Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 23 марта 2016 г. N 12923/05-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - <_>
члены комиссии: - <_>
рассмотрев дело N 12923/05-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Цильнинские Новости" N 63-64 (804) за 18.12.2015 рекламы услуг по предоставлению потребительских займов обществом с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация "Центр финансовой и юридической поддержки" (далее - ООО МО "ЦФЮП"), ОГРН 1107329002681, содержащей признаки нарушения ч.ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО МО "ЦФЮП", расположенного по адресу: Ульяновская обл., р.п. Чердаклы, ул. Советская, д. 26, - <_>
- муниципального учреждения "Редакция газеты "Цильнинские Новости" Цильнинского района Ульяновской области (далее - МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости"), расположенного по адресу: 433610, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Большое Нагаткино, ул. Садовая, д. 4, - <_> установила:
По заявлению физического лица Ульяновским УФАС России определением от 21.01.2016 возбуждено дело N 12923/05-2016 по признакам нарушения ч.ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО МО "ЦФЮП" и МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости". Рассмотрение дела назначено на 19.02.2016.
Определением от 19.02.2016 срок рассмотрения дела N 12923/06-2016 продлен до 21.04.2016, рассмотрение дела отложено и назначено на 23.03.2016.
В письменных пояснениях по делу ООО МО "ЦФЮП" (вх. N 915 от 19.02.2016; исх. б/н от 21.03.2016, вх. N 1567 от 21.03.2016) и представителем общества на заседаниях Комиссии 19.02.2016 и 23.03.2016 сообщено, что ООО МО "ЦФЮП" создано 13.10.2010 и осуществляет микрофинансовую деятельность на протяжении длительного времени. Все сведения, опубликованные в газете "Цильнинские Новости", не являются скрытыми, так как они помещены на информационном стенде, размещенном в обособленном подразделении общества, расположенном по адресу: Ульяновская обл., с. Большое Нагаткино, ул. Садовая, д. 2. Кроме того, во всех рекламных буклетах ООО МО "ЦФЮП" имеется информация об официальном сайте общества: www.dengidz73.ru, где подробно и полно представлена информация об условиях выдачи займов, индивидуальные условия договора потребительского займа в виде таблицы с указанием полной стоимости займа, суммы, подлежащей оплате, а также на сайте представлены правоустанавливающие документы ООО МО "ЦФЮП". Указанная информация постоянно обновляется, изменяется с учетом внесения изменений в законодательство Российской Федерации о деятельности микрофинансовых организаций. За деятельностью ООО МО "ЦФЮП", в том числе за полнотой наполнения официального сайта общества, осуществляет контроль Центральный банк Российской Федерации. ООО МО "ЦФЮП" макет указанной рекламы не согласовывало, акт выполненных работ не подписывало, оплату за изготовление и размещение рекламы общество произвело до публикации (квитанции N 002234 от 09.09.2015, N 002328 от 21.09.2015, N 002506 от 12.10.2015, N 002685 от 02.11.2015, N 002759 от 10.11.2015 и N 002853 от 18.11.2015). ООО МО "ЦФЮП" подготовило проект рекламы с указанием сокращенного наименования общества и условий рекламируемых услуг. ООО МО "ЦФЮП" полагало, что рекламораспространитель (редакция газеты) всё укажет правильно и корректно. Таким образом, за изготовление и публикацию рекламы в неполной редакции ответственность несет не общество, а редакция газеты.
