Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
рассмотрев жалобу ЗАО "Техносервъ А/С" на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" при проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Техносервъ А/С" (далее - Заявитель) б/н, б/д (вх. N38447/14 от 24.04.2014) на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив", утвержденным Наблюдательным Советом ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (протокол от 06.02.2014 N23) (далее - Положение о закупке).
28.03.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее - Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части установления Заказчиком требований к участникам Конкурса, ограничивающих участникам Конкурса доступ к участию в указанной закупочной процедуре, а именно:
- Документацией установлено требование к участникам Конкурса, не связанное с предметом Конкурса;
- в пункте 2.4 Документации установлены избыточные квалификационные требования к участникам Конкурса.
Кроме того, в пункте 2.5 Документации установлено требование о необходимости нотариального заверения некоторых документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, не ранее, чем за 30 календарных дней до дня окончания подачи заявок.
Документация составлена, по мнению Заявителя, в нарушение требований статьи 4 Закона о закупках, так как Документация содержит сведения о предмете Конкурса в объеме, недостаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также в Документации не установлен порядок оплаты работ, являющихся предметом Конкурса.
Также согласно жалобе, на официальном сайте в составе Документации размещено нечитаемое Приложение N3.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.2.11 Документации участник закупки должен обладать следующим перечнем лицензий, выданных:
1) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
2) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
3) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;
4) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;
5) Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на разработки, производства, распространения шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юр. лица или ип.;
6) Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.
Подпунктом 8 пункта 2.4.6 Документации установлено, что в подтверждение соответствия квалификационному требованию, предусмотренному пунктом 2.2.11 Документации, участник Конкурса представляет копии соответствующих лицензий ФСБ России, ФСТЭК России или иных документов, подтверждающих полномочия участника закупки работать с конфиденциальной информацией и государственной тайной.
В случае, если участник Конкурса не соответствует обязательным и квалификационным требованиям, содержащимся в Документации, его конкурсная заявка отклоняется (пункта 2.6.4 Документации).
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика от 06.05.2014 N01/213 (вх. ФАС России N42135/14 от 07.05.2014) (далее - Пояснения) исполнитель, которому будет поручено выполнение работ, должен обладать необходимой компетенцией в области защиты информации, а также иметь оборудование и условия для выполнения работ, что подтверждается наличием всего комплекса указанных лицензий.
Вместе с тем, в Документации не указано, что в состав работ, являющихся предметом Конкурса, входят работы, для исполнения которых обязательным является наличие лицензий или иных документов, подтверждающих полномочия участника закупки работать с конфиденциальной информацией и государственной тайной, указанных в подпункте 8 пункта 2.4.6 Документации.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что несоответствие кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении по итогам Конкурса договора, требованиям пункта 2.2.11 Документации, не свидетельствует о неспособности такого лица исполнять обязательства по исполнению работ, являющихся предметом Конкурса.
Исходя из требований пункта 5.3 Положения о закупке, при проведении торгов Заказчик вправе помимо требований к участника закупки, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 5.3 Положения о закупке, установить иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
Таким образом, установление требования к наличию у участника Конкурса лицензий или иных документов, подтверждающих полномочия участника закупки работать с конфиденциальной информацией и государственной тайной, указанных в подпункте 8 пункта 2.4.6 Документации, противоречит требованиям пункта 5.3 Положения о закупке и является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с подпунктами 1-7 пункта 2.4 Документации в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, указанным в пунктах 2.2.3-2.2.10 Документации, участник закупки представляет следующие документы:
1) Письмо от производителя, авторизующее Участника на поставку и работы для данного конкурса;
2) Сертификат о партнерстве от производителя;
3) Сертификат от производителя, авторизующее Участника на проведение работ по оборудованию систем кондиционирования и высокотехнологичной модульной конструкции (МПФЗ);
4) Сертификат на сотрудников от производителя систем кондиционирования и высоко технологичной модульной конструкции (МПФЗ), авторизующее сотрудников на проведение работ по данному оборудованию не менее 4 человек;
5) Информационное письмо производителя систем кондиционирования и высокотехнологичной модульной конструкции (МПФЗ) о положительном опыте в аналогичных проектах, подтвержденное отраслевыми наградами, а также отзывами клиентов об эксплуатации аналогичных продуктов не менее 12 месяцев;
6) Сертификаты в соответствии со стандартом ISO 9001;
7) Сертификат, подтверждающий статус ATD (Accredited Tier Designer) Uptime Institute не менее 3 человек в штате Участника.
Учитывая, что согласно проекту договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, участник Конкурса вправе привлечь соисполнителя, по мнению Заявителя, все необходимые специалисты для производства работ, обладающие соответствующими сертификатами, могут быть привлечены в качестве соисполнителей.
Таким образом, Заявитель считает, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к участникам Конкурса, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2.4 Документации, необоснованно ограничивают число участников Конкурса.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также порядок принятия мер антимонопольного реагирования в случае установления таких признаков предусмотрен главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент).
