Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
от 12 апреля 2016 г. N 02-09-35-2016
Руководитель Курского УФАС России, государственный советник РФ 2 класса К.Ю.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении N02-09-35-2016, составленный 28 марта 2016 года в отношении начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" Б.Г.И., приложенные к нему материалы дела N02-08-16-2016, связанные с нарушением ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" (место нахождения: 305960, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, ответственность за которое установлена ч.10 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" - Б.Г.И., в присутствии специалиста-эксперта Курского УФАС России М.С.Е. установил:
21 января 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ организатором торгов - Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" было размещено извещение о проведении закупки посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65) и документация на проведение запроса котировок.
Проведение данной закупки регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N404-п от 21.08.2015 г. (далее - Положение о закупках), документацией о проведении запроса котировок, утвержденной начальником Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" - Б.Г.И. 21.01.2016 г.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок был установлен до 00 час 00 мин. 2 февраля 2016 года, дата и время рассмотрения заявок - 10 час. 30 мин. 2 февраля 2016 года, дата и время подведения итогов - 10 час. 00 мин. 4 февраля 2016 г.
В течение срока приема заявок на участие в запросе котировок на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65) было подано 5 заявок на участие в закупке: ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала УВО по Курской области, ООО "Гранит", ООО "Монтажсервис", ООО "СпецМонтажСервис", ООО "МАТРИЦА".
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 от 02.02.2016 г. двое из претендентов на участие - ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области (предлагаемая цена - 65 817, 60р.) и ООО "Монтажсервис" (предлагаемая цена - 72 000, 00р.) были допущены к участию в закупке, заявки остальных претендентов на участие в закупке были отклонены по следующим основаниям:
- ООО "Гранит" (предлагаемая цена - 39 000, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "СпецМонтажСервис" (предлагаемая цена - 57 159, 00р.) - невыполнение п.3.2.2 части I и п.2.5 части II;
- ООО "МАТРИЦА" (предлагаемая цена - 60 000, 00р.) - невыполнение п.8 части IV.
По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия приняла решение заключить договор с ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала УВО по Курской области, как претендент, предложивший меньшую цену предмета закупки.
03.02.2016 г. по результатам проведения закупки N31603227163 посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме по лоту N65 между ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" и ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области заключен договор N1-2/16 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ.
В ходе рассмотрения дела N02-08-16-2016 по жалобе ООО "СпецМонтажСервис" и анализа представленных Заказчиком документов о закупке Курским УФАС России установлено, что порядок рассмотрения заявок и решения о допуске/отказе в допуске к участию в закупке не соответствуют Положению о закупке и приводят к нарушению ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
1. Согласно извещению о проведении закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65), размещенному заказчиком - ФГУП "Почта России" в лице филиала - Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, закупка проводится посредством открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме.
В соответствии с п.10.4 Положения о закупках при осуществлении закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, редукциона Заказчик вправе установить требование к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения двух договоров, в предмет которых включены товары (работы, услуги), являющиеся одноименными товарами (работами, услугами), включенным в предмет договора, на право заключения которого проводится закупка, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требование к участникам закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (извещение N31603227163 лот N65), проводимой посредством открытого запроса котировок, о необходимости предоставления двух договоров, указанных в п.10.4 Положения о закупках установлено п.8 ч. IV (Техническая часть документации) закупочной документации.
Учитывая, что п.10.4 Положения о закупках предоставляет Заказчику право требовать с участников закупки два договора, подтверждающих опыт выполнения аналогичных предмету проведения закупки работ, распространяется только на определенные формы проведения торгов, среди которых отсутствует такая форма, как открытый запрос котировок, заказчик - ФГУП "Почта России" в лице филиала - Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП при проведении закупки N31603227163 не имел законных оснований закреплять требование о предоставлении двух указанных договоров в закупочной документации.
Таким образом, заказчик ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП -филиала ФГУП "Почта России", установив в закупочной документации по проведению закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (извещение N31603227163 лот N65) требование к участникам закупки о предоставлении двух договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных предмету проведения закупки работ, нарушил п.10.4 Положения о закупках и необоснованно ограничил доступ к участию в закупке претендентов, не имеющих такого опыта работ.
2. Согласно п.6.4.1 раздела I (Общие условия) закупочной документации договор по результатам проведенной закупки может быть заключен не ранее, чем через 7 дней со дня размещения на электронной площадке протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Аналогичное требование установлено п. 21.10.1 Положения о закупках.
Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в запросе котировок по лоту N65 был подписан закупочной комиссией 02.02.2016 г., на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ размещен 03.02.2016 г.
03.02.2016 г. по результатам проведения закупки N31603227163 посредством открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме по лоту N65 между ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" и ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области заключен договор N1-2/16 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ.
