Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 27 апреля 2016 г. N 16-Т-16-АП
Я, Темерева Татьяна Владимировна, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 16-Т-16-АП, возбужденного в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Хакасский ТЭК",<_>
паспорт серия <_> выдан 2 <_>
место регистрации: г. Черногорск,
дата рождения:<_>
место работы, занимаемая должность: генеральный директор ООО "Хакасский ТЭК" (протокол очередного общего собрания участников ООО "Хакасский ТЭК" от 13.10.2014; дополнительное соглашение от 17.10.2014 к трудовому договору от 20.10.2009 б/н),
ИНН: <_>
квалифицируемом по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
В отсутствие <_> извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (почтовое уведомление о вручении отправления N 65501795301947, отправление вручено 30.03.2016).
Заявлений, ходатайств, отводов от <_> не поступало.
права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения заявления ООО "Сервис-Лайн" (далее также Заявитель), которое является управляющей организацией многоквартирных домов в г. Черногорске по адресам: ул. Пушкина, 36; пр. Космонавтов, 7; ул. Дзержинского, 2, 4, 8, на неправомерные действия ООО "Хакасский ТЭК" (далее также теплоснабжающая организация, Общество), Управлением было возбуждено дело N 12-А-Т-15 по признакам нарушения ООО "Хакасский ТЭК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в необоснованном не принятии отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за февраль 2015 года по многоквартирным домам в г. Черногорске, расположенным по адресам: ул. Пушкина, 36; пр. Космонавтов, 7; ул. Дзержинского, 2, 4, 8.
Решением Хакасского УФАС России N 12-А-Т-15 от 06.07.2015 положение ООО "Хакасский ТЭК" на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей признано доминирующим; действия (бездействия) ООО "Хакасский ТЭК" в части необоснованного не принятия отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за февраль 2015 года по многоквартирным домам в г. Черногорске, расположенным по адресам: ул. Пушкина, 36; пр. Космонавтов, 7; ул. Дзержинского, 2, 4, 8, признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Хакасского УФАС России при принятии названного решения исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Хакасский ТЭК" общество осуществляет следующие виды деятельности: основной - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительные - передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) и другие.
Хакасским УФАС России с учетом специфики осуществляемых обществом видов деятельности, наличия и использования присоединенной сети, наличия тарифов на производство и передачу тепловой энергии, наличие заключенных с абонентами договоров, а также того обстоятельства, что в состав осуществляемого ответчиком вида деятельности в качестве части комплексного рынка входит осуществление естественно-монопольного вида деятельности (передача тепловой энергии) установлено, что ООО "Хакасский ТЭК" на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей занимает доминирующее положение.
В результате рассмотрения дела N 12-А-Т-15 комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что ООО "Хакасский ТЭК" злоупотребило своим доминирующим положением на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей, так как в нарушение требований Правил N Вк-4936 и Правил N 1034 не принимало отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за февраль 2015 года по многоквартирным домам в г. Черногорске, расположенным по адресам: ул. Пушкина, 36; пр. Космонавтов, 7; ул. Дзержинского, 2, 4, 8. Результатом таких действий является или может являться ущемление интересов как заявителя ООО "Сервис-Лайн", так и собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Сервис-Лайн", так как дает теплоснабжающей организации возможность не учитывать показания приборов учета при корректировке, которая согласно положениям Правил N 307 должна производиться ежегодно.
Нарушение ООО "Хакасский ТЭК" антимонопольного законодательства, установленного в ходе рассмотрения дела N 12-А-Т-15, было подтверждено решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-8443/2015, вступившим в законную силу.
Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении является решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу N 12-А-Т-15 от 06.07.2015.
Согласно части 1 статьи 23.48, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Серик С.В. является генеральным директором ООО "Хакасский ТЭК", что подтверждается протоколом очередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" от 13.10.2014, дополнительным соглашением от 17.10.2014 к трудовому договору от 20.10.2009.
В силу своего должностного положения <_> обязан обеспечить соблюдение обществом требований законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заместителем руководителя - начальником отдела Хакасского УФАС России, Т.В. Темеревой, 25 марта 2016 года составлен протокол N 16-Т-16-АП об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Хакасский ТЭК", <_> квалифицируемом по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие <_> извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола уведомлением о составлении протокола от 20.02.2016 N 05-978/СМ.
Копии протокола об административном правонарушении N 16-Т-16-АП от 25.03.2016 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 16-Т-16-АП от 25.03.2016 в соответствии с п. 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ направлены лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и получены 30.03.2016 (уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления N 65501796302196 и N 65501796302189).
Таким образом, должностное лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).
Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.
Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы <> не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение <_> обо всех процессуальных действиях Хакасского УФАС России, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.
