Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 11 мая 2016 г. N ИП-04/6578
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.03.2016 г. N02/108-пр проведена плановая выездная проверка в отношении Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" (далее - ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ") (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; ИНН 1654003114).
Проверка начата 11 апреля 2016 года, окончена 11 мая 2016 года.
Акт составлен ведущим специалистом - экспертом отдела контроля закупок <_>
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:
____________________________________________________________________ ___
(Ф.И.О. руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)
Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся: <_> - должностное лицо ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ".
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ".
Проверяемый период соблюдения ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: с 01.01.2015 года до даты завершения контрольного мероприятия.
Срок и место проведения проверки: с 11.04.2016 года по 11.05.2016 года включительно; РТ, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено следующее.
1. Общие сведения об объекте контроля:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" (далее по тексту - ВУЗ) осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1696.
ВУЗ является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
ВУЗ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, другими нормативными актами и настоящим Уставом.
Основными задачами ВУЗа являются:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования;
удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием, научно-педагогических работников высшей квалификации, руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа;
- сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к народу, национальным традициям и духовному наследию России, бережного отношения к репутации ВУЗа.
Предметом деятельности ВУЗа является:
- реализация в пределах контрольных цифр приема граждан основных образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, самостоятельно устанавливаемыми ВУЗом, а также реализация основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. ВУЗ в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим Уставом;
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по профилю ВУЗа в соответствии с тематическим планом научно- технической работы реализуемым за счет средств федерального бюджета;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр.
2. В рамках проведения проверки изучен реестр недвижимого имущества, закрепленного за ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" на праве оперативного управления, запрошенного в пункте 31 приказа от 25.03.2016 года N02/108-пр.
В ходе изучения указанной документации ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" за 2014 год было установлено следующее.
25.06.2015 года, по результатам проведенных торгов N140515/8033557/01 (протокол N1 от 09.06.2015 года), между ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" и ООО "Медиафарм" был заключен единственный договор аренды N3 нежилого помещения N2е, общей площадью 4,7 кв.м., расположенного по адресу: РТ, город Казань, ул. Большая Красная, д. 55, литер 1, этаж 1 для размещения точки тиражирования (ксерокопирования), продажи книг и канцелярских товаров сроком на 3 года.
Вместе с тем, на основании распоряжения Министерства образования и науки РФ NР-85 от 31.07.2014 года, ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" были заключены договоры аренды нежилых и складских помещений N2 от 02.10.2014 года, N1 от 22.10.2014 года и N4 от 06.07.2015 года с ООО "АВИЭНС-КАИ" (ИНН 1661032194).
Согласно справке N29-0000-1486 от 05.05.2016 года, предоставленной ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ", указанные договоры заключались в рамках Постановления Правительства Российской Федерации N677 от 12.08.2011 года, согласно п.1 которого договоры аренды заключаемые учреждением с созданными им хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности заключаются без проведения конкурсов или аукционов в отношении государственного имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Следует отметить, что в Постановлении Правительства Российской Федерации N677 от 12.08.2011 года утвержден свод правил определяющий порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений со ссылкой на норму части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Целями заключения договоров N2 от 02.10.2014 года, N1 от 22.10.2014 года и N4 от 06.07.2015 года с ООО "АВИЭНС-КАИ" являлось практическое применение изобретений "Охлаждаемая двухступенчатая турбина ГТД с трубчатой и трубчато-кольцевой камерой сгорания", "Воздушная турбина привода лебедки для роспуска и подбора антенны".
Указанное в договорах N2 от 02.10.2014 года, N1 от 22.10.2014 года и N4 от 06.07.2015 года имущество, ООО "АВИЭНС-КАИ" в субаренду не передавалось.
На основании сведений полученных из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем ООО "АВИЭНС-КАИ" является ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ", а это значит, что данный хозяйствующий субъект подпадает под исключения части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в рамках проведенной проверки, отделом контроля органов власти была запрошена информация относительно аренды помещений общественного питания, предназначенных для сотрудников и учащихся ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ".
На основании представленных сведений, Инспекцией было выявлено, что имущество, находящееся в ведении ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" в аренду для организации общественного питания не предоставлялось.
