Резолютивная часть оглашена 19.12.2013
В полном объеме изготовлено 24.12.2013
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <>
рассмотрев жалобу ООО "Сканикс" от 11.12.2013 N 061/01 на действия заказчика КГАУ культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, оператора электронной торговой площадки "ОТС-тендер" ЗАО "Внебирживые рынки" при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку сканера для сканирования ветхих и ценных оригиналов (извещение N 31300678684) в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13 (далее - Порядок), статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Сканикс" (далее - Заявитель) от 11.12.2013 N 061/01 (вх. N112948/13 от 12.12.2013) на действия заказчика КГАУ культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (далее - Заказчик), оператора электронной торговой площадки "ОТС-тендер" ЗАО "Внебирживые рынки" (далее - Оператор ЭТП) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку сканера для сканирования ветхих и ценных оригиналов (извещение N 31300678684) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, утвержденным протоколом Наблюдательного совета Заказчика от 17.04.2012.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором ЭТП корпоративных закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://otc.ru/tender, регулируется Регламентом работы электронной площадки "ONC-TENDER" ЗАО "Внебиржевые рынки" в процессе проведения корпоративных закупок товаров, работ, услуг, утвержденным решением Генерального директора ЗАО "Внебиржевые рынки" N 08 от 18.10.2013 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.11.2013 на официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение), а также документация об Аукционе (далее - Документация).
Согласно Извещению, пункту 26 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации (далее - Информационная карта) при проведении Аукциона Заказчик использует услуги Оператора ЭТП.
Пунктом 31 Информационной карты установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 06.12.203 00:00 (время московское).
Из жалобы следует, что при проведении Аукциона были нарушены законные права и интересы Заявителя в части ограничения его права подать заявочные материалы на участие в Аукционе, а именно - 02.12.2013 Оператором ЭТП приостановлено проведение Аукциона, в том числе прием заявок на участие в Аукционе. Процедура проведения Аукциона возобновлена Оператором ЭТП 09.12.2013, то есть по истечении срока подачи заявок, указанного в Извещении.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора ЭТП, Комиссия ФАС России установила следующее.
28.11.2013 в связи с поступлением в Красноярское УФАС России жалобы ООО "Лидер" на действия Заказчика при проведении Аукциона (далее - Жалоба) Красноярским УФАС России во исполнение части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в адрес Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении Аукциона до рассмотрения жалобы по существу (письмо Красноярского УФАС России от 28.11.2013 N22983).
Исходя из требований части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - уведомление), закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 15.1 Регламента установлено, что приостановление на электронной площадке "OTC-TENDER" процедуры закупки производится Оператором ЭТП только в случае получения уведомления антимонопольного органа о принятии жалобы к рассмотрению, предписания антимонопольного органа.
При этом, согласно пункту 15.1.1 Регламента приостановление закупки заключается в блокировании для организатора закупки, заказчика, участников закупки и остальных клиентов Оператора ЭТП возможности совершать предусмотренные Регламентом действия в рамках закупки, кроме просмотра общедоступной информации о ходе закупки.
Вместе с тем, исходя из системного толкования требований частей 18,19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая право антимонопольного органа при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 181. Закона о защите конкуренции, устанавливать иные не являющиеся предметом обжалования нарушения (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции), а также состав документов и сведений, представляемых лицами, действия которых обжалуются, на рассмотрение жалобы по существу (часть 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции), действия Оператора ЭТП в части приостановления всех стадий закупочной процедуры, кроме заключения договора по результатам закупки, являются избыточными и могут привести к нарушению законных прав и интересов заказчика, добросовестных участников закупки, подавших заявки на участие в закупочной процедуре, либо намеревающихся подать такие заявки.
Пунктом 15.2 Регламента установлено, что в случае, если жалоба подана на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика, конкурсной или аукционной комиссии Оператор ЭТП приостанавливает и возобновляет процедуру 3акупки на электронной площадке "OTC-TENDER" по поручению организатора закупки или заказчика.
На основании письма Заказчика от 02.12.2013 N01-15/382 в адрес Оператора ЭТП 03.12.2013 процедура Аукциона приостановлена Оператором ЭТП.
По результатам рассмотрения Жалобы по существу Красноярским УФАС России принято решение N136-18.1 от 04.12.2013 признать Жалобу необоснованной, о чем Заказчик был уведомлен письмом Красноярского УФАС России от 05.12.2013 N 23710.
Возобновление закупки заключается в прекращении блокирования для организатора закупки, заказчика, участников закупки и остальных клиентов Оператора ЭТП возможности совершать предусмотренные Регламентом действия в рамках закупки (пункт 15.1.2 Регламента).
Пунктом 15.5 Регламента установлено, что в случае, если к моменту возобновления процедуры закупки срок какого-либо из этапов закупки, установленный в извещении о закупке, истек и совершение каких-либо действий в рамках закупки невозможно, организатору закупки необходимо направить Оператору ЭТП письмо за подписью уполномоченного лица с указанием новых сроков всех незавершенных этапов закупки.
Из письма Заказчика от 04.12.2013 N01-15/388 следует, что Заказчик просит Оператора ЭТП возобновить процедуру Аукциона. При этом, новые сроки проведения этапов аукциона Заказчиком не установлены.
Согласно письменным пояснениям ЗАО "Внебиржевые рынки", представленным представителем Оператора ЭТП на заседании Комиссии ФАС России, Аукцион возобновлен 06.12.2013 без изменения указанных в Извещении, Документации сроков проведения данной закупки.
Выбор оператора электронной торговой площадки и заключение с ним договора осуществляется заказчиком самостоятельно в соответствии с положениями положения о закупке. При этом, оператор электронной торговой площадки не принимает самостоятельных решений об объявлении, переносе, завершении и об отмене процедур. Указанные действия в рамках проведения закупки осуществляется заказчиком посредством оператора электронной торговой площадки.
Исходя из требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, период между размещением на официальном сайте извещения о проведении аукциона до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе должен составлять не менее чем двадцать дней.
В связи с приостановлением Оператором ЭТП процедуры Аукциона прием заявок на участие в Аукционе прекратился 03.12.2013, то есть на 18 день с момента размещения на официальном сайте Извещения.
Таким образом, Заказчик, не продлив срок подачи заявок на участие в Аукционе, сократил период между размещением на официальном сайте извещения о проведении аукциона до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе до 18 дней, что противоречит требованиям части 2 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с протоколом N U10721-13469-1 открытия доступа к заявкам на участия в Аукционе от 06.12.2013 на участие в Аукционе подана одна заявка. Протоколом N U10721-13469-3 заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие Аукционе от 06.12.2013, протоколом N U10721-13469-5 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие Аукционе от 10.12.2013 участник Аукциона, подавший указанную заявку, допущен к участию в Аукционе.
Согласно протоколу N U10721-13469-7 о результатах Аукциона от 10.12.2013 Заказчиком принято решение заключить договор с ООО "Синтарекс Системс".
По состоянию на 19.12.2013 между Заказчиком и ООО "Синтарекс Системс" договор поставки сканера для сканирования ветхих и ценных оригиналов не заключен.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Сканикс" от 11.12.2013 N 061/01 (вх. N112948/13 от 12.12.2013) на действия заказчика КГАУ культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, оператора электронной торговой площадки "ОТС-тендер" ЗАО "Внебирживые рынки" при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку сканера для сканирования ветхих и ценных оригиналов (извещение N 31300678684) обоснованной.
2. Выдать КГАУ культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2013 г. N 17/52681/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.5.2016