Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе <>
рассмотрев жалобу ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание", направленную письмом Московского УФАС России от 06.05.2014 N ИК/12686-1, на действие заказчика ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание" (далее - Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 06.05.2014 N ИК/12686-1 (вх. N42572/14 от 08.05.2014), на действие заказчика ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (протокол 5/12 от 30.03.2012) (далее - Положение о закупке).
14.04.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение), а также Конкурсная документация (далее - Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса были нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
- Заказчиком нарушены установленные частью 2 статьи 3 Закона о закупках сроки размещения Извещения;
- требование к участникам Конкурса о наличии квалифицированного персонала и производственных мощностей установлено как обязательное требование к участникам Конкурса, а не как квалификационное требование;
- Документацией не определен размер обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам Конкурса;
- Документация не содержит сведений об объеме и месте оказания услуг, являющихся предметом Конкурса, в полном объеме.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно Извещению начало подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: с "15" апреля 2014 г. 09:00. Окончание подачи заявок (открытие доступа к заявкам): "05" мая 2014 г. 09:00.
Таким образом, срок подачи заявок на участие в Конкурсе составляет 20 дней с момента размещения Извещения.
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
15.04.2014 на официальном сайте размещены изменения в Документацию, соглансо которым начало подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: с "15" апреля 2014 г. 09:00; окончание подачи заявок (открытие доступа к заявкам): "05" мая 2014 г. 09:00.
Таким образом, изменения в Документацию внесены менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, срок подачи заявок составил 19 дней.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о нарушении Заказчиком сроков размещения на официальном сайте Извещения, Документации не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупах в документации о закупке должны быть указаны определенные положением требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 8 Положения о закупке претенденты признаются участниками закупочной процедуры, в том числе в случае их соответствия квалификационным требованиям конкурсной документации, которые могут быть установлены по усмотрению организатора закупки, Заказчика в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и / или иных показателей, связанных с определением соответствия претендента требованиям, предъявляемым законодательством, нормативными документами Заказчика. Заказчиком могут быть установлены требования, связанные с квалификацией претендента, в том числе наличием у претендента необходимых производственных средств, материальных и/или кадровых ресурсов.
Пунктом 2.1 Документации установлены обязательные требования к участникам Конкурса, пункт 2.2 Документации содержит квалификационные требования к участникам Конкурса.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 Документации претендент должен иметь квалифицированный персонал для оказания услуг по предмету настоящего конкурса, в том числе:
мойщики-уборщики - не менее 1000 (одной тысячи) человек;
бригадиры смены - не менее 30 (тридцати) человек;
промышленные альпинисты - не менее 40 (сорока) человек.
Согласно подпункту 3 пункта 2.2 Документации претендент должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания комплекса услуг, в том числе:
поломоечным оборудованием (средствами малой механизации) - не менее 25 ед. (под поломоечным оборудованием подразумеваются машины для уборки помещений общественного назначения, приводящиеся в действие от электросети, аккумуляторов или двигателей внутреннего сгорания (однодисковые роторные машины, машины с ручным управлением, машины с сиденьем для оператора и т.п.);
снегоуборочными роторными машинами - не менее 300 ед.;
ассенизаторскими машинами - не менее 3 ед.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком квалификационных требований, указанных в подпунктах 1, 3 пункта 2.2 Документации соответствует требованиям пункта 8 Положения о закупке и не противоречит требованиям пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Закон о закупках, иные принятые в его реализацию нормативные правовые акты не ограничивают право заказчика указать в документации указать иные сведения, помимо предусмотренных частью 10 статьи 4 Закона о закупах.
Исходя из требований подпункта 24 пункта 45 Положения о закупке, при проведении конкурса заказчика устанавливает требование к обеспечению исполнения договора, заключаемого по итогам конкурса.
В соответствии с пунктом 1.5.8 Документации в случае признания победителем Конкурса участника, предложившего снижение начальной (максимальной) цены договора, указанной в разделе IV Документации, на сумму, равную менее 10 % (десяти процентов) общей начальной (максимальной) стоимости услуг по договору, установленной в п. 4.1.3. Раздела IV Документации - в данном случае требования к предоставлению обеспечение исполнения договора не устанавливаются.
В случае признания победителем конкурса участника, предложившего снижение начальной (максимальной) цены договора, указанной в разделе IV настоящей конкурсной документации на сумму, равную или более 10 % (десяти процентов) начальной (максимальной) цены договора - в данном случае победителем конкурса должно быть представлено обеспечение исполнения Договора в размере, равном общему предложенному снижению от общей начальной (максимальной) стоимости услуг по договору, установленной в п. 4.1.3. Раздела IV настоящей конкурсной документации (пункт 1.5.9 Документации).
Таким образом, требование к обеспечению исполнения договора в Документации установлено в полном объеме: в случае снижения начальной (максимальной) цены договора менее чем 10 % внесение обеспечения исполнения договора не требуется; в случае снижения начальной (максимальной) цены договора более чем 10 % Документацией определен порядок исчисления размера обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам Конкурса.