Также, согласно предоставленному штатному расписанию от 11.01.2016 года, инспекцией было установлено, что данной деятельностью в зданиях университета занимается комбинат питания, являющийся структурным подразделением ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ".
3. Объем (количество, стоимость) закупок проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений, конкурса с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) за 2015-2016 гг., представлен в таблицах N1 и N2, соответственно.
Таблица N1
2015 год |
Электронный аукцион |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
263 858 512,29 |
768 942,15 |
0 |
0 |
211 906 390,97 |
Общее количество |
179 |
4 |
0 |
0 |
107 |
Итого общий объем закупок за 2015 г. |
264 627 454,44 |
211 906 390,97 |
|||
2016 год |
Электронный аукцион (в т.ч. переходящие с 2015 г.) |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
24 577 086,49 |
0 |
0 |
0 |
146 455 426,33 |
Общее количество |
24 |
0 |
0 |
0 |
53 |
Итого общий объем закупок за 2016 г. |
24 577 086,49 |
146 455 426,33 |
Таблица N2
2015 год |
Электронный аукцион (в т.ч. переходящие с 2014 г) |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
105 363 890,93 |
7 742 410,75 |
0 |
0 |
6 866 348,25 |
Общее количество |
116 |
44 |
0 |
0 |
449 |
Итого общий объем закупок за 2015 г. |
113 106 301,68 |
6 866 348,25 |
|||
2016 год |
Электронный аукцион (в т.ч. переходящие с 2015 г.) |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
31 897 242,28 |
2 789 010,96 |
0 |
760 000,00 |
16 282 253,49 |
Общее количество |
61 |
30 |
0 |
1 |
118 |
Итого общий объем закупок за 2016 г. |
35 446 253,24 |
16 282 253,49 |
4. Сведения об объеме закупок в рамках Законодательства о контрактной системе у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, за 2015 год.
ТаблицаN3
Год |
Количество |
Общая стоимость |
2015 |
94 |
199 798 000, 58 |
5. Сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг по Закону о закупках за 2015-2016 гг.
Таблица N4
Год |
Количество |
Общая стоимость |
2015 |
160 |
113 106 301, 68 |
2016 |
79 |
34 686 253, 24 |
6. План-график на 2015- 2016 гг.
Государственным заказчиком - ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ":
- за 2015 г. были внесены изменения в План -график по Закону о контрактной системе в количестве: 36.
- в 2016 году были внесены изменения в План-график по Закону о контрактной системе в количестве: 11.
- за 2015 г. были внесены изменения в План-график по Закону о закупках в количестве: 36.
- в 2016 году были внесены изменения в План-график по Закону о контрактной системе в количестве: 14.
План-график на 2015 год размещен 30.12.2014 г., на 2016 год размещен 30.12.2015 г., что соответствует действующему законодательству.
7. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2014 и 2015 годах, государственным заказчиком размещен 23.03.2015 г. и 30.03.2016 г., соответственно. Объем закупок в 2015 году составил 19,8%, в 2016 году - 97,9%.
8. При проведении закупок, заказчик руководствуется в том числе, Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ". Положение размещено на сайте zakupki.gov.ru - 07.02.2016 г.
В части 7.2 статьи 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" установлено, договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам некоторых процедур - не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола.
Таким образом, Заказчиком в Положении о закупках установлен максимальный срок для подписания договора, а именно не позднее двадцати дней, а по результатам некоторых процедур - не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола, что позволяет заключить договор сразу же после опубликования протокола подведения итогов торгов, в связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Вышеуказанные нарушения были предметом рассмотрения Комиссией Татарстанского УФАС России и были отражены в решении от 27.04.2016 г. N Т04-144/2016, кроме того, на основании вышеуказанных нарушений заказчику было выдано предписание об устранении данного нарушения, срок исполнения предписания на данный момент не истек.
9. Выборочной проверкой закупок установлено следующее:
9.1. Извещение о проведении совместного электронного аукциона от 29.03.2016 г. N0311100002616000026 на капитальный ремонт помещений (актовый зал, читальный зал библиотеки, лестницы, коридоры, туалеты) учебного здания N1 КНИТУ -КАИ по адресу: г.Казань, ул. К. Маркса, 10.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 987 304, 00 рублей.
