Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии: |
Ланцман Л.И. - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии |
Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; Юканкина Д.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; Ананьевой Г.Н. - и.о. начальника отдела ТЭК, |
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя ООО "СпецТорг" (доверенность от 05.04.2016 г.),
- <_> - представителя ООО "ГТК "Кузбасспромуголь" (доверенность от 05.05.2015 г.),
- <_> - представителя ООО "ГТК "Кузбасспромуголь" (доверенность от 03.03.2016 г.),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "ГТК "Кузбасспромуголь" и материалы жалобы N 76/03-18.1-2016, установила:
24.05.2016 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "ГТК "Кузбасспромуголь" (далее - заявитель) (вх. N 3394 от 20.05.2016 г.), на действия организатора торгов ООО "СпецТорг" при продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" (ИНН 4207049088), путем проведения торгов в форме публичного предложения.
По мнению заявителя, организатором торгов ООО "СпецТорг" нарушены положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В качестве оснований жалобы Заявитель указывает следующее:
1. В нарушение пунктов 1, 6 статьи 28, пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов опубликовал объявление о продаже имущества должника менее чем за 30 дней до начала проведения торгов.
2. В нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов в отсутствие сведений, подтверждающих поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, допустил к участию в торгах и соответственно признаны участником торгов <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания".
3. В нарушение пункта 1 статьи 28, пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов не разместил сообщение о результатах проведения торгов в газете Коммерсантъ, на ЕФРСБ, в средствах массовой информации по месту нахождения должника.
4. В нарушение пунктов 3, 4.1, 6 статьи 28, пункта 7.8 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54, Организатор торгов не опубликовал сведения о заключении договора купли-продажи.
5. В нарушение пунктов 15, 17 статьи 110 Закона о банкротстве Организатором торгов определение победителя торгов и оформление результатов торгов произведено с нарушением установленной законодательством формы проведения торгов.
6. В нарушение пункта 20 статьи 110 Закона о банкротстве Организатором торгов определение победителя торгов и оформление результатов торгов произведено с нарушением установленной законодательством формы проведения торгов.
7. Действия Организатора торгов свидетельствуют о личной заинтересованности при определении участника торгов и лоббировании интересов одного из участников торгов, что является нарушением пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве.
По мнению заявителя, допущенные организатором торгов ООО "СпецТорг" вышеуказанные нарушения порядка проведения торгов, в том числе и определения победителя торгов, создают препятствия для исполнения требований кредиторов ЗАО "Сибирские ресурсы", а также нарушают нормы Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Подробно доводы изложены в жалобе (вх. N3394 от 20.05.2016 г.).
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 24.05.2016 г. N 03/4711 рассмотрение жалобы N 76/03-18.1-2016 было назначено на 02.06.2016 г. на 10 часов 00 минут.
Данное уведомление было направлено почтой, электронной почтой в адрес Заявителя, Организатора торгов, Заказчика торгов и оператора электронной площадки.
31.05.2016 г. в адрес Организатора торгов был направлен запрос (исх. N03/4907) о предоставлении копии платежных документов, поступивших от участников торгов, подтверждающих перечисление задатка на расчетный счет, указанный в извещении о проведении торгов.
31.05.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило письмо (вх. N3637) Кемеровского РФ АО "Россельхозбанк" с приложением выписки по счету N40702810456000001632 ООО "СпецТорг" за период с 12.12.2015 г. по 13.05.2016 г.
Заказчик торгов и оператор электронной площадки, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 76/03-18.1-2016, на рассмотрение жалобы не явились
Заявитель и Организатор торгов, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 76/03-18.1-2016, на рассмотрение жалобы не явились, направили своих представителей.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя доводы жалобы (вх. N3394 от 20.05.2016 г.) поддержали в полном объеме, просили признать жалобу обоснованной.
Представитель ООО "Спецторг" в ходе рассмотрения жалобы представил в адрес Комиссии письменный отзыв с приложением подтверждающих документов.
Согласно изложенным возражениям Организатор торгов считает жалобу не обоснованной, в связи с отсутствием в действиях Организатора торгов нарушения законодательства, и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
1. Продажа имущества должника посредством публичного предложения определяется периодом действия публичного предложения, а не датой проведения торгов, вследствие чего, у Организатора торгов отсутствует обязанность опубликовывать сообщение о проведении торгов посредством публичного предложения не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
2. <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания" были допущены к участию в торгах, поскольку внесли задатки наличными денежными средствами в кассу Организатора торгов.
