Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 6 ноября 2014 г. N 08-05-14/19
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 08-05-14/19 и протокол, составленный государственным инспектором ГИБДД УМВД России по городу Мурманску <> в отношении индивидуального предпринимателя Шлипса А.А. в присутствии ИП Шлипса А.А и его представителя по доверенности N 09/2014 от 02.10.2014 г. адвоката <> установил:
ОГИБДД УМВД России по г. Мурманску при проведении оперативно-профилактического мероприятия на территории г. Мурманска выявило факт нарушения части 5 статьи 20 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ (далее по тексту- Закон о рекламе).
Частью 5 статьи 20 Закона о рекламе установлено, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В материалах дела имеется: протокол об административном правонарушении в отношении ИП Шлипса А.А., объяснения свидетелей правонарушения, объяснение водителя, объяснения собственника транспортного средства, акт технического осмотра одиночного транспортного средства, фото фиксация правонарушения.
Как следует из протокола 51 ОЖ910128 об административном правонарушении, 25.09.2014 в 12 час. 20 мин. в городе Мурманске на улице Буркова, дом.32 государственным инспектором ОГИБДД установлен факт управления водителем <> транспортным средством "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51 в качестве такси, с установленным световым табло с бегущей строкой на задней панели ветрового стекла.
Табло использовалось для распространения рекламы в виде бегущей строки, создающей угрозу безопасности дорожного движения, а именно мешало восприятию другими участниками дорожного движения (водителям) дорожной обстановки.
Фотоснимки автомобиля "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51, произведенные в момент обнаружения правонарушения, 25.09.2014 в 12 часов 14 минут, а также акт технического осмотра одиночного транспортного средства подтверждают, что
на задней панели распространялась реклама следующего содержания: "Эвакуатор круглосуточно 708-708".
Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (размещена в автомобиле такси на задней панели ветрового стекла) преследует цели информирования и продвижения на рынке услуги эвакуатора.
Объектом рекламирования является услуга эвакуатора.
Согласно материалам дела собственником автомобиля "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51 является индивидуальный предприниматель Шлипс А.А. который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Мурманской области (разрешение серии 51 N 02254 от 16.04.2013, сроком действия по 15.04.2018).
Инспектор ГИБДД в ходе фиксации правонарушения опросил в качестве свидетелей участников дорожного движения - водителей автотранспортных средств, движущихся в одно время и одном направлении по улице Буркова, д.32 с транспортным средством Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51, содержащим световое рекламное табло.
На основании пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно письменным объяснениям водителей Баширова А.М. и Гладкий Н.А. бегущая строка с рекламой отвлекает их от управления своими транспортными средствами, тем самым создает угрозу безопасности дорожного движения.
Безопасностью движения считается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от происшествий с участием транспортного средства. Реклама должна гармонично существовать в сфере отношений, возникших в процессе перемещения пассажиров и грузов на транспорте, а не агрессивно отвлекать внимание, которое на дорогах имеет первостепенное значение, не мешать участникам дорожного движения, провоцируя ДТП. Вместе с тем реклама должна соответствовать всем требованиям технических регламентов.
При размещении рекламы на транспортном средстве должны быть соблюдены требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные соответствующими нормативными актами ГИБДД и техническими регламентами.
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1090, установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В силу п. 7.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В пункте 5 части 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, определено, что
"обзорность" - конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством; "передняя обзорность" - обзорность через переднее и боковые окна кабины при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства.
Пунктом 10 части 2 Технического регламента установлено, что конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения обеспечивает: 4) минимизацию физического воздействия на других участников движения; 6) обзорность внешнего пространства для водителя.
Таким образом, при внесении в транспортное средство конструктивных изменений (установка оборудования), должны учитывать вышеназванные требования технического регламента, в целях безопасности участников дорожного движения.
Приложение N 18 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, содержит Перечень требований к отдельным изменениям, внесенным в конструкцию транспортного средства, в отношении которых проводится техническая экспертиза конструкции и проверка технического состояния транспортного средства (далее - Перечень требований к изменениям), в соответствии с пунктом 6 которых к изменениям в конструкции транспортного средства относится установка (в том числе в салоне легкового автомобиля) специального несъемного оборудования.
