Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 12 мая 2016 г. N 5/2016
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 5/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Оберемок В.В. - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра;
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
рассмотрев в присутствии представителя <_> <_> ООО "ПИРС" по доверенностям от 29.02.2016 <_> в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя дело N 5/2016 по признакам нарушения ООО "ПИРС" (место нахождения: 357111, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Монтажная, д. 7 А; ИНН 2631199511), <_> <_> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах, а именно аукциона в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102, установила:
Основанием для возбуждения дела N 5/2016 послужили материалы, собранные Краснодарским УФАС России по результатам анализа фактов, изложенных в поступившем 30.10.2015 в Краснодарское УФАС России заявлении ГБУЗ "Армавирский противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края о нарушении участниками электронного аукциона антимонопольного законодательства при проведении ГБУЗ "Армавирский противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края аукциона в электронной форме: N 0318200031515000102 (Капитальный ремонт зданий программе "Доступная среда" в 2015 году) (далее - Аукцион).
В ходе рассмотрения заявления ГБУЗ "Армавирский противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края, а также документов и сведений, представленных электронной торговой площадкой ЗАО "Сбербанк-АСТ", Краснодарским УФАС России в действиях <_> <_> ООО "ПИРС" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом Краснодарского УФАС России от 29.01.2016 N 35 возбуждено дело N 5/2016 и определением от 12.02.2016 исх. N 2881/5 рассмотрение дела назначено на 24.03.2016. Указанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: <_> <_> ООО "ПИРС".
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N 5/2016, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", определением Краснодарского УФАС России от 24.03.2016 исх. N 5973/5 рассмотрение дела N 5/2016 отложено на 28.04.2016.
Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена представленная ГБУЗ "Армавирский противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края (вх. N 13614 от 08.12.2015) документация по Аукциону, а также сведения, представленные ЗАО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 13842 от 14.12.2015) по Аукциону.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 5/2016 и установила, что <_> <_> ООО "ПИРС" до 22 октября 2015 года заключили устное соглашение (далее - Соглашение), которое предусматривало поддержание цен на аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102 и участвовали в нем до 26 октября 2015 года включительно.
Наличие Соглашения между <_> <_> ООО "ПИРС" при участии в аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102 на торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" в октябре 2015 года подтверждается следующими фактами:
1. Подача 22.10.2015 (с 12:44 час. по 13:34 час.) заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0318200031515000102, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.131.63.
| |
|
|
|
IP 95.153.131.63
2. Вход на сайт электронной площадки во время проведения аукциона в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102 и подача ценовых предложений, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.132.55.
| |
|
|
|
IP 95.153.132.55
В ходе подготовки и участия в аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102 <_> <_> преднамеренно исключали возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения с ними контракта по результатам торгов.
<_> <_> ООО "ПИРС" при участии в Аукционе реализовывали единую стратегию поведения.
Согласно документам и информации, представленным заказчиком по Аукциону, а также ЗАО "Сбербанк-АСТ", исследуемый аукцион проходил следующим образом:
На аукцион от 26.10.2015 N 0318200031515000102 - Капитальный ремонт зданий по программе "Доступная среда" в 2015 году, с начальной ценой контракта 299 941,00 рублей, было подано 6 заявок. В открытом аукционе в электронной форме приняли участие 5 участников размещения заказа.
Заказчик - ГБУЗ "Армавирский противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края (352932, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, д. 254).
Дата и время проведения аукциона: 26.10.2015 12:40.
Дата и время окончания аукциона: 26.10.2015 15:20.
Согласно информации, предоставленной оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", поступили следующие итоговые предложения о цене контракта от участников аукциона:
Номер заявки |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Время |
IP-адрес |
7 |
ООО "РЕГИОН-СТРОЙ-ЮГ" |
298 441,29 |
12:42:55 |
176.32.137.162 |
1 |
ООО "Петрокстим" |
298 441,30 |
12:45:28 |
94.28.124.6 |
6 |
<_> |
110 436,77 |
15:02:47 |
95.153.132.55 |
5 |
<_> |
108 937,06 |
15:10:16 |
95.153.132.55 |
4 |
ООО "ПИРС" |
295 000,00 |
15:30:07 |
95.153.132.55 |
По ходу проведения аукциона двумя участниками размещения заказа: <_> <_> были поданы предложения, в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 63,68 %.
ООО "ПИРС" на последних секундах аукциона сделало итоговое предложение по цене контракта в размере 295 000,00 рублей.
Победителем аукциона N 0318200031515000102 было признано ООО "ПИРС" с ценой контракта 295 000,00 рублей, снижение максимальной цены составило 1,65 %.
Подав соответствующую информацию в первой части заявок <_> <_> были допущены к аукциону и подавали соответствующие ценовые предложения, снижая цену аукциона.
По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок, заявки <_> <_> были признаны не соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Заявка <_> отклонена на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с не представлением <_> декларации о соответствии требованиям, установленным аукционной документацией.
Заявка <_> отклонена на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с нахождением <_> в реестре недобросовестных поставщиков.
Нарушения, допущенные указанными хозяйствующими субъектами при формировании состава документов из вторых частей заявок, являются однотипными, сходными.
