Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-08/6776 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя;
Члены Комиссии <_> - заместитель начальника отдела;
<_> - ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 08-89/2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 части 3, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в отношении гражданина <>,
в отсутствии:
- гражданина или представителя по доверенности (надлежащем образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телеграммой от 30.04.2016 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина (Вх. N458/ж от 17.03.2016 г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения рекламной информации на Интернет-сайте организации "Российский общественный совет по надзору в области кредитования" ("РОСНОК") http://rosnok.ru/, а также на сайтах по адресам:
http://rosnok.nw21.ru/,
http://z.iticn.ru/tag/rosnok-oficialno-predstavlen-v-internete-sajt- rosnok-ru/,
http://sss.vk.com.1.gsr.anonimizing.com/club77548101null,
https://www.youtube.com/watchv=VlAS6MLN_nc,
https://www.youtube.com/watchv=LEKlFtzjp78 с использованием официальной символики государственных органов власти Российской Федерации, в том числе Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Государственной думы РФ, Верховного суда РФ, Центрального банка РФ и др., которая содержит признаки нарушения пункта 8 части 3, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По данному факту сотрудниками Управления произведен акт осмотра Интернет-сайта (Акт осмотра от 12.04.2016 г.).
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В целях установления лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства о рекламе, Управлением был направлен запрос о предоставлении информации в ООО "Регистратор доменных имён РЕГ.РУ". Обществом был представлен ответ, согласно которому администратором доменного имени rosnok.ru является Р.(423832, РТ, г. Набережные Челны, ул. Беляева, д. 37).
На основании изложенного, Управлением 12 апреля 2016 г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе N08-89/2016.
В ходе рассмотрения дела Р. документы и материалы, запрашиваемые Определением о возбуждении дела, в адрес Управления не направил. По адресу регистрации почтовую корреспонденцию Р. не получает.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N 08-89/2016, пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие объекта рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.
Информация, распространявшаяся на Интернет-сайте организации "Российский общественный совет по надзору в области кредитования" ("РОСНОК") http://rosnok.ru/, а также на сайтах по адресам:
http://rosnok.nw21.ru/,
http://z.iticn.ru/tag/rosnok-oficialno-predstavlen-v-internete-sajt- rosnok-ru/,
http://sss.vk.com.1.gsr.anonimizing.com/club77548101null,
https://www.youtube.com/watchv=VlAS6MLN_nc,
https://www.youtube.com/watchv=LEKlFtzjp78 с использованием официальной символики государственных органов власти Российской Федерации, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке услуг, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, оказываемым компанией Роснок, а также призвана рекламировать непосредственно саму компанию.
В данном случае представленная информация, направлена именно на привлечение внимания к Ответчику и его хозяйственной деятельности, на формирование интереса у неопределенного круга лиц на получение оказываемой им услуг и реализацию товара.
Исходя из пункта 8 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
Комментируемая статья не допускает в рекламе товаров, а также юридических и физических лиц эксплуатацию доверия потребителей к органам государственной власти, запрещает распространение в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении прав на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций. В данном случае на официальном сайте компании "Роснок" имеется выражение "отстаивая Ваши интересы, взаимодействуем с госструктурами:_", далее изображены официальная символика Роскомнадзора, Арбитражного суда РФ, Министерства внутренних дел РФ, Верховного суда РФ, Следственного комитета РФ, Государственной думы РФ и др. Иная контактная информация об организации (юридический адрес, фактический адрес, телефонные номера, ИНН и тд.) на сайте отсутствует.
Таким образом, учитывая, что государство - единственный полноправный пользователь государственной символики и носитель авторитета, неправомерное использование символов негосударственными учреждениями может вводить в заблуждение потребителей. Использование изображения схожего с государственным символом воспринимается потребителем как то, что данная организация является государственным органом, оказывает услуги от имени или по поручению государственных органов или под опекой государственных органов и, как следствие, имеет право на использование официального государственного символа, что может подорвать доверие к органам власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положений части 6 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае Управление пришло к выводу, что <_> является и рекламодателем, и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации, какие-либо иные данные о местонахождении компании "РОСНОК" (юридический адрес), контактная информация на вышеперечисленных Интернет-страницах отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу на Интернет-сайте организации "Российский общественный совет по надзору в области кредитования" ("РОСНОК") http://rosnok.ru/, а также на сайтах по адресам:
http://rosnok.nw21.ru/,
http://z.iticn.ru/tag/rosnok-oficialno-predstavlen-v-internete-sajt- rosnok-ru/,
http://sss.vk.com.1.gsr.anonimizing.com/club77548101null,
https://www.youtube.com/watchv=VlAS6MLN_nc,
https://www.youtube.com/watchv=LEKlFtzjp78 с использованием официальной символики государственных органов власти Российской Федерации, в том числе Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Государственной думы РФ, Верховного суда РФ, Центрального банка РФ и др., поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-08/6776 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016