Заместитель руководителя Курского УФАС России В.М.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении N02-09-40-2016 и материалы, связанные с нарушением ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" (место нахождения: 305960, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, ответственность за которое установлена ч.6 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии заместителя начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" - Т.Л.Я. установила:
21 января 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ организатором торгов - Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" было размещено извещение о проведении закупки посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65) и документация на проведение запроса котировок.
Проведение данной закупки регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N404-п от 21.08.2015 г. (далее - Положение о закупках), документацией о проведении запроса котировок, утвержденной начальником Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" - Б.Г.И. 21.01.2016 г.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок был установлен до 00 час 00 мин. 2 февраля 2016 года, дата и время рассмотрения заявок - 10 час. 30 мин. 2 февраля 2016 года, дата и время подведения итогов - 10 час. 00 мин. 4 февраля 2016 г.
В течение срока приема заявок на участие в запросе котировок на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65) было подано 5 заявок на участие в закупке: ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала УВО по Курской области, ООО "Гранит", ООО "Монтажсервис", ООО "СпецМонтажСервис", ООО "МАТРИЦА".
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. двое из претендентов на участие - ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области (предлагаемая цена - 65 817, 60р.) и ООО "Монтажсервис" (предлагаемая цена - 72 000, 00р.) были допущены к участию в закупке, заявки остальных претендентов на участие в закупке были отклонены по следующим основаниям:
- ООО "Гранит" (предлагаемая цена - 39 000, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "СпецМонтажСервис" (предлагаемая цена - 57 159, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "МАТРИЦА" (предлагаемая цена - 60 000, 00р.) - невыполнение п.8 части IV.
По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия приняла решение заключить договор с ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала УВО по Курской области, как претендент, предложивший меньшую цену предмета закупки.
03.02.2016 г. по результатам проведения закупки N31603227163 посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме по лоту N65 между ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" и ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области заключен договор N1-2/16 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ.
В ходе рассмотрения дела N02-08-16-2016 по жалобе ООО "СпецМонтажСервис" и анализа представленных Заказчиком документов о закупке Курским УФАС России установлено, что порядок рассмотрения заявок и решения о допуске/отказе в допуске к участию в закупке не соответствуют Положению о закупке и приводят к нарушению ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
1. В соответствии с п.5.4 раздела I (Общие условия) закупочной документации результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором, помимо прочих, должны содержаться сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения. Аналогичные требования к протоколу оценки котировочных заявок содержатся в п.21.9.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N404-п от 21.08.2015 г. (далее - Положение о закупках).
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. заявка ООО "СпецМонтажСервис" на участие в запросе котировок (закупка N31603227163 лот N65) была отклонена по причине несоответствия требованиям п.3.2.2 части I и п.2.5 части II закупочной документации.
В то же время, исходя из материалов дела и пояснений ответчика, ООО "СпецМонтажСервис" не было допущено к дальнейшему участию в закупке по следующим основаниям: отсутствие информации, предусмотренной п.3.2.2 раздела I (Общие условия) п.2.5 раздела II (Информационная карта) закупочной документации, а именно: в п.2 таблицы заявки не указано, что понимать под единицей измерения (месяц или год); цена за единицу измерения и общая цена совпадают; не соответствие требованиям п.8 ч. IV (Техническая часть документации) закупочной документации, согласно которому участник закупки обязан представить два договора, в предмет которых включены товары (работы, услуги), являющиеся одноименными товарами (работами, услугами), включенным в предмет договора, на право заключения которого проводится закупка, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится редукцион; отсутствие описи документов, наличие которой обязательно согласно п.3.1.15 раздела I (Общие условия) закупочной документации.
Таким образом, оснований для отказа в допуске ООО "СпецМонтажСервис" к дальнейшему участию в закупке, по мнению закупочной комиссии, было несколько, а в Протоколе рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. указано только одно из вышеперечисленных оснований без расшифровки, каким конкретно положениям закупочной документации не соответствует заявка.