3. Сообщения о результатах торгов не были опубликованы по причине того, что расходы по оплате стоимости публикации, как установлено договором на оказание услуг по проведению торгов, несет заказчик, и до настоящего времени требуемая оплата не произведена.
4. Сведения о заключении договора купли-продажи Организатор торгов не разместил на ЕФРСБ, поскольку такие договоры не заключает и, соответственно, такими сведениями не обладает.
5. Довод заявителя о неверном определении победителя торгов основывается на неправильном определении периода действия цены публичного предложения. Определение победителя торгов по лоту N485 не влечет автоматического заключения договора купли-продажи и, соответственно, отсутствуют негативные последствия для заинтересованных лиц.
6. Доводы Заявителя относительно заинтересованности Организатора торгов являются надуманными и не основанными на нормах действующего законодательства.
Подробно доводы изложены в отзыве на жалобу.
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 76/03-18.1-2016 и заслушав пояснения представителей Заявителя и ООО "СпецТорг", Комиссия установила следующее:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.08.2014 г. по делу N А27-12233/2014 ЗАО "Сибирские ресурсы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
19.08.2015 г. между ЗАО "Сибирские ресурсы" в лице конкурсного управляющего <> и ООО "СпецТорг" заключен договор N 01-08/2015 на оказание услуг по организации и проведению торгов.
29.08.2015 г. в газете "Коммерсантъ" N157 (N77031598899) и 16.09.2015 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве по адресу: http//bankrot.fedresurs.su. (N738360) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении торгов в форме аукциона с открытой формой подачи предложения о цене по продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" (ИНН 4207049088, ОГРН 1024200694319, 650521, Кемеровская обл., Кемеровский р-н, с. Андреевка, ул. Угольная, 1 А, Г), конкурсный управляющий <> (650000, г. Кемерово, а/я 895, ИНН 420541129372, СНИЛС 127-498-966 18), член ААУ "СРО "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" (630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, 2-6А, ОГРН 1035402470036, ИНН 5406245522).
Организатор торгов сообщил о продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" по лотам NN1 - 15, 400 - 516.
Торги по продаже Лотов NN 1-15 будут проводиться в очной форме по адресу: 650000, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 3 (1 этаж), лотов NN 400-512 - в электронной форме на ЭТП "Фабрикант" (www.fabrikant.ru). Заявки на участие в торгах в электронной форме на ЭТП "Фабрикант" (www.fabrikant.ru) по лотам NN400-512 принимаются в электронной форме на ЭТП "Фабрикант": с 9:00 03.09.2015 до 9:00 08.10.2015 (время московское). Заявки на участие в торгах в очной форме по лотам NN 1-15 принимаются по адресу проведения торгов в рабочие дни: с 03.09.2015 по 08.10.2015 с 9:00 до 17:00 (время местное).
22.10.2015 г. на ЕФРСБ размещено сообщение N776367 о результатах торгов, согласно которому указанные торги признаны несостоявшимися.
22.10.2015 г. на ЕФРСБ размещено сообщение N779887 о проведении повторных торгов.
20.11.2015 г. определением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12233/2014 <> отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЗАО "Сибирские ресурсы".
10.12.2015 г. на ЕФРСБ размещено сообщение N845607 о результатах повторных торгов, согласно которому указанные торги признаны несостоявшимися.
11.12.2015 г. (в печатной версии - 12.12.2015 г.) в газете "Коммерсантъ" (N77031706621), 08.12.2015 г. в газете "Кемерово" и 14.12.2015 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве по адресу: http//bankrot.fedresurs.su. (N848990) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" (ИНН 4207049088, ОГРН 1024200694319, 650521, Кемеровская обл., Кемеровский р-н, с. Андреевка, ул. Угольная, 1 А, Г), конкурсный управляющий <> (650000, г. Кемерово, а/я 895, ИНН 420541129372, СНИЛС 127-498-966 18), член ААУ "СРО "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" (630099, г.Новосибирск, ул. Депутатская, 2-6А, ОГРН 1035402470036, ИНН 5406245522) по лотам NN 1-15, 400-512.