Таким образом, Заказчик, заключив по результатам проведенной закупки договор на следующий день после объявления победителя и в день размещения итогового протокола на официальном сайте в сети "Интернет", нарушил требования п.6.4.1 раздела I (Общие условия) закупочной документации и п. 21.10.1 Положения о закупках, запрещающих заключение договора ранее 7 дней со дня размещения на электронной площадке протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Доказательствами административного правонарушения являются:
1. Материалы дела N02-08-16-2016;
2. Договор N1-2/16 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ от 03.02.2016 г., заключенный по результатам проведения закупки N31603227163 посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме между ФГУП "Почта России" в лице Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" и ФГУП "СВЯЗЬ - безопасность" в лице филиала - УВО по Курской области;
3. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу N269-фкм от 18.03.2005 г.
Нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.10 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответственно.
Таким образом, Б.Г.И., являясь начальником Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", выступающего в качестве заказчика на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ (закупка N31603227163 лот N65), заключив договор по результатам проведенной закупки раньше срока, установленного Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N404-п от 21.08.2015 г. и утвердив в закупочной документации требований, не предусмотренных и Положением о закупках, нарушила установленные законодательством РФ процедуру и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.10 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе административную.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение юридического лица к административной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу N269-фкм от 18.03.2005 г. Б.Г.И. назначена на должность начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", то есть Б.Г.И. является должностным лицом Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", уполномоченным принимать решения, касающиеся текущей деятельности Курского МСЦ, в том числе обеспечивать соблюдение Курским МСЦ требований законодательства Российской Федерации, включая ФЗ "О защите конкуренции".
В течение всего срока проведения закупки N31603227163 Б.Г.И. осуществляла руководство Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", и была обязана принять меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе ФЗ "О защите конкуренции", однако при проведении закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ, ею не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению процедуры поведения торгов, установленной законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу ч.2.4 КоАП РФ являясь должностным лицом - начальником Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", Б.Г.И. допустила нарушение п.10.4, п. 21.10.1 Положения о закупках путем утверждения в закупочной документации требований к участникам закупки, не предусмотренных Положением о закупках, и заключив договор по результатам проведенной закупки раньше срока, предусмотренного Положением о закупках.
Нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.10 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответственно.
В тоже время, согласно ч.4 ст.447 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом, в соответствии с п.7.1.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N404-п от 21.08.2015 г., торги проводятся в форме открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, закрытого аукциона, закрытого конкурса.
Заказчиком - Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" проводилась закупка (N31603227163 лот N65) посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ.
Закупка, проводимая посредством запроса котировок, в силу действующего законодательства РФ о закупках не является одной из форм торгов, правонарушение с ч.10 ст.7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, переквалифицировано на ч.7 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, ч.7 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Как установлено материалами дела N02-08-16-2016, в силу ч.2.4 КоАП РФ являясь должностным лицом - начальником Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", Б.Г.И. допустила нарушение п.10.4, п. 21.10.1 Положения о закупках путем утверждения в закупочной документации требований к участникам закупки, не предусмотренных Положением о закупках, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Учитывая, что у Б.Г.И. как начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", имелась возможность обеспечить соблюдение антимонопольных требований к запросу котировок цен на товары, однако такие меры не были ею своевременно приняты, данное должностное лицо виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Начальник Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" Б.Г.И. на рассмотрении дела об административном правонарушении N 02-09-35-2016 вину признала и пояснила, что ранее Курским МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" какие-либо торги, запрос котировок, запрос предложений не проводился, никто из состава закупочной комиссии, служащих Курского МСЦ обучение порядку проведения торгов, закупок не проходил, что послужило причиной возникновения правонарушений при проведении закупки N31603227163 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ.
Ранее к административной ответственности за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не привлекалась.
Данные обстоятельства признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в силу ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, учитывая отсутствие обстоятельств, объективно препятствовавших начальнику Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" Б. Г.И. провести закупку N31603227163 по лоту N65 посредством открытого запрос котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту СПС, СОУЭ, СВПВ в здании Курского МСЦ с соблюдением требований действующего законодательства РФ, в действиях данного должностного лица имеется вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Б.Г.И. как должностное лицо заказчика имела возможность для соблюдения норм законодательства, определяющих порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за нарушение которых ч.7 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях, совершенных должностным лицом.
Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние или бездействие виновного лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Обстоятельств, исключающих применение мер административной ответственности в соответствии со ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено Смягчающим административную ответственность обстоятельством в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ признается раскаяние начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" Б.Г.И. в совершении административного правонарушения, совершение административного правонарушения в сфере порядка проведения запроса котировок впервые.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.2, ст.3.5, ст.4.1, ч.7 ст.7.32.3, ст.23.48, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" (место нахождения: 305009, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) Б.Г.И. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ, привлечь должностное лицо - начальника Курского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" (место нахождения: 305009, г.Курск, ул.Вокзальная, д.2) Б.Г.И. к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 суток со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по коду БК 161 1 16 02010 01 6000 140 УФК по Курской области (Курское УФАС России) ИНН 4629015760 КПП 463201001, р/с 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИИ КУРСК г.Курска, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).
Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.1, ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган или в районный суд по месту жительства или месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа может быть отсрочено (ч.1) либо рассрочено (ч.2) должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление.
Руководитель Курского УФАС России,
государственный советник РФ 2 класс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 апреля 2016 г. N 02-09-35-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016