Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 28 апреля 2016 г. N 325/2015
Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2016
Полный текст решения изготовлен 28.04.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 325/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N 325/2015 по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии <_> представителя АО "НЭСК-электросети" по доверенности от 01.01.2016 N 9.НС-27/16-15, в отсутствии надлежаще уведомленной <_> установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_> (далее - Заявитель) на бездействие АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, в рамках, взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 08.12.2014 N 2-55-14-1510.
Между <_> и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.12.2014 N 2-55-14-1510 (далее - Договор).
Неотъемлемым приложением к Договору являются технические условия от 08.12.2014 (далее - ТУ)
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение <_> (далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объектов Заявителя составляет 15 кВт, в том числе существующая 0 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Как следует из обращения <_>Технические условия N 2-55-14-1510 от 08.12.2014 были оспорены, так как противоречили действующему законодательству, затем <_> были выданы измененные ТУ за тем же номером.
Заявителем в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлено заявление (вх. от 24.04.2015 N 1396) о проведении осмотра электроустановки с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объектам энергопотребления по итогам, рассмотрения которых АО "НЭСК-электросети" составлен Акт осмотра (обследования) электроустановки, используемой на бытовые нужды, осмотра приборов учета и расчетной схемы учета электрической энергии от 27.05.2015 N 650.
12.08.2015 N 2902 Заявителем в адрес АО "НЭСК-электросети направлено повторное заявление о проведении проверки выполнения технических условий со стороны заявителя.
Также со стороны Заявителей исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение (квитанции имеется в материалах дела).
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенными договорами на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договоров, не исполнены.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
В соответствии с п. 5 Договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, что не противоречит пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
АО "НЭСК-электросети" в соответствии с действующим законодательством обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, с учетом условий п.5 Договора, а также п.п. "б" п. 16 Правил N 861.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия СО и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 5 Договора на технологическое присоединение, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанных договоров на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом от 06.10.2015 N 501 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 325/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 325/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 07.10.2015 N 18880/6), назначена дата рассмотрения дела - 24.11.2015.
24.11.2015 г. на заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 325/2015. Датой рассмотрения назначено 25.12.2015.
25.12.2015 г. на заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 07.03.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела N 325/2015. Датой рассмотрения назначено 17.02.2016.
17.02.2016 г. на заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 07.07.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела N 325/2015. Датой рассмотрения назначено 15.04.2016.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно заключенному договору от 08.12.2014 N 2-55-14-1510 между АО "НЭСК-электросети" и <_> технологическое присоединение осуществлялось в целях присоединения мощности 15 кВт, которые будут использованы для бытовых нужд.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 325/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети".
Передать материалы дела N 325/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 апреля 2016 г. N 325/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016