Таким образом, закупочная комиссия по проведению закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (извещение N31603227163 лот N65) посредством открытого запроса котировок, исключив из Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. информацию относительно всех оснований для отклонения заявки ООО "СпецМонтажСервис" и обоснование конкретных причин отклонения, нарушила п.5.4 раздела I (Общие условия) закупочной документации, п.21.9.3 Положения о закупках.
2. Пунктом 5.3.1 раздела I (Общие условия) закупочной документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок участник закупки не допускается Комиссией к участию в запросе котировок в случае:
1) участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок, не соответствует требованиям, установленным в документации о запросе котировок;
2) несоответствие заявки на участие в запросе котировок требованиям документации о запросе котировок, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товара (каждого товара), начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. двое из претендентов на участие в закупке - ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области (предлагаемая цена - 65 817, 60р.) и ООО "Монтажсервис" (предлагаемая цена - 72 000, 00р.) были допущены к участию в закупке, заявки остальные претендентов на участие в закупке были отклонены по следующим основаниям:
- ООО "Гранит" (предлагаемая цена - 39 000, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "СпецМонтажСервис" (предлагаемая цена - 57 159, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "МАТРИЦА" (предлагаемая цена - 60 000, 00р.) - невыполнение п.8 части IV.
По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия приняла решение заключить договор с ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области, предложившего меньшую цену закупки из допущенных к участию в закупке предложений хозяйствующих субъектов.
В то же время, материалами дела установлено, что опись документов в составе заявки ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области, признанного впоследствии победителем закупки, не прошита с остальными документами заявки и, по заявлению ответчика, находилась в конверте отдельно. Такой способ формирования документов заявки на участие в закупке нарушает положения п.3.1.6 раздела I (Общие условия) закупочной документации, согласно которому все листы поданной в письменной форме заявки на участие в запросе котировок должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в запросе котировок должна быть скреплена печатью участника закупки (для юридических лиц) (при наличии печати) и подписана участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки.
Согласно описи документов, представленных ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области для участия в запросе котировок, общее количество листов заявки составляет 50. В то же время, фактический объем представленных в заявке документов, прошитых и скрепленных печатью участника закупки, составляет - 39 листов. Кроме того, в п.2 заявки ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области итоговая цена договора, указанная цифрами, составляет 60 332, 80 р., а цена, указанная прописью - семьдесят пять тысяч восемьсот двадцать три рубля. Указанные расхождения, допущенные данным претендентом в составе своей заявки, нарушают п.3.1.12 раздела I (Общие условия) закупочной документации, согласно которому сведения, которые содержатся в заявках участников запроса котировок, не должны допускать двусмысленных толкований.
Кроме того, согласно описи документов, представленных ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области для участия в запросе котировок, на страницах 40-50 заявки содержатся копии 2-х договоров на обслуживание ОПС. В ходе рассмотрения настоящего дела указанные документы в составе оригинальной заявки ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области представлены заказчиком на рассмотрении дела не были.
Несмотря на то, что требования п.8 ч. IV (Техническая часть документации) закупочной документации являются неправомерными по основаниям, обозначенным ранее, закупочная комиссия обязана рассматривать поступившие на участие в запросе котировок заявки на общих основаниях, равных для всех участников, и предъявлять ко всем участникам одинаковые требования.
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. заявки ООО "СпецМонтажСервис" и ООО "МАТРИЦА" были отклонены закупочной комиссией по нескольким основаниям, в том числе за несоблюдение требования п.8 ч. IV (Техническая часть документации) закупочной документации, в то время как ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области, в составе заявки которого также отсутствовали копии необходимых договоров, было допущено к участию в запросе котировок и признано победителем.