Организатор торгов сообщил о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" (ИНН4207049088, ОГРН1024200694319, 650521, Кемеровская обл., Кемеровский р-он, с.Андреевка, ул.Угольная, 1 А, Г). Конкурсный управляющий <> (650000, г.Кемерово, а/я 895, ИНН 420541129372, СНИЛС 127-498-966 18), член ААУ "СРО "СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ" (630099, г.Новосибирск, ул.Депутатская, 2 - 6А, ОГРН 1035402470036, ИНН 5406245522). Цена указана с учетом НДС. Задаток: 20% от начальной продажной цены, величина снижения начальной цены: 5%, период снижения: 7 календарных дней. Минимальная цена продажи - 1 рубль. Торги по продаже Лотов NN 1-15 будут проводиться в очной форме по адресу: 650000, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 3 (1 этаж). Лотов NN 400-512 - в электронной форме на ЭТП "Фабрикант" (www.fabrikant.ru). Заявки на участие в торгах в электронной форме на ЭТП "Фабрикант" (www.fabrikant.ru) по лотам NN400-512 принимаются в электронной форме на ЭТП "Фабрикант": с 9:00 14.12.2015 (время московское). Заявки на участие в торгах в очной форме по лотам NN 1-15 принимаются по адресу проведения торгов в рабочие дни: с 14.12.2015 с 9:00 до 17:00 (время местное).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2016 г. по делу N А27-12233/2014 конкурсным управляющим ЗАО "Сибирские ресурсы" утвержден <>
01.04.2016 г. Организатором торгов получено уведомление конкурсного управляющего ЗАО "Сибирские ресурсы" об отмене торгов по лотам NN400-512.
11.05.2016 г. конкурсным управляющим должника <> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве по адресу: http//bankrot.fedresurs.su. были размещены сведения о заключении договоров купли-продажи с победителями торгов:
- с <_> в отношении лота N 484 (N1072337), в отношении лотов NN 1 - 15 (N1072249), в отношении лотов NN 508, 436, 437, 444, 435, 512, 432, 433, 440, 442, 510, 501, 486, 491, 482, 431, 415, 414, 413, 452, 453, 454, 455, 451, 465, 507, 504, 438, 450, 449, 447, 441 (N1072285);
- с ООО "Сибирь Инвест" в отношении лота N 485 (N1072270);
- с ООО "Сибирская крановая компания" в отношении лота N492 (N1072263).
В Кемеровском УФАС России отсутствуют сведения о размещении Организатором торгов и (или) конкурсным управляющим ЗАО "Сибирские ресурсы" <> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве и в газете "Коммерсантъ" сообщений, извещений, сведений, касающихся проведения вышеуказанных торгов.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, Организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1. Согласно пункту 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию, в том числе, подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их Организатор обязан опубликовать сообщение о продаже имущества в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем пункт 4 статьи 139 Закона о банкротстве устанавливает особый порядок реализации имущества должника посредством публичного предложения в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов. Данные нормы Закона о банкротстве являются специальными, по отношению к общим нормам, устанавливающим порядок проведения торгов в форме аукциона или конкурса, к которым относится и пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве. Данными специальными нормами тридцатидневный срок для публикации о продаже имущества должника посредством публичного предложения не установлен.
Кроме этого, требование о соблюдении такого срока противоречит смыслу норм законодательства о несостоятельности (банкротстве), устанавливающих порядок продажи имущества должника, в частности статьям 110 и 139 Закона о банкротстве. Процедура продажи имущества должника посредством публичного предложения заключается в реализации имущества должника, уже выставленного на торги, признанные несостоявшимися, и направлена на скорейшее завершение процедуры конкурсного производства. При этом содержание данной процедуры определяется периодом действия предложения, а не датой проведения торгов.
Опубликованное 11.12.2015 г. (в печатной версии - 12.12.2015 г.) в газете "Коммерсантъ" (N77031706621), 08.12.2015 г. в газете "Кемерово" и 14.12.2015 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве по адресу: http//bankrot.fedresurs.su. (N848990) Организатором торгов извещение о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ЗАО "Сибирские ресурсы" содержало все необходимые сведения, установленные статьей 139 Закона о банкротстве.
Исходя из вышеизложенного Комиссией в действиях Организатора торгов, в данной части, не установлено нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), в частности статей 110 и 139 Закона о банкротстве, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
2. В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение Организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Согласно сведениям представленным Организатором торгов, к заявкам <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания", признанных, впоследствии, победителями торгов, не было представлено подтверждение поступления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов. Представленные Организатором торгов копии приходных кассовых ордеров о внесении денежных средств в кассу организатора торгов, свидетельствуют о неисполнении требований Закона о банкротстве как участниками торгов, так и Организатором торгов.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении торгов не указывалось на возможность внесения задатка в кассу Организатора торгов.