Согласно пунктам 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.
Извещением (с внесенными 15.04.2014 изменениями) предусмотрено, что содержание, место и объем услуг, являющихся предметом Конкурса, указаны в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации (далее - Техническое задание).
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя не оспаривали тот факт, что в Техническом задании сведения об объеме и месте оказания услуг, являющихся предметом Конкурса, указаны в полном объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18. 1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.
В соответствии с пунктом 2.7.2 раздела 2.8 Документации при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:
- цена договора (размер скидки (снижения) от начальных (максимальных) единичных расценок на оказание услуг) (значимость критерия 50);
- качество Услуг (значимость критерия 50).
Оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов, соответствующего условиям, изложенным в конкурсной заявке. Заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов. Каждой заявке по мере уменьшения выгодности содержащихся в ней условий (количества баллов, присвоенных по итогам оценки)присваивается порядковый номер. Конкурсной заявке, в которой содержатся лучшие условия (присвоено наибольшее количество баллов), присваивается первый номер. В случае если в нескольких конкурсных заявках содержатся одинаковые условия (присвоено равное количество баллов по итогам оценки), меньший порядковый номер присваивается конкурсной заявке, которая поступила ранее других конкурсных заявок (пункты 2.7.5-2.7.7 раздела 2.8 Документации).
Пунктом 2.7.7 раздела 2.8 Документации установлено, что указание ссылок на соответствие требованиям технического задания конкурсной документации или на соответствие положениям конкурсной документации не рекомендуется и не считается предоставлением участником закупки детализированного проработанного предложения о качестве Услуг. Заявке на участие в конкурсе, содержащей подобные ссылки, либо не содержащей в полной мере информации о соответствии всех предлагаемых к оказанию услуг требованиям раздела IV Документации, по критерию "качество Услуг" присваивается 0 баллов.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 2.7.7 раздела 2.8 Документации, не представляется возможным установить, в каком порядке определяется предпочтительность для Заказчика тех или иных условий, предлагаемых участниками Конкурса, по критерию "качество Услуг".
Таким образом, в Документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представлен Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, утвержденный Заместителем Председателя Конкурсной комиссии Заказчика (далее - Порядок).
Порядок содержит алгоритм действий Конкурсной комиссии при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.
В соответствии с Порядком по критерию "качество Услуг" проставляется от 0 до 100 баллов с учетом проработанного и детализированного подхода к описанию плана-графика оказания услуг, а также технологий оказания видов услуг, предусмотренных Техническим заданием.
Представленная представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России карточка рассмотрения экспертной группой и организатором заявок, представленных для участия в Конкурсе, от 14.05.2014 (далее - Карточка) подтверждает использование Порядка при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Порядок не размещен на официальном сайте в составе Документации, в Документации отсутствуют указания на его наличие и возможность ознакомиться с ним участников Конкурса.
Таким образом, Заказчиком произведена оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе в порядке, который не указан в Документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в Документации согласно Карточке заявке, содержащей меньшее ценовое предложение, присвоен второй номер.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлена обязанность заказчика при закупке размещать на официальном сайте информацию о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки.
Учитывая, что Заказчиком 16.05.2014 размещены на официальном сайте только выписки из протокола N24/1, протокола N24/2, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте указанных протоколов, нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание", направленную письмом Московского УФАС России от 06.05.2014 N ИК/12686-1 (вх. N42572/14 от 08.05.2014), на действие заказчика ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) необоснованной.
2. Признать ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" нарушившим часть 5 статьи 4, часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-64/14
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"19" мая 2014 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия ФАС России),
на основании решения от 19.05.2014 N 223-ФЗ-64/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание", направленной письмом Московского УФАС России от 06.05.2014 N ИК/12686-1 (вх. N42572/14 от 08.05.2014), на действие заказчика ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" в срок не позднее 26.05.2014 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484).
2. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" разместить информацию об отмене протоколов, указанных в пункте 1 настоящего предписания, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения об отмене протоколов, указанных в пункт 1 настоящего предписания.
3. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1, 2 настоящего предписания, вернуть участникам открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484).
4. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" внести изменения в документацию об открытом конкурсе в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) с учетом решения от 19.05.2014 N 223-ФЗ-64/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание", направленной письмом Московского УФАС России от 06.05.2014 N ИК/12686-1 (вх. N42572/14 от 08.05.2014), на действие заказчика ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484).
5. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 4 настоящего предписания, разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) внесенные во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменения в документацию об открытом конкурсе в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484).
6. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
7. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" продолжить проведение открытого конкурса в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484) в соответствии с требованиями Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", утвержденного решением Совета директоров ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (протокол 5/12 от 30.03.2012), документации об открытом конкурсе в электронной форме N 24 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги в 2014-2016 годах (извещение N 31401072484).
8. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктах 1-6 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2014 г. N 17/20212/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.5.2016