Таким образом, утвердив в нарушение п.10.4 Положения о закупках в закупочной документации по проведении закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (извещение N31603227163 лот N65) требования к участникам закупки о предоставлении двух договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных предмету проведения закупки работ и допустив к участию в закупке ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области, не отвечающую требованиям закупочной документации, заказчик - Курский МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" в лице закупочной комиссии ограничил права и законные интересы участников закупки, создал преимущественные условия участия в запросе котировок отдельному ее участнику, нарушил порядок определения победителя, что квалифицируется как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, Т.Л.Я., являясь заместителем начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", членом закупочной комиссии по проведению закупки посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65), исключив из Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. информацию относительно всех оснований для отклонения заявки ООО "СпецМонтажСервис" и обоснование конкретных причин отклонения, создав преимущественные условия участия в запросе котировок отдельному ее участнику, нарушила установленные законодательством РФ порядок определения победителя торгов, порядок допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе административную.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение юридического лица к административной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом (распоряжением) по Курскому МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" о приеме работника на работу N00000000024/пр от 07.07.2014 г. Т.Л.Я. назначена на должность заместителя начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", Приказом N18п от 28.10.2015 г. о создании закупочной комиссии по размещению заказов, проведению торгов по заказам на поставку товаров, выполнению работ, оказанию услуг для нужд Курского МСЦ ОСП ГЦМПП включена в состав закупочной комиссии, то есть Т.Л.Я. является должностным лицом Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", уполномоченным принимать решения, касающиеся порядка проведения торгов, в том числе обеспечивать соблюдение Курским МСЦ требований законодательства Российской Федерации, включая ФЗ "О защите конкуренции".
В течение всего срока проведения закупки N31603227163 Т.Л.Я. являлась членом закупочной комиссии Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" по проведению закупки N31603227163, и была обязана принять меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе ФЗ "О защите конкуренции", однако при проведении закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ, ею не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению процедуры поведения торгов, установленной законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу ч.2.4 КоАП РФ являясь должностным лицом - заместителем начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", членом закупочной комиссии по размещению заказов, проведению торгов по заказам на поставку товаров, выполнению работ, оказанию услуг для нужд Курского МСЦ ОСП ГЦМПП Т.Л.Я. допустила нарушение п.5.4 раздела I (Общие условия) закупочной документации, п.21.9.3 Положения о закупках, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" исключив из Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. информацию относительно всех оснований для отклонения заявки ООО "СпецМонтажСервис" и обоснование конкретных причин отклонения, неправомерно допустив к участию в закупке заявку хозяйствующего субъекта не отвечающую требованиям закупочной документации, создав тем самым преимущественные условия участия в запросе котировок отдельному ее участнику, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что у Т.Л.Я. как члена закупочной комиссии Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" имелась возможность обеспечить соблюдение антимонопольных требований к запросу котировок цен на товары, однако такие меры не были ею своевременно приняты, данное должностное лицо виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ.
Заместитель начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" Т.Л.Я. на рассмотрении дела об административном правонарушении N 02-09-40-2016 вину признала и пояснила, что ранее Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" какие-либо торги, запрос котировок, запрос предложений не проводился, никто из состава закупочной комиссии, служащих Курского МСЦ обучение порядку проведения торгов, закупок не проходил, что послужило причиной возникновения правонарушений при проведении закупки N31603227163 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ, ходатайствовала о применении ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов Т.Л.Я. не привлекалась.
В то же время, учитывая отсутствие обстоятельств, объективно препятствовавших заместителю начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", члену закупочной комиссии Т.Л.Я.провести закупку N31603227163 по лоту N65 посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ с соблюдением требований действующего законодательства РФ, в действиях данного должностного лица имеется вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая обстоятельство, что ранее к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов должностное лицо не привлекалось, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающие из него требования справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области признал совершенное Т.Л.Я. административное правонарушение малозначительным.
В этой связи, руководствуясь статьей 1.5, статьей 2.1, ст.2.2, статьей 2.9, статьей 4.2, статьей 4.5, частью 7, частью 6 ст.7.32.4, статьей 23.48, статьей 24.5, частью 1, частью 1.1 статьи 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать должностное лицо - заместителя начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", члена закупочной комиссии (место нахождения: 305009, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) Т.Л.Я. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Освободить должностное лицо - заместителя начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", члена закупочной комиссии (место нахождения: 305009, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) Т.Л.Я. от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
3. Производство по делу N02-09-40-2016 об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя начальника участка 1 класса Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", члена закупочной комиссии (место нахождения: 305009, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) Т.Л.Я. прекратить.
В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя
Курского УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 апреля 2016 г. N 02-09-40-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016