Факт того, что участниками не перечислялся задаток, подтверждается выпиской по счету N40702810456000001632 ООО "СпецТорг" (номер счета, указанный в извещении о проведении торгов) за период с 12.12.2015 по 13.05.2016, предоставленной Кемеровским РФ АО "Россельхозбанк" (вх. N 3637 от 31.05.2016 г.). Доказательств перечисления задатка на счет Организатора торгов на дату составления протокола об определении участников торгов в Кемеровское УФАС России не представлено.
Комиссией установлено, что в нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, Организатором торгов, в отсутствие сведений, подтверждающих поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, допустил к участию в торгах и, соответственно, признал участником торгов <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания". Данный факт подтверждается протоколами заседания комиссии по рассмотрению предложений участников, а также итоговыми протоколами заседания комиссии по проведению торговой процедуры "Публичное предложение продавца (N1354438, N1354187, N1354207, N1354439, N1354697)", копии которых представлены в материалы жалобы.
При этом сведения о размещении на ЕФРСБ протокола об определении участников торгов в Кемеровском УФАС России отсутствуют.
Организатор торгов создал для <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания" преимущественные условия перед иными потенциальными покупателями, чем нарушил законодательство о банкротстве.
Таким образом, действиями (бездействием) Организатора торгов, в части допуска к участию в торгах <_> ООО "Сибирь Инвест" и ООО "Сибирская крановая компания" в отсутствие сведений, подтверждающих поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, допущено нарушение требований Закона о банкротстве, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
3. Согласно пункту 15 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.
В течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися Организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. В случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.
Комиссией установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 28, пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве ООО "СпецТорг" сообщение о результатах проведения торгов в газете "Коммерсантъ", на ЕФРСБ сообщение о результатах проведения торгов не разместило.
Таким образом, действиями (бездействием) Организатора торгов, в части не размещения сообщение о результатах проведения торгов, допущено нарушение требований Закона о банкротстве, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
4. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Согласно пункту 3 статьи 28 Закона о банкротстве наряду со сведениями, подлежащими включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включению в указанный реестр подлежат сведения, перечень которых устанавливается регулирующим органом.
Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 в пункте 3 приложения N2, подлежащими опубликованию определены также сведения о проведении торгов по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, включаемые в Реестр сведений о банкротстве, в том числе Организатором торгов: о заключении договора купли-продажи имущества или предприятия должника (дата заключения договора с победителем торгов или сведения об отказе или уклонении победителя торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество или предприятие приобретено покупателем).
Пунктом 7.8 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54, установлено, что Организатор торгов в течение трех рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи направляет для размещения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о заключении договора купли-продажи имущества (предприятия) должника (дата заключения договора с победителем открытых торгов или сведения об отказе или уклонении победителя открытых торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество (предприятие) приобретено покупателем).
Комиссией установлено, что в нарушение пунктов 3, 4.1., 6 статьи 28 Закона о банкротстве, в установленные законом сроки Организатором торгов не размещена информация о заключении договора купли-продажи с победителями торгов на ЕФРСБ. Указанная информацию была размещена лишь 11.05.2016 конкурсным управляющим ЗАО "Сибирские ресурсы" <> то есть с нарушением установленного порядка и срока размещения.
Таким образом, действиями (бездействием) Организатора торгов, в части не размещения сведений о заключении договора купли-продажи, допущено нарушение требований Закона о банкротстве, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
5. Согласно пункту 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение Организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются:
наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов;
предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия;
результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов;
наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия);
наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов;
обоснование принятого Организатором торгов решения о признании участника торгов победителем.
Организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.
При этом в соответствии с пунктом 17 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, Организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.
Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.
Согласно пункту 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.
Рассмотрение Организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Пунктом 7.2. Положения установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными п. 4.3. настоящего Положения, указываются:
- величина снижения начальной цены продажи имущества должника, которая устанавливается равной 5% (пять процентов) от начальной цены;
- срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, составляющий 7 (семь) календарных дней.
