Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/72-16 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "ДЭНАС МС" (далее - ЗАО - "ДЭНАС", заявитель) на действия заказчика в лице Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году путем проведения электронного аукциона (извещение N 0243100002316000138), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ЗАО "ДЭНАС МС" (вх. N 2676 от 04.05.2016) на действия заказчика в лице Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году путем проведения электронного аукциона (извещение N 0243100002316000138).
В жалобе заявитель указал, 15.04.2016 г. размещено извещение N 0243100002316000138 о проведении электронного аукциона по определению поставщика на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году.
В аукционной документации описание объекта закупки содержит требование о необходимости наличия следующих режимов: "режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Длительность каждого звукового комментария должна быть не менее 30 сек", "режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов записанных на флэш-карте".
Данные режимы ЭРВУ запатентованы в качестве полезных моделей (патенты на полезную модель N 1 16665. N 137827). Патентообладателем является ООО "КРУСТ".
Режим обновления программного обеспечения с флэш-карты, связь с флэш-картой, ограничивает участие других предпринимателей, предлагающих более совершенные изделия с внутренней памятью до 8 Гб.
Режим записи звуковых комментариев не является значимой характеристикой товара. Данная опция носит дополнительный характер к функциональной части товара. Данная функция указывается в техническом задании с целью ограничить круг участников закупки.
Полагает, что доступные к поставке на рынке TCP ручные видеоувеличители, в том числе и производства ЗАО "ДЭНАС МС", не содержат вышеупомянутых излишних требований (режим записи и воспроизведения звукового комментария, режим обновления программного обеспечения с флэш-карты), однако соответствуют действующим требованиям Государственных и Национальных стандартов Российской Федерации и удовлетворяют требования инвалидов в части использования функционала устройства.
Основная функция ЭРВУ увеличение просматриваемых объектов, помощь людям с ограниченными зрительными способностями. Прочие функции (звуковые комментарии, обновление ПО с флэш-карты) вторичны. Такие функции не могут быть указаны в техническом задании к закупке, поскольку именно определенный набор таких функций соответствует конкретному изделию конкретного производителя, создаются дискриминационные условия для участия в закупке.
Полает, что указанным требованиям Заказчика о наличии запатентованного режима полностью соответствует только одно изделие, а именно ЭРВУ "Визор", производства ООО "КРУСТ", что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции и способствования монополизации рынка конкретным производителем (поставщиком).
Присутствующие на рынке ЭР НУ различных производителей, также удовлетворяющие вышеуказанные требования Заказчика, являются изделия ЭРВУ "ОПТИМУС" и ЭРВУ "ФОКУС". Технические характеристики этих изделии приближены к характеристикам ЭРВУ "Визор", производства ООО "КРУСТ".
Производителями таких изделий являются организации, аффилированные с ООО "КРУСТ". Сведения об этом находятся в ЕГРЮЛ и других источниках.
Других ручных видеоувеличителей, соответствующих вышеназванным требованиям, на рынке TCP не имеется.
Наличие требований в описании объекта закупки о запатентованных режимах ООО "КРУСТ" нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в аукционной документации описание объекта закупки содержит требование о наличии размеров ЭРВУ "не более 140 мм х 77 мм х 37 мм"
На рынке TCP имеются ЭРВУ от производителей различных моделей, габаритные размеры которых по длине начинаются от 125 мм и заканчиваются 174 мм, по ширине от 73 мм и до 95 мм. по глубине от 2-1 мм до 40 мм. т.е. имеют незначительные различия друг от друга в габаритных размерах.
Указание требования о наличии предельных габаритных размеров ЭРВУ не влияет на технические и функциональные характеристики ЭРВУ. Пользователям важно, чтобы ЭРВУ выполнял свою основную функцию - увеличение просматриваемых объектов, рассматривание мелких рисунков инвалидами по зрению.
Требования Заказчика о наличии запатентованных режимов, а также о наличии габаритных размеров не более 140x77x37 мм ограничивает количество участников закупки, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Федерального закона о контрактной системе.
Полагает, что основанием для формирования Технического задания могут служить только требования Государственных и Национальных стандартов Российской Федерации, предъявляемые к TCP для слабовидящих инвалидов.
РВУ - специальные устройства для оптической коррекции слабовидения должны изготовляться в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50444-92 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия".
По качеству и безопасности товара специальные устройства для оптической коррекции слабовидения (злектронно-оптические) должны отвечать требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия". Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил".
Классификация ЭРВУ представлена в "Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ РИСО 9999:2014 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология". Код классификации 22.03.18 "Видеосистемы, увеличивающие изображение. Устройства для отображения на экране увеличенного изображения объекта, зафиксированного видеокамерой".
В указанных нормативных документах не указано о том, что ЭРВУ должен иметь "режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения", "режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте" и габаритные размеры "не более 140 мм \ 77 мм х 37 мм".
Считают, что публикация подобного технического задания приводит к значительному сокращению возможных участников аукциона до одного конкретного производителя, что противоречит принципам и нормативным документам, установленным в сфере размещения государственных закупок.
ЗАО "ДЭНАС МС" был направлен запрос Заказчику об исключении вышеуказанных требований из аукционной документации, однако запрос не был удовлетворен.
Полагает, заказчиком допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика полагает, что с учетом всех требований, предъявляемых Законом о контрактной системе в сфере закупок к объекту закупок, а также на основании данных мониторинга подтверждается свободное обращение (конкурентоспособность) на товарном рынке Российской Федерации аналогичных товаров разных производителей, Заказчиком были сформированы технические и функциональные характеристики планируемого к закупке товара.
Таким образом, документация об аукционе, разработанная Заказчиком, соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Полагает, что жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 15.04.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N 0243100002316000138 о проведении электронного аукциона поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 386 874,00 рублей.
Дата начала подачи заявок - 15.04.2016, дата окончания подачи заявок - 04.05.2016.
Заказчиком является Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2016 N0243100002316000138-1 протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2016 подано 2 заявки, обе заявки допущены.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 10.05.2016 N0243100002316000138-2: номер заявки 1 (дата и время подачи предложения - 10.05.2016 09:42, признак ценового предложения - понижение, предложенная цена - 2 183 989,71), номер заявки 2 (дата и время подачи предложения -10.05.2016 09:40, признак ценового предложения - понижение, предложенная цена -2 195 924,08)
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.
В силу п. 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Разделу IX "Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским) свойствам изделий" документации об электронном аукционе в качестве технических характеристик указано: "режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Длительность каждого звукового комментария должна быть не менее 30 сек", "режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов записанных на флэш-карте", "габаритные размеры должны быть не более 140 мм х 77 мм х 37 мм".
На заседании Комиссии Курганского УФАС России представителями Заказчика даны объяснения и представлены документы с техническими характеристиками товаров, из которых следует, что требованиям Заказчика, к поставляемому товару в рамках объекта закупок, соответствуют товары нескольких производителей, а именно: ООО "КРУСТ", ООО "СЦЛес", ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ".
Таким образом, довод заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России не усматривается оснований для передачи материалов в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с тем, что признаков ограничения конкуренции при торгах не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ДЭНАС МС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/72-16 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016