Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 16 мая 2016 г. N ИП-04/6830
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителей заказчика - МУП г. Казани "Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства "Горводзеленхоз" <_> в отсутствие представителя заявителя ООО <_> рассмотрев жалобу ООО <_> на действия заказчика - МУП г. Казани "Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства "Горводзеленхоз" при проведении открытого запроса котировок на предмет: "Содержание внутриквартальных проездов Приволжского района города Казани в летний период 2016 года" (извещение N31603544597),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса предложений N31603544597 на предмет: "Содержание внутриквартальных проездов Приволжского района города Казани в летний период 2016 года" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 12.04.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 13.04.2016.
Дата окончания приема заявок - 18.04.2016 09:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 19.04.2016 09:00.
Суть жалобы: закупка проведена с нарушением норм действующего законодательства о закупках, а именно: 1) в документации не указан срок заключения договора, что по мнению заявителя приводит к невозможности реализовать право на обжалование результатов проведения закупки; 2) требования об оплате с учетом НДС 18% вводит участников закупки в заблуждение.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1) Довод заявителя, что в документации не указан срок заключения договора, приводит к невозможности реализовать право на обжалование результатов проведения закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При проведении открытого запроса котировок на предмет: "Содержание внутриквартальных проездов Приволжского района города Казани в летний период 2016 года" (извещение N31603544597) заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг от 16.01.2015 г.
Согласно письменным пояснениям ООО "Стройтехника", заказчик в утвержденной документации не указал сроки заключения договора по итогам проведенной закупки, при этом согласно размещенной информации о сроках проведения закупки, дата подведения итогов закупки установлена 19.04.2016 г., а согласно техническому заданию, услуги оказываются с 20.04.2016 г., таким образом договор заключается либо в день размещения протокола подведения итогов, либо на следующий день, что приводит к невозможности реализовать право на обжалование результатов проведения закупки.
В ходе изучения документации, а также Положения о закупках заказчика, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в подпункте 2 пункта 13 Положения о закупках заказчика содержится следующее условие: "Договор заключается по результатам проведения процедуры закупки может быть заключен Заказчиком в течении 20 (двадцати) дней после подписания протокола", что по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России является нарушением статьи 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках, целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом, обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчиком в подпункте 2 пункта 13 Положения о закупках, установлен максимальный срок для подписания договора, а именно в течение двадцати дней, то есть не установлен минимальный срок, что позволяет заключить договор сразу же после опубликования протокола подведения итогов торгов, в связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Таким образом, довод заявителя, что в документации не указан срок заключения договора, что по мнению заявителя приводит к невозможности реализовать право на обжалование результатов проведения закупки, является обоснованным.
2) Довод заявителя, что заказчик в документации установил требования об оплате с учетом НДС 18% вводит участников закупки в заблуждение.
В пункте 16 раздела 2 Информационной карты запроса котировок установлено: "Мы согласны выполнить комплекс работ по содержанию внутриквартальных проездов Приволжского района г. Казани в летний период 2016 г. в соответствии с требованиями документации запроса котировок, а также условиях, указанных в Техническом задании, проекте договора и в приложениях к договору на общую начальную (максимальную) цену договора, которая, которая составляет (________ рублей ____ копеек с НДС 18%".
Таким образом, исходя из данного ограничения следует что участником закупки могут быть только плательщики НДС, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Таким образом, утвержденная форма Заявка участника без указания в заявке ценового предложения с учетом НДС данных квалификационных требований к участникам закупки противоречит части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку включение в технические условия указанных требований, объективно может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не обладающими такими требованиями.
Следовательно, из положения документации следует, что в закупке участвовать могут только плательщики НДС, что ограничивает количество участников закупки, и является нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <_> на действия заказчика - МУП г. Казани "Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства "Горводзеленхоз" при проведении открытого запроса котировок на предмет: "Содержание внутриквартальных проездов Приволжского района города Казани в летний период 2016 года" (извещение N31603544597), обоснованной.
2. Признать заказчика - МУП г. Казани "Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства "Горводзеленхоз" нарушившим требования части 4 статьи 18.1, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - МУП г. Казани "Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства "Горводзеленхоз" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 мая 2016 г. N ИП-04/6830
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016