Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 мая 2016 г. N 145/15
Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено "05" мая 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 145/15, возбужденное факту размещения рекламной информации в СМИ о похоронных услугах, с признаками нарушения:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в отсутствии: заявителя - представитель ООО "СибЭКОС" не явился (уведомлен надлежащим образом), представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя Колбасова Вячеслава Николаевича (не явился, уведомлен надлежащим образом), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение ООО "СибЭКОС" (вх. N 6727 от 22.07.2015 г.) по факту размещения рекламной информации в СМИ о похоронных услугах, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
Как указывается в обращении ООО "СибЭКОС", ИП Колбасов В.Н. разместил, рекламное объявление в рекламной газете "Соседи", "Ва-банкъ" согласно которому индивидуальный предприниматель оказывает ритуальные услуги такие как "Выезд агента на дом", "Доставка тела в морг" по "минимальным ценам", с нарушениями требований Закона о рекламе, а именно, является недостоверной и вводит потребителя в заблуждение.
Комиссией Новосибирского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела по указанным фактам установлено следующее.
На стр. 32 журнала "Соседи" N 26/488 от 3 июля 2015 года, размещена информация следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / ИП Колбасов В. Н.".
На стр. 11 газеты "Ва-банкъ в Новосибирске" N 28/736 от 22 июля 2015 года, размещена информация следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / *- предложение дано на момент публикации".
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация является рекламной, поскольку привлекает внимание потребителей к ритуальным услугам, предоставляемым ИП Колбасовым В.Н., ценам на услуги, льготам, что в полной мере соответствует понятию "реклама".
В силу п.4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По факту размещения рекламной информации в СМИ "Соседи. Хроники местных событий", "Ва-Банкъ в Новосибирске" Новосибирским УФАС России в адрес индивидуального предпринимателя были направлены запросы N 06- 9070 от 04.09.2015 г., N06-9953 от 02.10.2015 г., в том числе документальные подтверждения указания в рассматриваемой рекламы информации сведений о предоставлении льгот пенсионерам и предложенной минимальной цены. Однако 20.04.2016 г. на рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России ИП Колбасов В.Н. или его представитель не явился, отзыв или документальных доказательств заявленной в рекламе информации, не представил.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документальные подтверждения достоверности информации указанной в рекламе: "_Минимальные цены_ Пенсионерам существенные льготы".
При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Понятие существенной информации не содержится в Законе о рекламе, но из смысла ч. 7 ст. 5 указанного Закона следует, что реклама должна содержать не все сведения о конкретном рекламном товаре, а лишь его существенные составляющие. Краткость содержания рекламы допустима, но при условии, что реклама не создает ошибочного представления о рекламируемом товаре и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей.
Поскольку в рассматриваемой рекламной информации не сообщается о том, какие минимальные цены применяются, какие именно существенные льготы пенсионерам предоставляются, то умалчивание такой информации вводит потребителей в заблуждение, искажает смысл рекламы и способна обмануть ожидания потребителей от неверного ее толкования.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Ответственность за несоблюдение требований ч.ч. 3 и 7 ст.5 Закона о рекламе несет рекламодатель (ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе"). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ч.5 ст.3 ФЗ "О рекламе").
Согласно пояснениям ООО "Юнитмедиа", рассматриваемая рекламная информация в журнале "Соседи" была размещена ИП Колбасовым В.Н. на основании Договора N С-77.06/15 оказания услуг от 26.06.2015 г., Обществом также был представлен макет рекламы, согласованный сторонами, Счет-фактура N 10115/01 от 03.07.2015 г., Акт сдачи-приемки рекламной информации от 26.06.2015 г.
Документальные подтверждения размещения рекламной информации в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" в материалах дела отсутствуют при этом, исходя из ее фактического содержания и идентичности с рекламой, размещенной на стр. 32 журнала "Соседи" N 26/488 от 3 июля 2015 года, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем рекламы также является ИП Колбасов В.Н.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать индивидуального предпринимателя Колбасова В<> Н<> (ИНН 541009267715), нарушившим требования:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а информацию, размещенную:
- на стр. 32 журнала "Соседи" N 26/488 от 3 июля 2015 года следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / ИП Колбасов В. Н.";
- на стр. 11 газеты "Ва-банкъ в Новосибирске" N 28/736 от 22 июля 2015 года следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / *- предложение дано на момент публикации", ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ИП Колбасову В.Н. предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1-145/15
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 мая 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 05 мая 2016 г. по делу N 145/15 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на стр. 32 журнала "Соседи" N 26/488 от 3 июля 2015 года и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Колбасову В<> Н<> (ИНН 541009267715) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в том числе рекламы следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / ИП Колбасов В. Н.".
2. ИП Колбасову В.Н. представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27 мая 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2-145/15
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 мая 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 05 мая 2016 г. по делу N 145/15 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на стр. 11 газеты "Ва-банкъ в Новосибирске" N 28/736 от 22 июля 2015 года и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Колбасову Вячеславу Николаевичу (ИНН 541009267715) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в том числе рекламы следующего содержания:
"Круглосуточно/Ритуальные услуги/ Выезд агента на дом/ Минимальные цены/ Доставка тела в морг/ Пенсионерам существенные льготы/ Т.: 214-04-90, 213-04-37/ Возможна рассрочка / *- предложение дано на момент публикации".
2. ИП Колбасову В.Н. представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27 мая 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 мая 2016 г. N 145/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016