1) Согласно требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), при проведении аукционов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик должен устанавливать к участникам закупки дополнительные следующие требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Предмет вышеуказанного электронного аукциона является капитальный ремонт помещений (актовый зал, читальный зал библиотеки, лестницы, коридоры, туалеты) учебного здания N1 КНИТУ -КАИ по адресу: г.Казань, ул. К. Маркса, 10, подпадает под действие Постановления N99, так как объектом является здание, включенное в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По результатам изучения аукционной документации установлено, что заказчик установил требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) согласно Федеральному закону от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ (ред. От 08.03.2015 г.) "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Однако, аукционная документация, а также извещение вышеуказанного электронного аукциона не содержат ни одного из требований, предусмотренных Постановлением N99.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с пунктом 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении и аукционной документации установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Согласно документации "Информационная карта" "расчеты производятся _ в течение 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов.
В соответствии с пунктом 2.4. проекта Контракта "Расчеты производятся после выполнения работ на основании согласованных Сторонами Актов выполненных работ по унифицированной форме КС-2, форма КС-3, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 N100 "Об утверждении унифицированной форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно - строительных работ", счета и счета -фактуры Подрядчика в течении 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов.
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты выполненной работы, превышающий 30 (тридцать) дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 30 Закона о закупках.
3) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик обязан был установить в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрет и ограничение согласно вышеуказанному постановлению.
Вместе с тем, заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона и документации не установлены запреты, ограничения допуска работ, выполняемых иностранным лицами в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении N1457.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
9.2. Извещение о проведении электронного аукциона от 23.01.2015 г. N0311100002615000001 на предмет "Поставка установки для производства порошков для лазерной наплавки для нужд КНИТУ-КАИ".
Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23 или 44 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
В соответствии с частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требования части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093 утверждено положение о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно опубликованному отчету об исполнении контракта, а также предоставленным государственным заказчиком документам по вышеуказанному контракту, документом подтверждающим исполнение контракта является товарная накладная от 22.06.2015 г. N47.
Вместе с тем, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru информация об исполнении контракта опубликована 24 июля 2015 года, т.е. после истечения срока в соответствии с положением.
Таким образом, государственным заказчиком допущено нарушение требований части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе.
9.3. Извещение о проведении электронного аукциона от 16.03.2016 г. N0311100002616000016 на предмет "Оказание услуг по организации комплекса мероприятий, приуроченных ко Дню рождения А.Н.Туполева для студентов очной формы обучения КНИТУ - КАИ".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик обязан был установить в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрет и ограничение согласно вышеуказанному постановлению.
Вместе с тем, заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона и документации не установлены запреты, ограничения допуска работ, выполняемых иностранным лицами в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении N1457.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аналогичные нарушения выявлены при проведении закупки по извещениям от 05.03.2016 г. N0311100002616000013, от 16.03.2016 г. N0311100002616000016, от 30.03.2016 г. N0311100002616000027, от 18.04.2016 N0311100002616000031, от 31.03.2016 г. N0311100002616000028.
9.4. Извещение о проведении электронного аукциона от 24.08.2015 г. N0311100002615000156, от 27.08.2015 г. N0311100002615000162, от 14.09.2015 г. N0311100002615000165, от 25.09.2015 г. N0311100002615000172.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь частью 5 статьи 31 информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г. N227 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что заказчик обязан устанавливать в извещении о закупке и документации о закупке, что участники закупки должны соответствовать требованию установленному пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком не установлено требование в аукционной документации о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе, а именно: участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" допущены нарушения части 4 статьи 31, части 9 статьи 94, пункта 6 части 1 статьи 63, части 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
3. ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" необходимо принять меры по недопущению впредь нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.
Акт составлен в 2-х экземплярах на 14 листах.
С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта
на 14 листах получен: ____________________/__________________________________
(подпись, уполномоченного представителя проверяемого лица,
должность, Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 мая 2016 г. N ИП-04/6578
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016