При этом, жалоба ЗАО "Техносервъ А/С" на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (далее - Заказчик) при проведении Конкурса рассматривается в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, применение норм главы 9 Закона о защите конкуренции, Регламента при рассмотрении данной жалобы не имеет правовых оснований.
Вместе с тем, Комиссия ФАС установила следующее.
В соответствии с Приложением N8 к Документации "Методика оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 8 на право заключения договора на проведение работ по оснащению центра Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" при оценке заявок по критерию "Квалификация участника закупки" (пункты 2.2.1-2.2.11 Документации) (далее - Приложение N8) 0 баллов присваивается заявке участника Конкурса, представившего информацию о квалификации в заявке, но не представившего документы в составе заявки, подтверждающие квалификацию участника закупки.
Таким образом, можно сделать вывод, что Заказчик производит оценку, в том числе, заявок, в которых не представлены документы, перечисленные в подпунктах 1-7 пункта 2.4 Документации, что противоречит требованиям пункта 2.6.4 Документации.
Из пункта 2.5 Документации следует, что документы, подлежащие нотариальному заверению, представляемые в составе заявки, должны быть заверены не ранее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до дня окончания подачи конкурсных заявок.
При этом, заверение нотариатом документов не имеет давности использования.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, в целях соответствия требованиям пункта 2.5 Документации участники Конкурса должны подготовить и нотариально заверить документы для включения их в состав заявок на участие в Конкурсе, до исполнения Заказчиком обязанности по информационному обеспечению закупки.
Наличие противоречий между Приложением N8 и пунктом 2.6.4 Документации, а также положения пункта 2.5 Документации нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Учитывая, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться Законом о закупках, в том числе принципами Закона о закупках, указанные действия Заказчика являются нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1.11.4 Документации договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно Приложению N 7 к Документации "Проект договора".
Из пункта 4.2 проекта договора следует, что "Заказчик производит оплату в соответствии с Графиком платежей (Приложение N 4 к настоящему Договору) на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Заказчиком и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.".
Поименованное в пункте 4.2 проекта договора Приложение N 4 представляет собой таблицу, в которой отсутствуют сведения о сроках и суммах платежей.
Таким образом, Заказчиком в Документации не установлен порядок оплаты работ, являющихся предметом Конкурса, что нарушает требования пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с разделом IV документации "Техническое задание" (далее - Техническое задание) вид работ, являющихся предметом Конкурса "работы по допроектированию и работы по оснащению".
Согласно Пояснениям Техническое задание дает исчерпывающий список технических параметров объекта и отдельных подсистем, что позволяет произвести бюджетную оценку объемов работ.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии ФАС России, что в состав Документации не включена проектная документация, которая подлежит доработке, сведения о строительной готовности здания к монтажу инженерных систем, а также об объеме работ по подготовке здания к монтажу инженерных систем.
Между положениями пункта 17.4.1 Технического задания и Приложения N3 к Техническому заданию имеются противоречия, о чем Заказчик проинформирован Заявителем в рамках запроса о разъяснении Документации (письмо Заявителя от 25.04.2014 N1095-12/С).
Письмом от 28.04.2014 N01/205 Заказчик сообщил, что отдельные положения Технического задания могут уточняться в процессе допроектирования и выполнения работ по взаимному согласованию сторон.
Учитывая изложенное, отсутствие в Техническом задании в полном объеме сведений об объеме, технических характеристиках работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участником Конкурса заявки на участие в Конкурса и является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Комиссией ФАС России в результате ознакомления с Документацией, размещенной на официальном сайте, установлено, что все документы, входящие в состав Документации читаемы, подлежат копированию.
Таким образом, довод Заявитель о том, что на официальном сайте в составе Документации размещено нечитаемое Приложение N3, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Техносервъ А/С" б/н, б/д (вх. N38447/14 от 24.04.2014) на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" при проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) обоснованной.
2. Признать ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-52/14
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"07" мая 2014 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия ФАС России)
на основании решения от 07.05.2014 N 223-ФЗ-52/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Техносервъ А/С" б/н, б/д (вх. N38447/14 от 24.04.2014) на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" при проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" в срок не позднее 19.05.2014 при наличии заявок на участие в открытом конкурсе "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) вернуть лицам, подавшим такие заявки, представленные ими заявки.
2. ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, внести в документацию о проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) изменения в порядке, установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив", утвержденным Наблюдательным Советом ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (протокол от 06.02.2014 N23), с учетом решения от 07.05.2014 N 223-ФЗ-52/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Техносервъ А/С" б/н, б/д (вх. N38447/14 от 24.04.2014) на действия заказчика ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" при проведении открытого конкурса "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649).
3. ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" продлить срок подачи заявок на участие открытом конкурсе "Заключение договора на проведение работ по оснащению Центра технического обеспечения технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в г.о. Тольятти для нужд Заказчика в 2014 году" (извещение N 31401023649) с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 2, 3 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.
5. ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 - 4 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2014 г. N 17/19023/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.5.2016