Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 16 мая 2016 г. N 317/2015
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 317/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра;
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра;
Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
в отсутствие заявителя, направившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в присутствии представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности N <_> от 11.01.2016 <_> рассмотрев материалы дела N 317/2015 по признакам нарушения министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (350014,г. Краснодар, ул. Красная, д. 35) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении в конкурсной документации критерия оценки, поставленного в зависимость от опыта работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения только на территории Краснодарского края, а также критерия оценки о наличии у перевозчика документов о награждении, поощрении перевозчика Администрацией Краснодарского края, департаментом транспорта Краснодарского края или органами местного самоуправления, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) поступило заявление <_> о нарушении департаментом транспорта Краснодарского края (в настоящее время - министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края) (далее - Министерство) антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородним маршрутам в Краснодарском крае (извещение N 2/2015) (далее - Конкурс).
По результатам рассмотрения заявления <_> приказом Краснодарского УФАС России от 18.09.2015 N 455 в отношении Министерства возбуждено дело N 317/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела N 317/2015 установлено, что при проведении Министерством Конкурса, в конкурсной документации установлен Критерий N 2. "Профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте)", состоящий из показателей:
- опыт работы перевозчика на момент публикации извещения о проведении конкурса по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения на территории Краснодарского края;
- документы о награждении, поощрении перевозчика администрацией Краснодарского края, департаментом транспорта Краснодарского края или органами местного самоуправления.
Указанные показатели ставят в неравное положение потенциальных участников закупки.
В соответствии с ч. 7 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ конкурсная комиссия проводит отбор перевозчиков по следующим критериям:
1) наличие транспортных средств, принадлежащих перевозчику на праве собственности или эксплуатируемых на основании договора лизинга (сублизинга);
2) профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте);
3) характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (возрастная, экологические показатели, техническая структура, внешний вид и состояние салонов, удобство пользования для отдельных категорий граждан);
4) условия хранения транспортных средств;
5) наличие собственной или арендованной производственно-технической базы и лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей;
6) анализ данных о состоянии аварийности по вине водителей транспортных средств и транспортной дисциплине участников конкурсов, а также информации о невыполнении участниками конкурса требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с учетом данных системы мониторинга.
Использование критериев оценки заявок, отличных от указанных, не предусмотрено законодательством, действовавшим на момент проведения Конкурса.
При формировании конкурсной документации в целом и критериев оценки, в частности, заказчик обязан исходить из того, что критерии оценок должны соответствовать целям проведения конкурса: обеспечение безопасности движения при перевозке пассажиров; повышение качества транспортного обслуживания населения; создание условий и развитие добросовестной конкуренции перевозчиков; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок и не противоречить требованиям действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Критерии оценки заявок установлены в разделе 8 конкурсной документации. Оценка заявок осуществляется, в том числе, по критерию N 2 "Профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте)" формируется из показателей:
- опыт работы перевозчика на момент публикации извещения о проведении конкурса по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения на территории Краснодарского края;
- документы о награждении, поощрении перевозчика администрацией Краснодарского края, департаментом транспорта Краснодарского края или органами местного самоуправления.
Данные показатели поставлены в зависимость от опыта работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения только на территории Краснодарского края и ставят в неравное положение потенциальных участников закупки имеющих опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения, а также награды и поощрения, в других субъектах Российской Федерации, но ранее не осуществлявших деятельность на территории Краснодарского края.
Комиссией не может быть принят довод Министерства о том, что конкурсная комиссия специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения на территории Краснодарского края не уполномочена давать оценку профессиональной репутации и опыта перевозчиков, осуществляющих деятельность в пределах других субъектов Российской Федерации, так как в рамках проведения конкурса оценивается наличие или отсутствие наград, а не их качественный показатель или количественный показатель. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий. Таким образом, Министерство при рассмотрении и оценке заявок обязано исходить из того, что представленная информация является достоверной (при отсутствии иной информации).
В соответствии с возражениями на заключение об обстоятельствах дела N 317/2015, поступившими от <_> 20.04.2016 (эл./п. N 2379), заявитель настаивает на даче оценки в отношении критерия N 5 "Наличие собственной или арендованной производственно-технической базы и лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей", установление которого, по мнению заявителя, неправомерно.
Изучив указанный критерий оценки, Комиссией установлено, что возможность оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе, по критерию "Наличие собственной или арендованной производственно-технической базы и лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей" предусмотрена п. 5 ч. 7 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ в редакции, действовавшей на момент проведения Конкурса.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, действия министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по установлению в конкурсной документации критерия оценки, поставленного в зависимость от опыта работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения только на территории Краснодарского края, а также критерия оценки о наличии у перевозчика документов о награждении, поощрении перевозчика администрацией Краснодарского края, департаментом транспорта Краснодарского края или органами местного самоуправления, нарушают требования части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, выразившихся в установлении в документации открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородным автобусным маршрутам в Краснодарском крае N 2/2015 критерия оценки, поставленного в зависимость от опыта работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения только на территории Краснодарского края, а также критерия оценки о наличии у перевозчика документов о награждении, поощрении перевозчика администрацией Краснодарского края, департаментом транспорта Краснодарского края или органом местного самоуправления, факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с тем, что Заказчиком с победителями конкурса N 2/2015 заключены контракты, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 317/2015 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Р.В. Дегтярева
Члены комиссии О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 мая 2016 г. N 317/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016