Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 424-10-15 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "7" декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "8" декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <_> заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <_> начальник отдела естественных монополий, <_> начальник отдела контроля закупок <_> заместитель начальника отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 424-10-15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт"" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обществом с ограниченной ответственность "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ПАО "МРСК Сибири"
на действия ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", ПАО "Красноярскэнергосбыт", выразившиеся в составлении ООО "КрасКом" акта о безучетном потреблении электрической энергии от 12.05.2014 N 01-173 с нарушениями требований действующего законодательства и в неправомерном начислении ПАО "Красноярскэнергосбыт" суммы безучетно потребленной энергии по счет-фактуре от 31.05.2014 N 110514-1000002534, содержащей сумму выплаты, начисленной на основании акта о безучетном потреблении электрической энергии от 12.05.2014 N 01-173 (исх. N 1.3/29/15774 от 16.09.2014; вх. N 18561 от 19.09.2015)
В связи с рассмотрением материалов заявления Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении дела N 424-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства
по признакам нарушения публичным акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт"" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ООО "КрасКом" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Приказ о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства N 698 от 12.11.2015).
В ходе рассмотрения дела N 424-10-15 установлены следующие обстоятельства.
Между ПАО "МРСК Сибири" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор электроснабжения от 23.08.2010 N 18.2400.1229.10. В соответствии с указанным договором
ПАО "Красноярскэнергосбыт" в счетах-фактурах от 31.05.2014 N 11-0514-1000002531,
и от 30.06.2014 N 11-0614-1000002531 предъявлена ПАО "МРСК Сибири" стоимость объема безучетно потребленной электроэнергии на общую сумму <_> рублей.
Красноярским УФАС России установлено, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось
в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ПАО "МРСК Сибири" о взыскании задолженности за энергосбережение по договору N 18.2400.1229.10 от 23.08.2010, начисленной
на основании акта от 12.05.2014 N 01-173 (дело N А33-14652/2014).
По результатам рассмотрения дела N А33-14652/2014 судами сделаны следующие выводы, имеющие значения для рассмотрения дела N 424-10-15.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" не доказан факт безутечного потребления, поскольку прибор учета N 176181 и трансформаторы тока, в отношении которых составлен акт N 01-173
от 12.05.2014 о безучетном потреблении, на момент проведения проверки были сняты, взамен установлен новый прибор учета N 10176027 и трансформаторы тока.
Из актов NN 01-172, 01-173 от 12.05.2014 следует, что проверка приборов учета, расположенных в здании ПО "КЭС" ПАО "МРСК Сибири" по ул. Вильского, 7, проводилась
в присутствии представителя ПАО "Красноярскэнергосбыт" <_> представителя
ПАО "МРСК Сибири" <_>/ Представитель ответчика от подписи отказался,
без объяснения причин на подписание акта в назначенное время не явился. Отказ представителя ПАО "МРСК Сибири" от подписания акта зафиксирован в присутствии <_>
<_>
Согласно приказа N 1102-пр от 30.12.2013 следует, что <_> не является ответственным лицом за электрохозяйство и уполномоченным лицом ПАО "МРСК Сибири"
на представление интересов общества при составлении акта о безучетном потреблении.
База ПО "КЭС" по ул. Вильского, 7 является режимным объектом, в связи с чем лица, получившие допуск на объект фиксируются в журнале учета посетителей. Из представленного журнала посетителей следует, что 12.05.2014 представитель ПАО "Красняорскэнергосбыт" <_> на объекте ПАО "МРСК Сибири" не проходил.
Акты N 01-172, 01-173 от 12.05.2014 составлены в отсутствие уполномоченного представителя ПАО "МРСК Сибири".
ООО "КрасКом" нарушены нормы законодательства о согласовании даты проверки, предварительном уведомлении потребителя.
Таким образом, судами установлен факт неправомерного составления ООО "КрасКом" акта N 01-173 от 12.05.2014.
Решением Арбитражного суда Российской Федерации от 22.07.2015 по делу
N А33-14652/2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 по делу
N А33-14652/2014 решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.07.2015 по делу
N А33-14652/2014 оставлено без изменения апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
На основании вышеизложенного постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-14652/2014 вступило в законную силу 25.09.2015.
В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации
от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии
со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется
акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу пункта 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:
- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
- о приборах учета на момент составления акта;
- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
- замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии,
а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном
в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Определением о назначении дела N 424-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.11.2015 (исх. N 21801 от 13.11.2015) дело назначено
к рассмотрению на 07.12.2015 в 15:00 часов.