При этом, учитывая, что данные документы должны были представляться в составе именно вторых частей заявок, <_> <_> обеспечили себе наступление следующих правовых последствий:
1) <_> <_> должны были быть признаны участниками аукциона;
2) <_> <_> должны были быть допущены к участию в процедуре аукциона, на котором они имели право выдвигать ценовые предложения и конкурировать с другими, допущенными к участию в аукционе организациями;
3) заявки <_> <_> должны были быть отклонены только после проведения и завершения процедуры аукциона, когда было закончено принятие ценовых предложений от организаций, допущенных к участию в аукционе;
4) победителем аукциона и лицом, с которым должен был быть заключен контракт, должна была выступить организация, сделавшая следующее по величине после <_> <_> ценовое предложение при проведении процедуры аукциона и знавшая о том, что заявки <_> <_> будут отклонены после проведения процедуры аукциона и рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе - ООО "ПИРС".
Подача 22.10.2015 (с 12:44 час. по 13:34 час.) заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0318200031515000102, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.131.63.
Как следует из таблицы, ценовые предложения формально независимых хозяйствующих субъектов <_> <_> ООО "ПИРС", конкуренция которых предполагается на торгах, подавались с одного IP-адреса: 95.153.132.55, что свидетельствует о скоординированности действий указанных лиц и указывает на их взаимосвязь при участии в Аукционе.
Данные обстоятельства подчеркивают, в том числе синхронность (единообразие) действий (поведения) участников аукциона, которые являются результатом реализации устного соглашения, целью которого являлось заключение контракта третьим участником сговора (участника соглашения) путем введения в заблуждения остальных участников аукциона.
Действия <_> <_> по подаче демпинговых ценовых предложений и искусственное снижение начальной (максимальной) цены контракта без намерения заключить контракт, своей целью преследовали создание видимости конкурентной борьбы, и введение в заблуждение остальных (за исключением ООО "ПИРС") участников аукциона.
Поведение <_> <_> было направлено на исключение иных участников аукциона для предоставления преимуществ ООО "ПИРС".
Вышеуказанные действия участников аукциона <_> <_> ООО "ПИРС" явились результатом реализованного ими при участии в аукционе устного соглашения, которые привели к поддержанию цен на торгах.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заявлениями <_> (вх. N 2715 от 16.03.2016); <_> (вх. N 2712 от 16.03.2016); ООО "ПИРС" (вх. N 2709 от 16.03.2016) о заключении и участии в антиконкурентном соглашении.
Согласно данным заявлениям, <_> <_> ООО "ПИРС" сообщают о совместных действиях в интересах друг друга при участии в аукционе от 26.10.2015 N 0318200031515000102, предметом которых явилось обеспечение победы ООО "ПИРС" в Аукционе, путем обмена информацией посредством использования личной мобильной связи, сети "Интернет", личных встреч. <_> <_> были заведомо допущены неточности в составе заявок, направленных на Аукцион, в целях обеспечения гарантии последующего отклонения данных заявок. В то же время и первая и вторая части заявок ООО "ПИРС" подавались в полном соответствии с требованиями Аукциона. <_> <_> ООО "ПИРС" на период участия в Аукционе заключили антиконкурентное соглашение, после окончания участия в Аукционе закончили участие в антиконкурентном соглашении.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" последствиям.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципа разумности и обоснованности.
Анализ поведения <_> <_> ООО "ПИРС", показывает, что в ходе участия в Аукционе, указанные хозяйствующие субъекты применяли следующую стратегию поведения: двое из участников Соглашения (<_> <_>) в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену лота на существенную величину, затем, третий участник Соглашения (ООО "ПИРС") на последних секундах аукциона предлагал цену, ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона и становился победителем аукциона (подача предложений о цене контракта, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.132.55). В то же время, заявки участников Соглашения (<_> <_>) были отклонены за несоответствие вторых частей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, что делало невозможным заключение с ними контракта и позволяло заключить контракт с третьим участником Соглашения (ООО "ПИРС").
Действия <_> <_> ООО "ПИРС" и соответственно результат торгов по аукциону в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102, является следствием достигнутого между ними соглашения, направленного на поддержание цены на торгах.
Комиссией по делу N 5/2016 установлено, что достигнутое между <_> <_> ООО "ПИРС" соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.
Таким образом, материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии заключения и реализации соглашения между <_> <_> ООО "ПИРС", которое привело к поддержанию цены на торгах в открытом аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102.
Комиссией установлено, что доходы Ответчиков по делу N 5/2016 от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили:
- ООО "ПИРС" - 295 000,00 рублей.
- <_> - получение дохода не установлено;
- <_> - получение дохода не установлено.
На основании вышеизложенного, в действиях <_> <_> ООО "ПИРС" установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ООО "ПИРС" (место нахождения: 357111, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Монтажная, д. 7 А; ИНН 2631199511), <_> <_> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102.
В связи с тем, что Заказчиком с победителем открытого аукциона в электронной форме от 26.10.2015 N 0318200031515000102 ООО "ПИРС" заключен контракт, с учетом требований части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписание не выдавать.
Передать материалы дела N 5/2016 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.В. Оберемок
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 мая 2016 г. N 5/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016