Исходя из сведений, содержащихся в объявлении о проведении торгов, размещенного 14.12.2015 г. на ЕФРСБ (N848990), Организатором торгов были установлены следующие периоды снижения цены:
- с 14.12.2015 по 20.12.2015 - минимальная цена имущества составляла 100% от начальной цены продажи имущества;
- с 21.12.2015 по 27.12.2015 - минимальная цена имущества составляла 95% от начальной цены продажи имущества;
- с 28.12.2015 по 03.01.2016 - минимальная цена имущества составляла 90% от начальной цены продажи имущества;
- с 04.01.2016 по 10.01.2016 - минимальная цена имущества составляла 85% от начальной цены продажи имущества;
- с 11.01.2016 по 17.01.2016 - минимальная цена имущества составляла 80% от начальной цены продажи имущества;
- с 18.01.2016 по 24.01.2016 - минимальная цена имущества составляла 75% от начальной цены продажи имущества;
- с 25.01.2016 по 31.01.2016 - минимальная цена имущества составляла 70% от начальной цены продажи имущества;
- с 01.02.2016 по 07.02.2016 - минимальная цена имущества составляла 65% от начальной цены продажи имущества;
- с 08.02.2016 по 14.02.2016 - минимальная цена имущества составляла 60% от начальной цены продажи имущества;
- с 15.02.2016 по 21.02.2016 - минимальная цена имущества составляла 55% от начальной цены продажи имущества;
- с 22.02.2016 по 28.02.2016 - минимальная цена имущества составляла 50% от начальной цены продажи имущества;
- с 29.02.2016 по 06.03.2016 - минимальная цена имущества составляла 45% от начальной цены продажи имущества;
- с 07.03.2016 по 13.03.2016 - минимальная цена имущества составляла 40% от начальной цены продажи имущества;
- с 14.03.2016 по 20.03.2016 - минимальная цена имущества составляла 35% от начальной цены продажи имущества;
- с 21.03.2016 по 27.03.2016 - минимальная цена имущества составляла 30% от начальной цены продажи имущества;
- с 28.03.2016 по 03.04.2016 - минимальная цена имущества составляла 25% от начальной цены продажи имущества;
- с 04.04.2016 по 10.04.2016 - минимальная цена имущества составляла 20% от начальной цены продажи имущества;
- с 11.04.2016 по 17.04.2016 - минимальная цена имущества составляла 15% от начальной цены продажи имущества;
- с 18.04.2016 по 24.04.2016 - минимальная цена имущества составляла 10% от начальной цены продажи имущества;
- с 25.04.2016 по 01.05.2016 - минимальная цена имущества составляла 5% от начальной цены продажи имущества;
Комиссией установлено следующее:
Заявка <_> на участие в торговой процедуре "Публичное предложение продавца N1354438" поступила 21.03.2016 г. в 07:14:29 и содержала предложение цены 3 000 рублей. В указанный момент действовал период снижения цены с 21.03.2016 по 27.03.2016 - минимальная цена имущества была равна 2 117,88 рублей, что составляло 30% от начальной цены продажи имущества (7 059,60 рублей);
Заявка <_> на участие в торговой процедуре "Публичное предложение продавца N1354187" поступила 22.03.2016 г. в 14:58:44 и содержала предложение цены 46 200 рублей. В указанный момент действовал период снижения цены с 21.03.2016 по 27.03.2016 - минимальная цена имущества была равна 46 180,96 рублей, что составляло 30% от начальной цены продажи имущества (153 936,53 рублей);
Заявка <_> на участие в торговой процедуре "Публичное предложение продавца N1354207" поступила 22.03.2016 г. в 14:58:38 и содержала предложение цены 40 000 рублей. В указанный момент действовал период снижения цены с 21.03.2016 по 27.03.2016 - минимальная цена имущества была равна 39 136, 41 рублей, что составляло 30% от начальной цены продажи имущества (130 454,71 рублей);
Таким образом, в действиях Организатора торгов по определению победителя торгов, в части соответствия суммы поступившего предложения действующей цене, в определенный период снижения цены, нарушений установленных пунктами 15, 17 статьи 110 Закона о банкротстве, не установлено, следовательно, довод заявителя в указанной части не обоснован.
Вместе с тем Организатором торгов 22.03.2016 г. торги (публичное предложение продавца N1354438, N1354201, N1354212) признаны не состоявшимися и принято решение о заключении договора с единственным участником (<_>), заявка которого была допущена к участию в торгах, с нарушением установленных пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве требований.
При таких обстоятельствах действия Организатора торгов нарушают требования, установленные пунктом 17 статьи 110 Закона о банкротстве.
6. Отношения, связанные с установлением оснований для признания должника несостоятельным (банкротом), регулированием порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядка и условий проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Законом о банкротстве.
Согласно статьям 111, 139 Закона о банкротстве одним из способов реализации имущества должника является продажа имущества должника посредством публичного предложения.
