Решение Федеральной антимонопольной службы
от 19 мая 2014 г. N 04/20882/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров <>
рассмотрев жалобу ЗАО "Колванефть" на действия организатора торгов - Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья на участке Лебединский в Республике Коми (извещение N 180314/0173225/01), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Колванефть" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (далее - Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья на участке Лебединский в Республике Коми (извещение N 180314/0173225/01) (далее также - Жалоба, Аукцион).
Из Жалобы следует, что действия Организатора торгов, выразившиеся в недопуске Заявителя к участию в Аукционе, лишили Заявителя возможности принять участие в Аукционе, и, как следствие, быть признанным победителем Аукциона.
Представители Организатора торгов с доводами Жалобы не согласились и указали, что Организатор торгов при проведении Аукциона действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент).
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
18.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено сообщение о проведении Аукциона с приложением Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья на участке Лебединский в Республике Коми (далее - Порядок и условия проведения аукциона).
Согласно Жалобе 17.04.2014 Заявителем была подана заявка на участие в Аукционе с приложением полного пакета документов. Однако 23.04.2014 Организатором торгов в адрес Заявителя было направлено письмо от 23.04.2014 N 01-11/1376 следующего содержания: "В соответствии с Протоколом заседания Рабочей группы Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) от 23.04.2014 г. N 3, утвержденным начальником Севзапнедра, уведомляю Вас, что заявка ЗАО "Колванефть" признана не соответствующей в целом требованиям п. 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (утв. Приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. N 156) и п. 4 приложения 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, и ЗАО "Колванефть" не допущено к участию в аукционе на поручение права пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья на участке Лебединский в Республики Коми".
На рассмотрении Комиссией ФАС России Жалобы, представитель Заявителя обратил внимание на то, что в письме Организатора торгов от 23.04.2014 N 01-11/1376 не содержалось сведений о том, в чем именно заключалось несоответствие заявки Заявителя. Ответ на запросы Заявителя от 24.04.2014 и 06.05.2014 о представлении копии Протокола заседания Рабочей группы Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) от 23.04.2014 г. N 3 Организатором торгов представлен не был.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента заявка на участие в конкретном конкурсе или аукционе на право пользования участком недр с прилагаемыми документами составляется в двух экземплярах - подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.
К заявке должны прилагаться следующие данные:
1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:
наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;
сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами;
2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая:
заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;
доверенность, выданную в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы юридического лица);
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для юридического лица;
выписку из реестра акционеров заявителя, полученную (оформленную) не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для акционерного общества;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе (конкурсе) на право пользования недрами данного участка;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе:
копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;
надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;
справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);
договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.);
справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;
4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);
копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе:
сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
В соответствии с пунктом 4 приложения 4 к Порядку и условиям проведения аукциона для участия в аукционе Заявители должны в установленный срок в запечатанном конверте представить следующие сведения:
- данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
- подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи);
- копии лицензий заявителя на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков, с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"; сведения о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии дипломов квалифицированных специалистов), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ.
Согласно Протоколу заседания Рабочей группы Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) от 23.04.2014 г. N 3, представленному представителями Организатора торгов, Организатором торгов было допущено к участию в Аукционе 4 заявки.
Согласно пояснениям представителей Организатора торгов, Организатором торгов было принято решение не допускать Заявителя к участию в Аукционе, так как представленные Заявителем заявочные материалы не соответствовали пункту 4 Приложения 4 к Порядку и условиям проведения аукциона и пункту 17 Административного регламента, то есть Заявителем не было представлено данных о наличии у него технических и технологических и кадровых возможностей, а также наличие указанных возможностей у других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения работ, предусмотренных условиями пользования недрами Лебединского участка, а именно: пунктом 1.1.2 Приложения 2 к Порядку и условиям проведения аукциона предусмотрено выполнение сейсморазведочных работ 2D в объеме не менее 200 пог. км сейсмопрофилей, Заявителем не был приложен договор подряда на выполнение сейсморазведочных работ 2D в объеме не менее 200 пог. км сейсмопрофилей либо документы подтверждающие, что Заявитель располагает техническими, технологическими и кадровыми возможностями, позволяющими выполнить данные работы собственными силами.
На рассмотрении Комиссией ФАС России Жалобы представитель Заявителя указал, что в подтверждение опыта по выполнению сейсморазведочных работ 2D в объеме не менее 200 пог. км сейсмопрофилей Заявителем к заявке на участие в Аукционе был приложен Договор N КН-5/2011 от 01.02.2011, заключенный между ООО "Нобель Ойл" и Заявителем, согласно которому ООО "Нобель Ойл" обязуется в том числе осуществлять промыслово - геофизические работы (геофизические исследования по разработке и эксплуатации месторождений), а также по поручению Заявителя организовать разработку проектной и иной документации, необходимой для разработки и обустройства нефтяных месторождений, а также организовать ее утверждение и согласование в органах государственной власти.
Кроме того, Заявителем было представлено Комиссии ФАС России письмо ЗАО "ПАНГЕЯ" от 09.04.2014 N 124 следующего содержания: "В ответ на письмо ЗАО "Колванефть" (исх. N КН-2014/0704/02 от 07.04.2014 г.) сообщаем, что проведение сейсморазведочных работ 2D будет обеспечено в указанных в Порядке и условиях проведения аукциона объемах (с предоставлением всех запрошенных документов и сведений).
В силу положений гражданского законодательства (ч.1 ст. 432 и ч. 3 ст. 429 ГК РФ) проект договора на проведение сейсморазведочных работ, обработку и интерпретацию полученных данных может быть заключен после согласования существенных условий, определенных на основании геологической и иной информации по участку недр. Такой информации не содержатся в Порядке и условиях проведения аукциона.
Определение перечня запрашиваемых документов и сведений по кадровому составу, технических средствах и технологиях, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ, также невозможно без изучения и анализа геологической информации по Лебединскому участку недр".
При этом согласно описи документов заявки Заявителя на участие в Аукционе указанное письмо приложено не было.
Кроме того, при изучении заявочных материалов Заявителя Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем к заявке на участие в Аукционе были приложены перечни технических средств необходимых для работы, включающие в себя, в том числе техническое оборудование.
Вместе с тем, на рассмотрении Комиссией ФАС России Жалобы, представитель Заявителя не смог пояснить какое оборудование, указанное в перечнях технических средств можно отнести к средствам необходимым для выполнения сейсморазведочных работ 2D в объеме не менее 200 пог. км сейсмопрофилей и, что Договор N КН-5/2011 от 01.02.2011, заключенный между ООО "Нобель Ойл" и Заявителем, является документом, подтверждающим соответствие Заявителя требованиям пункта 17 Административного регламента и пункту 4 Приложения 4 к Порядку и условиям проведения аукциона.
При этом представители Организатора торгов обратили внимание Комиссии ФАС России, что в составе заявок 4-х участников, допущенных Организатором торгов к Аукциону были представлены договоры на проведение сейсморазведочных работ 2D на Лебединском участке.
В соответствии со статьей 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в том числе в случаях, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Согласно пункту 55 Административного регламента должностное лицо Роснедр или ответственного территориального органа в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр передает заявителям под расписку соответствующие сообщения в письменной форме или направляет такое сообщение в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Кроме того, Законом о недрах не установлена обязанность Организатора торгов направлять Протокол заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов при отказе в допуске Заявителя к участию в Аукционе, действовал в соответствии с Законом о недрах и Административным регламентом.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ЗАО "Колванефть" на действия организатора торгов - Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья на участке Лебединский в Республике Коми (извещение N 180314/0173225/01) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2014 г. N 04/20882/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.5.2016