отдела рекламы ЗАО "Издательский дом "Бурда" "." является лицом, ответственным за размещение ООО "Бурда Интерактив" на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламы алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD", с нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 Должностных обязанностей менеджера отдела по продажам рекламы Приложения к Трудовому договору N 091/2006 от 17.07.2006 г. "." должна эффективно работать с фирмами-рекламодателями и рекламными агентствами с целью размещения рекламы.
Таким образом, "." является должностным лицом, ответственным за распространение на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламы алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD".
В представленных объяснениях, "." признала вину за вменяемое административное правонарушение.
На основании вышеизложенного установлено нарушение "." требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Вина "." состоит в распространении на страницах 24-25 в статье "Джордж Райш" журнала "Playboy" N 6 за июнь 2015 года рекламы алкогольной продукции, а именно пива торговой марки "BUD" с нарушением требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Московским УФАС России не установлено объективных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований.
Ответственность за невыполнение требований установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 33, 38 Закона о рекламе, статьями 4.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - менеджера отдела по продажам рекламы ЗАО "Издательский дом "Бурда" "." виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - менеджеру отдела по продажам рекламы ЗАО "Издательский дом "Бурда" "." административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч рублей) руб.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована ".", перечислением через банк, обслуживающий хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу N 4 14.3 308/77 16.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
Заместитель руководителя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2016 г. N 4-14.3-308/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016