Указанное определение получено лицами, участвующими в деле, о чем свидетельствуют почтовые уведомления. ПАО "МРСК Сибири" получено 20.11.2015 (66001730914687),
ПАО "Красноярскэнергосбыт" - 17.11.2015 (66001730914694), ООО "КрасКом" - 18.11.2015 (66001730914700).
Рассмотрение дела N 424-10-15 состоялось в присутствии представителя ПАО "МРСК Сибири" по доверенности N <_> от 28.09.2015 <_> представителя ПАО "Красноярскэнергосбыт" по доверенности N <_> от 08.10.2015 <_> представителя ООО "КрасКом" по доверенности N <_> от 05.12.2015 <_>
В ходе рассмотрения дела N 424-10-15 Красноярским УФАС России выявлены также следующие обстоятельства.
ООО "КрасКом" направлено письмо от 01.12.2015 N 7953 в адрес
ПАО "Красноярскэнергосбыт" о возврате акта о безучетном потреблении электрической энергии N 1-173 от 12.05.2014 (исх N 7992/1 ОТ 02.12.2015).
ПАО "Красноярскэнергосбыт" произвело перерасчет ПАО "МРСК Сибири" суммы безучетно потребленной электроэнергии в соответствии с корректировочными счетами-фактурами N 11-0815(0514)-1000002531-1 от 01.08.2015 и N 18-0815(0614)-1000002531-1 от 01.08.2015
(исх. N б/н от 02.12.2015).
Приказами Красноярского УФАС России от 24.05.2010 N 122, от 18.09.2007 N 300,
от 22.09.20110 N 663/24, от 18.05.2010 N 314/24, от 18.01.2013 N 28/24, от 15.04.2015 N с 193/24 ПАО "Красноярскэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на рынке реализации (сбыт) электрической энергии (ОКДП 9440100) на следующих территориях: административные границы Красноярского края, за исключением территорий Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Эвенкийского муниципального района, г. Норильска Красноярского края, а также территорий, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Красноярского края с долей более 50 %.
В связи с изложенным, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПАО "Красноярскэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке реализации (сбыта) электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, деятельность ООО "КрасКом" по передаче электрической энергии
в пределах расположения объектов электросетевого хозяйства, эксплуатируемых
ООО "КрасКом", относится к деятельности субъектов естественных монополий.
В связи с изложенным, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "КрасКом" занимает доминирующее положение
на рынке по передаче электрической энергии в пределах расположения объектов электросетевого хозяйства, эксплуатируемых ООО "КрасКом".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действующим законодательством (в том числе нормами Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) не предусмотрены случаи отказа гарантирующего поставщика (ПАО "Красноярскэнергосбыт") от принятия акта о безучетном потреблении электроэнергии, его возврат или невключение рассчитанного сетевой организацией объема безучетного потребления в стоимость электроэнергии.
Действия ПАО "Красноярскэнергосбыт" по расчету потребленной электроэнергии для ПАО "МРСК Сибири" (в соответствии со счет-фактурами от 31.05.2014 N 11-0514-1000002531,
и от 30.06.2014 N 11-0614-1000002531) являлись производными из действий ООО "КрасКом"
по составлению актов о безучетном потреблении.
Кроме того, согласно пояснениям представителя ПАО "Красноярсакэнергосбыт" Самохваловой О.В. ПАО "Красноярскэнергосбыт" произведена оплата услуг по передаче электрической энергии ООО "КрасКом". Согласно пояснениям общества (исх. N б/н
от 02.12.2015) ПАО "Красноярскэнергосбыт" также как и ПАО "МРСК Сибири" терпит ущемление интересов от неправомерных действий ООО "КрасКом".
Действия ООО "КрасКом" по неправомерному составлению акта о безучетном потреблении электрической энергии от 12.05.2014 N 01-173 могли привести к ущемлению интересов ПАО "МРСК Сибири", а именно, к выставлению гарантирующим поставщиком
ПАО "МРСК Сибири" стоимости за потребленную электроэнергию на основании вышеназванного акта.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в том числе составленный
ООО "КрасКом" акт о безучетном потреблении ПАО "МРСК Сибири" электроэнергии
с нарушением норм действующего законодательства, действия ООО "КрасКом" образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрения дела N 424-10-15, возбужденного в отношении публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Признать общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту составления ООО "КрасКом" акта о безучетном потреблении электрической энергии от 12.05.2014 N 01-173 с нарушениями требований действующего законодательства.
Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 424-10-15 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.5.2016