Решение Федеральной антимонопольной службы
от 18 апреля 2014 г. N 04/16191/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<>
рассмотрев жалобу Пошастенкова А.Н. на действия организатора торгов - ООО "Специализированная торговая площадка - Нижний Новгород", оператора электронной площадки - ООО "ЮТендер" при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Уваровское дорожно-строительное управление N 4", в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба Пошастенкова А.Н. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "Специализированная торговая площадка - Нижний Новгород" (далее - Организатор торгов), оператора электронной площадки - ООО "ЮТендер" (далее - Оператор) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Уваровское дорожно-строительное управление N 4" (далее - Торги).
Из жалобы Заявителя следует, что в связи с отказом в регистрации Заявителя на электронной площадке Оператора, Заявитель не смог принять участие в Торгах.
Рассмотрев представленные материалы и письменные пояснения Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
01.06.2013 в газете "КоммерсантЪ" N 3 Организатором торгов было размещено сообщение о проведении Торгов, согласно которому местом проведения торгов указывалась электронная площадка ООО "ЮТендер" по адресу: www.uTender.ru.
Согласно жалобе Заявителя 24.02.2014 Заявитель, имея намерение участвовать в Торгах, посредством электронной почты направил заявление о регистрации на электронной площадке Оператора. К заявлению были приложены все документы, необходимые для регистрации Заявителя на электронной площадке Оператора, которые были подписаны квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП), квалифицированный сертификат которой не содержал ограничений, препятствующих участию в торгах по продаже имущества (предприятия) должников-банкротов на электронной площадке Оператора, о чем в тексте заявления упоминалось Заявителем.
Однако 27.02.2014 Заявителем было получено уведомление следующего содержания:
"Уведомляем, что документы, направленные Вами по электронной почте для регистрации на электронной площадке не соответствуют установленным к ним требованиям, а именно:
Документы не подписаны электронной подписью принимаемой электронной площадкой.
В соответствии с Приложением 1 Регламента электронной площадки, на странице http://utender.ru/public/help/eds/ размещен список удостоверяющих центров, электронная подпись которых признается оператором торговой площадки.
Представленные Вами документы подписаны электронной подписью выпущенной удостоверяющим центром ООО "Такском", который не включил в область применения Вашего сертификата использование его на электронной площадке "uTender".
Предлагаем Вам обратиться в удостоверяющий центр, выпустивший Вам электронную подпись, устранить указанные основания и представить документы повторно".
Учитывая изложенное, согласно жалобе Заявителя, Оператором созданы неравные условия при регистрации на электронной площадке Оператора.
Согласно письменным пояснениям Оператора, Оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54 "Об утверждении порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок требованиям" и Регламентом проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на площадке Электронная торговая площадка "uTender", размещенной на сайте http://utender.ru/ в сети "Интернет" (далее - Регламент Оператора).
В соответствии с пунктом 20 статьи 110 Закона о банкротстве требования к электронным площадкам, требования к операторам электронных площадок, требования к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме предоставления банковской гарантии, порядок проведения торгов в электронной форме и порядок подтверждения соответствия участников торгов требованиям, установленным при проведении закрытых торгов, утверждаются регулирующим органом.
Соответствие электронных площадок и операторов электронных площадок требованиям абзаца первого пункта 20 статьи 110 Закона о банкротстве определяется в порядке, установленном регулирующим органом.
Согласно пункту 2.1 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54 (далее - Порядок) для обеспечения доступа к участию в открытых торгах оператор электронной площадки проводит регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы.
Пунктом 2.2 Порядка определен перечень документов и сведений, представляемых заявителем оператору электронной площадки для регистрации на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка указанные в пункте 2.2 Порядка документы и сведения должны быть подписаны руководителем или уполномоченным им лицом и заверены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (для заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) или собственноручно подписаны физическим лицом (для заявителей - физических лиц), либо должны быть представлены в форме электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью (далее - электронный документ).
Согласно пункту 20 статьи 110 Закона о банкротстве оператором электронной площадки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой и обеспечивают проведение торгов в электронной форме в соответствии с Законом о банкротстве. Операторы электронных площадок устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок размещения на электронной площадке документов в электронной форме, в том числе вид электронной подписи, используемой для подписания размещенных документов, и порядок ее проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) отношения в области использования электронных подписей регулируются Законом об электронной подписи, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об электронной подписи видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Законом об электронной подписи, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.
Согласно письменным пояснениям Оператора, Оператором принимаются любые виды электронных подписей, предусмотренных статьей 5 Закона об электронной подписи.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона об электронной подписи.
Таким образом, электронная подпись имеет свою область применения, которая определяется соглашением участников электронного взаимодействия при выдаче электронной подписи ее владельцу удостоверяющим центром.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка оператор электронной площадки отказывает заявителю в регистрации в случае непредставления им документов и сведений, указанных в пункте 2.2 Порядка, или в случае, если представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или в них обнаружена недостоверная информация, либо представленные заявителем сведения являются недостоверными. Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в пункте 2.6 Порядка, не допускается.
В случае принятия решения об отказе заявителю в регистрации оператор электронной площадки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на основания принятия такого решения, в том числе указание на отсутствующие документы и сведения или обоснование того, что представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию, либо представленные заявителем сведения являются недостоверными.
После устранения указанных оснований для отказа в регистрации заявитель вправе повторно подать заявление на регистрацию и представить документы и сведения, предусмотренные в пункте 2.2 Порядка.
Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает что, для начала процесса регистрации на электронной площадке Оператора лицам, заинтересованным в регистрации на электронной площадке Оператора, необходимо согласиться с условиями Регламента Оператора.
Согласно пункту 2.4 Регламента Оператора факт присоединения лица к Регламенту Оператора является полным принятием им условий Регламента Оператора и всех его приложений в редакции, действующей на момент регистрации Заявления о присоединении в реестре удостоверяющего центра. Лицо, присоединившееся к Регламенту Оператора, принимает дальнейшие изменения (дополнения), вносимые в Регламент Оператора, в соответствии с условиями Регламента Оператора.
В соответствии с пунктом 6.9 Регламента Оператора оператор электронной площадки обеспечивает возможность применения организатором торгов, лицами, представившими заявки на участие в открытых торгах, а также участниками торгов средств электронной подписи. Оператор электронной площадки признает электронные подписи, выданные удостоверяющими центрами, указанными в Приложении 1 к Регламенту Оператора.
Согласно письменным пояснениям Оператора, на электронной площадке Оператора, в разделе "Помощь" предусмотрена возможность проверки соответствия электронной подписи заявителя требованиям, установленным соглашением участников электронного взаимодействия.
При этом Комиссия ФАС России обращает внимание, что на электронной площадке Оператора, в разделе "Помощь" указан перечень удостоверяющих центров, ЭЦП которых признаются Оператором. В число удостоверяющих центров, ЭЦП которых принимаются Оператором входят организации, пункты выдачи ЭЦП которых, в том числе находятся в городе Нижний Новгород (т.е. месте проживания Заявителя).
Кроме того, поскольку Заявителем в адрес Оператора было направлено заявление о регистрации на площадке Оператора, Комиссия ФАС России полагает, что Заявитель согласился с условиями Регламента Оператора.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при отказе Заявителю в регистрации на электронной площадке Оператора, Оператор действовал в соответствии с Законом о банкротстве и Законом об электронной подписи.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу Пошастенкова А.Н. на действия организатора торгов - ООО "Специализированная торговая площадка - Нижний Новгород", оператора электронной площадки - ООО "ЮТендер" при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Уваровское дорожно-строительное управление N 4" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2014 г. N 04/16191/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.5.2016