Исходя из системного толкования положения статей 126, 129, 139 и 142 Закона о банкротстве следует, что основной задачей конкурсного производства является реализация конкурсной массы должника для целей наиболее полного и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Целью процедуры конкурсного производства является максимальное удовлетворение интересов всех кредиторов должника.
Основным правом кредиторов в деле о банкротстве является право на получение имущественного удовлетворения их требований к должнику.
По смыслу пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется на основании утвержденного собранием кредиторов должника либо судом положения о порядке реализации имущества.
На основании части 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Порядок проведения обязательных торгов в процедуре банкротства регламентирован статьей 110 Закона о банкротстве, а также Положением о порядке, условиях и сроках продажи имущества ЗАО "Сибирские ресурсы", утвержденным 24.07.2015 г. собранием кредиторов ЗАО "Сибирские ресурсы" (далее - Положение).
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном в пунктах 3 - 19 статьи 110 и пункте 3 статьи 111 Закона о банкротстве с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.
Положения указанной нормы закона подлежат применению при реализации имущества предприятия - банкрота путем публичного предложения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку продажа имущества путем публичного предложения осуществляется в форме проведения торгов, а Законом о банкротстве не урегулирован порядок их отмены, следовательно применению подлежат нормы статьи 448 ГК РФ.
Таким образом, конкурсный управляющий <> был вправе отказаться от проведения торгов в любое время до даты их завершения.
01.04.2016 г. Организатором торгов получено уведомление конкурсного управляющего ЗАО "Сибирские ресурсы" <> с требованием об отмене торгов по продаже имущества ЗАО "Сибирские ресурсы" по лотам NN 400-512 посредством публичного предложения в электронной форме.
Вместе с тем комиссией установлено, что Организатором торгов указанное требование исполнено не было. Кроме того, 04.04.2016 г. была принята и рассмотрена заявка ООО "СибирьИнвест" в отношении лота N 485 (земельный участок промплощадка шахты 36588 кв.м.).
Таким образом, действиями (бездействием) Организатора торгов, в части принятия заявки на участие в торгах после получения требования конкурсного управляющего об отмене торгов, допущено нарушение пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
7. В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве Организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным этим законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Абзацем 6 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале.
Согласно пункту 1 статье 19 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:
лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" входит в одну группу лиц с должником;
лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Пунктом 2 статьи 19 установлено, что заинтересованными лицами по отношению к должнику - юридическому лицу признаются также:
руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве или до даты назначения временной администрации финансовой организации (в зависимости от того, какая дата наступила ранее), либо лицо, имеющее или имевшее в течение указанного периода возможность определять действия должника;
лица, находящиеся с физическими лицами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, в отношениях, определенных пунктом 3 настоящей статьи;
лица, признаваемые заинтересованными в совершении должником сделок в соответствии с гражданским законодательством о соответствующих видах юридических лиц.
Заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга (пункт 3 статьи 19 Закона о банкротстве).
При этом согласно пункту 4 статьи 19 Закона о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, кредиторам признаются лица в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами физического лица признавались лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо. В законодательстве Российской Федерации под группой лиц понимается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих, в частности, одному или нескольким признакам из следующих признаков: физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры (пункт 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции; лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку (пункт 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции).
Иных доказательств заинтересованности победителей торгов по отношению к организатору торгов в материалах жалобы не имеется и заявителем не представлено.
Комиссией наличие заинтересованности между организатором торгов и победителями торгов не установлено.
Таким образом, действиями (бездействием) Организатора торгов нарушений Закона о банкротстве, в части наличия заинтересованности между организатором и победителем торгов, не допущено, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что между победителями торгов и ЗАО "Сибирские ресурсы" были заключены договоры купли-продажи, Комиссия не имеет возможности вынести предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ГТК "Кузбасспромуголь" N 76/03-18.1-2016 на действия Организатора торгов - ООО "СпецТорг" обоснованной.
Признать Организатора торгов - ООО "СпецТорг" нарушившим пункты 3, 4.1, 6 статьи 28, пункты 12, 15, 17 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Предписание не выдавать в связи с заключением договоров.
Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "СпецТорг" дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя комиссии: |
Л.И. Ланцман
|
Члены комиссии |
В.В. Наумова
Д.С. Юканкин
И.С. Гилева
Г.Н. Ананьева |
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 2 июня 2016 г. N 76/03-18.1-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016