В письменных пояснениях по делу МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости" (исх. N 73/2 от 16.02.2016, вх. N 811 от 16.02.2019; исх. N 73/6 от 21.03.2016, вх. N 1539 от 21.03.2016) и на заседаниях Комиссии 19.02.2016 и 23.03.2016 представителем учреждения сообщено, что в редакцию газеты "Цильнинские Новости" обратилось ООО МО "ЦФЮП", с которым был заключен договор на распространение рекламы следующего содержания: "Деньги до зарплаты. Деньги в долг под 1% в день для пенсионеров. с. Б. Нагаткино, ул. Садовая, 2 (здание КБО) 1-й этаж. Тел 8-960-371-61-17". Указанная реклама была размещена в газете "Цильнинские Новости" N 63-64 (804) за 18.12.2015. ООО МО "ЦФЮП" определило объект и содержание рекламы как лицо, оказывающее соответствующие услуги, и обладающее достоверной информацией относительно рекламируемой услуги. Именно рекламодатель обязан предоставлять для создания и распространения рекламы надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Согласно п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" законодательство устанавливает презумпцию вины рекламодателя по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы. То, что ООО МО "ЦФЮП" является рекламодателем, подтверждается квитанцией N 003143 от 15.12.2015. Основной деятельностью МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости" является информирование жителей Цильнинского района Ульяновской области о событиях местного, регионального и федерального масштаба. В выходных данных каждого выпуска газеты "Цильнинские Новости" сообщается об ответственности рекламодателей за содержание рекламы и ее достоверность. Никаких претензий к редакции газеты от ООО МО "ЦФЮП" после выхода спорной рекламы не поступало. Также публикация указанной рекламы не нанесла ущерба, в том числе финансово-материального, потребителям.
Исследовав материалы дела N 12923/05-2016, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу услуг по предоставлению потребительских займов "Деньги до зарплаты" ООО МО "ЦФЮП", размещённую в газете "Цильнинские Новости", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица, который не дал согласия на разглашение своих персональных данных, о распространении в газете "Цильнинские Новости" N 63-64 (804) за 18.12.2015 рекламы услуг по предоставлению потребительских займов с признаками нарушения ст. 28 Федерального закона "О рекламе" (вх. N 623/ог от 21.12.2015).
Реклама, опубликованная в газете "Цильнинские Новости" N 63-64 (804) за 18.12.2015, имеет следующее содержание. В верхней части рекламы указано: "ДЕНЬГИ ДО ЗАРПЛАТЫ ДЕНЬГИ В ДОЛГ ПОД 1% В ДЕНЬ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ". Ниже указано: "с. Б. Нагаткино, ул. Садовая, 2 (здание КБО), 1-й этаж. Тел. 8-960-371-61-17". По правому краю рекламы вертикально указано: "ОГРН 11073290002681".
В ходе рассмотрения дела N 12923/05-2016 МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости" представлены (исх. N 73/7 от 21.03.2016, вх. N 1539 от 21.03.2016) копии страниц газеты "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015 и N 58 (798) за 20.11.2015 с рекламой займов ООО МО "ЦФЮП" следующего содержания. В верхней части рекламы указано: "ДЕНЬГИ ДО ЗАРПЛАТЫ Займы для пенсионеров" под 1%, для работающих граждан - под 1,5% в день. Ниже указано: "с. Б. Нагаткино, ул. Садовая, 2 (здание КБО), 1-й этаж. Тел. 8-960-371-61-17". По правому краю рекламы вертикально указано: "ОГРН 11073290002681".
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" указанная информация о предоставлении займов является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по предоставлению займов населению.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Однако в нарушение указанной нормы закона в рекламе "Деньги до зарплаты" ООО МО "ЦФЮП", размещённой в газете "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015, N 58 (798) за 20.11.2015 и N 63-64 (804) за 18.12.2015, не указано наименование финансовой организации, оказывающей рекламируемые услуги.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)") приведен порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа).
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом, и другие.
