Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-08/6778 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя;
Члены Комиссии <_> - заместитель начальника отдела
<_> - ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 08-93/2016, возбужденное по признакам нарушения части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") в отношении общества с ограниченной ответственностью "Антарес-НЧ" (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 35, офис 7; ИНН 1650263200) и общества с ограниченной ответственностью "Вкус жизни" (423832, РТ, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 17, офис 639; ИНН 1650183025),
в отсутствии:
- законного представителя или представителя по доверенности ООО "Вкус жизни" (надлежащем образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением от 5.05.2016 г.),
- законного представителя или представителя по доверенности ООО "Антарес-НЧ" (прекратило деятельность, согласно выписке из ЕГРЮЛ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина <_> (Вх. N579/ж от 08.04.2016 г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения в рекламно-информационной газете "Частное Подворье" N4 (4) от 24.03.2016 г. на 2 странице рекламного объявления следующего содержания: "АВТОКРЕДИТ ОТ 8% в подарок шины коврики сигнализация защите картера на выгодных условиях льготная программа ОБМЕН б/у на новые БЕЗ первоначального взноса, справок и КАСКО Вахитовское кольцо Автомойка "ШТАБ" (8552) 78-02-03_", которая содержит признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
На основании изложенного, Управлением 21 апреля 2016 г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе N08-93/2016.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования в данном рекламном объявлении является: товары, услуги реализуемые автосалоном "Автокредо", а также финансовая услуга - кредит (автокредит).
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, размещенная в рекламно-информационной газете "Частное Подворье" N4 (4) от 24.03.2016 г. на 2 странице содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно письму ФАС России N АК/21149 от 8.11.2007 г., в случае если реклама указывает на предоставление финансовых услуг: "кредит", "автокредит", "лизинг" или же такие словосочетания, как "продажа в кредит", "предоставление кредита", "предоставление в лизинг", то такую рекламу следует рассматривать как рекламу финансовых услуг, и на нее распространяются требования статьи 28 Закона о рекламе.
Выдача кредита является финансовой услугой, оказываемой банком, таким образом, в размещенной рекламе должно содержаться наименование кредитной организации, осуществляющей предоставление кредита.
Таким образом, вышеуказанная реклама, размещенная в рекламно-информационной газете "Частное Подворье" N4 (4) от 24.03.2016 г. на 2 странице рекламного объявления следующего содержания: "АВТОКРЕДИТ ОТ 8% в подарок шины коврики сигнализация защите картера на выгодных условиях льготная программа ОБМЕН б/у на новые БЕЗ первоначального взноса, справок и КАСКО Вахитовское кольцо Автомойка "ШТАБ" (8552) 78-02-03_" является рекламой именно финансовой услуги по выдаче автокредита.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как следует из содержания вышеуказанной рекламы в нем отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению автокредита (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество), а также отсутствуют условия предоставления автокредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данными услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данными услугами лица (срок кредита, сумма кредита, сведения о комиссии за выдачу кредита, информация о периоде за которую составляет указанная процентная ставка и т.п.), при условии, что в ней сообщается только стоимость кредита в 8%.
Из разъяснений в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" следует, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представителя о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойств.
Отсутствие наименования организации, оказывающей услуги по предоставлению кредита, противоречит и не отвечает требованиям законодательства о рекламе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рекламное объявление следующего содержания: "АВТОКРЕДИТ ОТ 8% в подарок шины коврики сигнализация защите картера на выгодных условиях льготная программа ОБМЕН б/у на новые БЕЗ первоначального взноса, справок и КАСКО Вахитовское кольцо Автомойка "ШТАБ" (8552) 78-02-03_", нарушает требования части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно выходным данным рекламно-информационной газеты "Частное Подворье", учредителем и издателем газеты является ООО "Вкус жизни" (423832, РТ, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 17, офис 639; ИНН 1650183025).
19 апреля 2016 г. в ответ на запрос информации (Исх. NИП-08/5428 от 18.04.2016 г.) редакция газеты "Частное Подворье" представила письменные объяснения, договор N 592 от 01 марта 2016 г. на оказание рекламных услуг, заключенный с ООО "Антарес-НЧ" (заказчик), акт о размещении рекламы N127 от 07.04.2016 г., дополнительное соглашение N1 к договору N592 от 01 марта 2016 г. (согласованный макет рекламы) и др.
Из положений части 7 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель, т.е. ООО "Вкус жизни".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
Таким образом, исходя из вышеизложенного, рекламодателем рассматриваемого рекламного объявления является ООО "Антарес-НЧ" (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 35, офис 7; ИНН 1650263200), рекламораспространитель - ООО "Вкус жизни".
В соответствии с документами, направленными ООО "Вкус жизни", письменными пояснениями ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации несет главный редактор, обязанности которого с 01.03.2016 г. по 30.03.2016 г. исполняла гражданка З.
В ходе рассмотрения дела доказательного опровержения нарушения части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" ООО "Вкус жизни" не представлено.
Из положений части 6 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель. Однако в ходе рассмотрения дела N08-93/2016, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссией установлено, что с 22 апреля 2016 г. ООО "Антарес-НЧ" прекратило деятельность.
На основании части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1,2 статьи 36 и частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламно-информационной газете "Частное Подворье" N4 (4) от 24.03.2016 г. на 2 странице следующего содержания: "АВТОКРЕДИТ ОТ 8% в подарок шины коврики сигнализация защите картера на выгодных условиях льготная программа ОБМЕН б/у на новые БЕЗ первоначального взноса, справок и КАСКО Вахитовское кольцо Автомойка "ШТАБ" (8552) 78-02-03_", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Выдать ООО "Вкус жизни" (423832, РТ, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 17, офис 639; ИНН 1650183025) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-08/6778 (опубликовано 13 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016