Поскольку рекламное световое табло, стационарно закрепленное с помощью креплений к задней полке багажника на панели заднего окна со стороны салона автомобиля, то такое оборудование является несъемным.
Вместе с тем, пунктом 6.5 Перечня требований к изменениям определено, что в легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно.
Необходимо отметить, что световое табло рекламы занимает две третьих заднего ветрового стекла по горизонтали, основное полотно табло излучает красный свет, по которому движутся буквы золотистого - оранжевого цвета.
Частью 5 статьи 20 Закона о рекламе установлено, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Исходя из анализа текста Перечня требований к отдельным изменениям рекламное световые табло, стационарно установленное в салоне транспортного средства на панели заднего окна "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51, относится к числу изменений в конструкцию транспортного средства и не может полностью отвечать требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Следовательно, возрастает степень не защищенности участников дорожного движения в частности водителей, которые движутся за автомобилем, содержащим рекламное световое табло с бегущей строкой, отвлекающее их от управления своим транспортным средством, т.к. сосредотачивают внимание на рекламе, отвлекаясь от процесса вождения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2014) "О Правилах дорожного движения"
"Дорожное движение" это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Вместе с тем, рекламное световое табло загораживает окно заднего вида автомобиля "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51, что затрудняет оценивать обстановку на дороге водителю транспортного средства, что также не исключает дорожно - транспортные происшествя.
В соответствии с техническими характеристиками и руководством по эксплуатации автомобиля "Шкода Октавиа", в его конструкции не предусмотрено в качестве составляющего элемента наличие рекламного светового табло.
Таким образом, для размещения рекламного светового табло на легковом автомобиле собственнику транспортного средства необходимо пройти процедуру получения разрешения, в связи с изменением конструкции транспортного средства, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Индивидуальный предприниматель Шлипс А.А., являющийся владельцем автомобиля "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51 не представил требуемое законодательством разрешение.
На основании выше изложенного, реклама, размещенная в автомобиле такси "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51 в виде светового табло с бегущей строкой не соответствует требованию части 5 статьи 20 и части 11 стать 5 Закона о рекламе, т.е. является ненадлежащей.
За размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, и не соответствующей иным требованиям технических регламентов, предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя.
Индивидуальный предприниматель Шлипс А.А. в письменных объяснениях пояснил, что рекламное световое табло было им приобретено в сети Интернет в количестве 33 штук, из них 20 штук уже установлены в салоны автомобилей такси с целью информирования населения о различных услугах и товарах.
Рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Шлипс А.А.
Индивидуальный предприниматель Шлипс А.А., 25.09.2014 в 12 час. 20 мин. в городе Мурманске на улице Буркова, дом.32, установил на принадлежащее ему автотранспортное средство "Шкода Октавиа", регистрационный знак Н609ММ51, стационарное оборудование в виде рекламного светового табло с нарушением Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств в отсутствии разрешения органов ГИБДД иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, нарушив часть 5 статьи 20 и часть 11 стать 5 Закона о рекламе.
В действиях ИП Шлипса А.А. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ):
-на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
-на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на должностное лицо - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Должностным лицом при рассмотрении настоящего дела не установлено наличие обстоятельства, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
О вине ИП Шлипса А.А. в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у него имелась возможность для соблюдения требований Закона о закупках, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Шлипсом А.А. мер по исполнению публично-правовых обязательств, в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.
Определением от 24.10.2014 исх. N 08-05-14/19-6517 индивидуальный предприниматель Шлипс А.А. был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 08-05-14/19 (почтовое отправление18301679987913 вручено 27.10.2014 г), на рассмотрение дела об административном правонарушении присутствовал лично.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу статьи 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Руководствуясь статьями 2.4, 4.2, 4.3, 14.38, 23.48, 25.1, 26.2, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил
Признать индивидуального предпринимателя Шлипса А.А. виновным в совершении нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ наложить на ИП Шлипса А.А. штраф в размере 10 000, 00 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.
Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47 701 000.
Код платежа 16111626000016000140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе".
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Заместитель руководителя управления И.Н. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 6 ноября 2014 г. N 08-05-14/19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.5.2016