В материалы дела ООО "Хакасский ТЭК" за подписью генерального директора Общества, <_> предоставлены объяснения по делу об административном правонарушении N 16-Т-16-АП от 18.04.2016 N 837 (вх. N 2071 от 21.04.2016).
Согласно указанным объяснениям, генеральный директор (со ссылкой на положения ст. 2.1 КоАП РФ) просит освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, поскольку не было допущено причинения вреда здоровью, имуществу граждан и т.д. В случае отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, применить ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера.
В обоснование наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением лица, привлекаемого к административной ответственности, в названных пояснениях указано, что ООО "Хакасский ТЭК" находится в тяжелом материальном положении, имеется значительная дебиторской задолженность, также при осуществлении основной деятельности в отопительный период 2015-2016 гг. Общество понесло дополнительные затраты, по результатам деятельности Общества за период 2015 г. убыток составил около 70 млн. рублей; кроме того по всем расчетным счетам Общество имеются ограничения на распоряжения денежными средствами. Согласно указанным объяснениям, в случае признания генерального директора ООО "Хакасский ТЭК",<_>, виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, заявитель просит применить минимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей санкцией, а именно не более 10000 рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).
Постановлением о назначении административного наказания по делу N 15-Т-16-АП от 27.04.2016 ООО "Хакасский ТЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица определена мера ответственности в виде административного штрафа.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалами дела не подтвержден факт принятия ООО "Хакасский ТЭК" исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства. В данном случае у ООО "Хакасский ТЭК" имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.
Обеспечение соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в силу должностного положения является прямой обязанностью генерального директора Общества.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии вины должностного лица в совершении данного административного правонарушения, состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела, которым установлено, что совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также подтверждается вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения должностным лицом - генеральным директором ООО "Хакасский ТЭК<_> подтверждается протоколом об административном правонарушении N 16-Т-16-АП от 25.03.2016 года и другими материалами данного дела, а также материалами дела N 12-А-Т-15.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Лицо, совершившее административное правонарушение: генеральный директор ООО "Хакасский ТЭК", <_>
Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно: необоснованное не принятие отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за февраль 2015 года по многоквартирным домам в г. Черногорске, расположенным по адресам: ул. Пушкина, 36; пр. Космонавтов, 7; ул. Дзержинского, 2, 4, 8.
Место совершения административного правонарушения: г. Черногорск.
Время совершения административного правонарушения: период с октября 2014 по март 2015 года.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение. Оснований для прекращения дела не имеется.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения не установлены.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного должностным лицом административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
При рассмотрении дела установлено одно обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановлением от 14.10.2014 по делу об административном правонарушении N 12-Т-14-АП генеральный директор ООО "Хакасский ТЭК" <_> был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 17 февраля 2015 года, когда принято решение Верховного суда Республики Хакасия, которым установлена законность решения Черногорского городского суда от 26.12.2014 об оставлении без изменения постановления Хакасского УФАС России N 12-Т-14-АП от 14.10.2014.
Следовательно, прихожу к выводу, что <_> повторно совершено однородное административное правонарушение в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию согласно статьей 4.6. КоАП РФ.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность считаю возможным учесть следующие обстоятельства: оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении.
Иных смягчающих обстоятельств не установлено, должностным лицом об их наличии не заявлено, доказательств тяжелого имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности в адрес Управления не представлено, документы и пояснения, представленные с объяснениями от 18.04.2016 (вх. N 2071 от 21.04.2016) представлены в отношении юридического лица - ООО "Хакасский ТЭК".
Довод о снижении административного штрафа до 10000 рублей подлежит отклонению по тем основаниям, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Соответствующей нормой КоАП РФ минимальный размер административного штрафа для должностного лица установлен в размере 20 000 рублей.
КоАП РФ, общие правила назначения административного наказания (в частности ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ) не предусматривают возможности назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа, в частности для должностных лиц, составляет менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, считаю возможным назначить <_> наказание в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Наказание в виде штрафа в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения (с учётом характера совершенного правонарушения и защищаемого общественного интереса) и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом ранее изложенного, а также всех обстоятельств дела считаю назначение административного наказания в указанном размере справедливым и соразмерным.
Руководствуясь статьей 23.48, 29.9, 29.10, частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать генерального директора ООО "Хакасский ТЭК" <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей 00 копеек (двадцать пять тысяч рублей 00 копеек).
Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.
Должник:<_>
Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана _________2016 года.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу ________2016 года.
Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумму штрафа необходимо уплатить в федеральный бюджет: ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 95701000, код бюджетной классификации 16111602010016000140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
ID плательщика: 0100000000000899040887643
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя -
начальник отдела антимонопольного
законодательства и рекламы Т.В. Темерев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 27 апреля 2016 г. N 16-Т-16-АП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016