В рекламе "Деньги до зарплаты" ООО МО "ЦФЮП", размещенной в газете "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015, N 58 (798) за 20.11.2015 и N 63-64 (804) за 18.12.2015, приведено условие предоставления займа - процентная ставка: "для пенсионеров под 1%, для работающих граждан - под 1,5% в день" ("ПОД 1% В ДЕНЬ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ"), однако реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Согласно условиям выдачи ООО МО "ЦФЮП" займов общество выдает займы на срок не менее 7 дней. При этом, согласно п. 5.1 договора займа ООО МО "ЦФЮП" заемщик имеет право в любое время досрочно погасить займ путем внесения на банковский счет или в кассу общества денежных средств, достаточных для выполнения обязательств по возврату займа и уплате процентов. Кроме того, полную стоимость займа для пенсионеров (под 1%) определяют 365,0% годовых, а полную стоимость займа для работающих граждан (1,5%) - 547,5% годовых.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение требований ч. 3 ст. 28 закона - рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламируемые услуги оказываются ООО МО "ЦФЮП", внесенным в Государственный реестр микрофинансовых организаций 19.04.2012. Издателем газеты "Цильнинские Новости" (свидетельство ПИ N ФС8-0487 от 18.01.2007) является МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости".
Реклама "Деньги до зарплаты" в газете "Цильнинские Новости" в сентябре - декабре 2015 года размещена МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости" по заказу ООО МО "ЦФЮП" - квитанции об оплате размещения рекламы N 002163 от 01.09.2015, N 002234 от 09.09.2015, N 002328 от 21.09.2015, N 002506 от 12.10.2015, N 002685 от 02.11.2015, N 002759 от 10.11.2015, N 002853 от 18.11.2015, N 002905 от 24.11.2015, N 002982 от 01.12.2015, N 003143 от 15.12.2015 и N 000037 от 22.12.2015.
Таким образом, ООО МО "ЦФЮП" в данном случае является рекламодателем, а МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости" - рекламораспространителем.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за рассматриваемые нарушения Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу услуг по предоставлению потребительских займов "Деньги до зарплаты" общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация "Центр финансовой и юридической поддержки", размещенную в газете "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015, N 58 (798) за 20.11.2015 и N 63-64 (804) за 18.12.2015, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать обществу с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация "Центр финансовой и юридической поддержки" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Выдать муниципальному учреждению "Редакция газеты "Цильнинские Новости" Цильнинского района Ульяновской области предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05.04.2016.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
| ||
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
23.03.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - <_>
члены комиссии: - <_>,
на основании своего решения от 23.03.2016 по делу N 12923/05-2016 о признании рекламы услуг по предоставлению потребительских займов "Деньги до зарплаты" общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация "Центр финансовой и юридической поддержки" (далее - ООО МО "ЦФЮП"), ОГРН 1107329002681, размещенной в газете "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015, N 58 (798) за 20.11.2015 и N 63-64 (804) за 18.12.2015, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. ООО МО "ЦФЮП", расположенному по адресу: 433400, Ульяновская обл., р.п. Чердаклы, ул. Советская, д. 26, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно привести указанную рекламу в соответствие с требованиями статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. ООО МО "ЦФЮП", расположенному по адресу: 433400, Ульяновская обл., р.п. Чердаклы, ул. Советская, д. 26, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.04.2016.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
| ||
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 2
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
23.03.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - <_>
члены комиссии: <_>
на основании своего решения от 23.03.2016 по делу N 12923/05-2016 о признании рекламы услуг по предоставлению потребительских займов "Деньги до зарплаты" общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация "Центр финансовой и юридической поддержки", ОГРН 1107329002681, размещенной в газете "Цильнинские Новости" N 46 (786) за 12.09.2015, N 48 (788) за 26.09.2015, N 52 (792) за 17.10.2015, N 56 (796) от 07.11.2015, N 57 (797) за 13.11.2015, N 58 (798) за 20.11.2015 и N 63-64 (804) за 18.12.2015, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Муниципальному учреждению "Редакция газеты "Цильнинские Новости" Цильнинского района Ульяновской области (далее - МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости"), расположенному по адресу: 433610, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Большое Нагаткино, ул. Садовая, д. 4, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно привести указанную рекламу в соответствие с требованиями статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. МУ "Редакция газеты "Цильнинские Новости", расположенному по адресу: 433610, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Большое Нагаткино, ул. Садовая, д. 4, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.04.2016.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 23 марта 2016 г. N 12923/05-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016