Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 4 мая 2016 г. N 1-00-762/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на техническое обслуживание зданий (реестровый N 31603527900) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в установлении срока обеспечения исполнения договора, превышающего срок действия договора на месяц, в установлении требования о предоставлении сведений, не предусмотренны положением о закупках Заказчика, в размещении разъяснений положений Аукционной документации, изменяющих суть такой документации, в установлении разночтения в части несоответствия указанных в Аукционной документации ГОСТов и пунктов Технического задания Аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Положение о закупках).
07.04.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 07.04.2016 дата окончания подачи заявок - 28.04.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 04.05.2016, дата проведения Аукциона - 06.05.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 04.05.2016 N б/н следует, что всего на участие в Аукционе было подано 8 заявок, 4 из которых были допущены к дальнейшему участию в Аукционе.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении обеспечения исполнения договора с указанием срока, превышающего срок действия договора на месяц.
В соответствии с пунктом 28.2 Положения о закупках Аукционная документация должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения договора и/или обеспечения исполнения гарантийных обязательств, срок и порядок их предоставления в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора и/или обеспечения исполнения гарантийных обязательств. Размер обеспечения исполнения договора, обеспечения исполнения гарантийных обязательств определяется в соответствии с настоящим Положением о закупках.
Согласно пункту 16.3 Положения о закупках срок обеспечения исполнения договора не может быть меньше срока исполнения обязательств по указанному договору.
Таким образом, Заказчик устанавливает в Аукционной документации обязательное требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, которое должно иметь срок, не менее срока исполнения обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 20 Информационной карты Аукционной документации договор заключается только после предоставления победителем Аукциона (участником аукциона, с которым заключается договор) обеспечения исполнения договора. Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на счет Заказчика. Способ обеспечения исполнения договора определяется победителем Аукциона (участником аукциона, с которым заключается договор) самостоятельно.
Срок действия безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 12.1 Проекта договора данный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 30 ноября 2016 года.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в Аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками Аукциона обеспечения исполнения договора. При этом срок обеспечения исполнения договора не может быть меньше срока исполнения обязательств по договору, в случае выбора способа обеспечения договора путем предоставления Заказчику безотзывной банковской гарантии.
Вместе с тем, установление Заказчиком вышеуказанного требования не противоречит Положению о закупках и напрямую является подтверждением исполнения Заказчиком обязательств, возложенных на него установленными в Положении о закупках требований, необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении требования о предоставлении обеспечения исполнения договора с указанием срока, превышающего срок действия договора на месяц
Вместе с тем, Заявителем также обжалуется неправомерное установление Заказчиком в Аукционной документации обязательных требований о представлении участниками Аукциона документов и сведений, не предусмотренных Положением о закупках.
Пунктом 15 Положения о закупках установлены требования к составу заявки на участие в процедурах закупки.
Согласно пункту 15.1.6 Положения о закупках в закупочной документации устанавливаются требования к составу заявки на участие в закупке, в том числе требование о предоставлении предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Из пункта 15.4 Положения о закупках следует, что требовать от участника закупки иное, за исключением предусмотренных настоящим Положением о закупках документов и сведений, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик вправе установить в закупочной документации иные требования об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлено требование относительно документов, входящих в состав заявки на участие в Аукционе. Согласно указанному пункту заявка должна содержать указанную в одном из следующих пунктов информацию:
а. согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией по аукциону, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации по аукциону содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией по аукциону, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б. согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией по аукциону, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией по аукциону, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Документы, которые участник прикладывает к заявке:
копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
копия учредительных документов в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями (для юридических лиц);
копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание Договора (копия доверенности, решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности);
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
копия свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет (для юридических лиц);
полученную не ранее чем за шестьдесят дней до дня размещения на официальном сайте извещения о закупке выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шестьдесят дней до дня размещения на официальном сайте извещения выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шестьдесят дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона;
информация, содержащая номер контактного телефона участника.
Таким образом, Заказчиком установлены иные требования, не противоречащие пункту 15.1.6 Положения о закупках. Кроме того, в пункте 10 Информационной карты Аукционной документации имеется оговорка "(при наличии)", то есть, установленные в данном пункте требования не носят обязательный характер.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении в Аукционной документации обязательных требований, не предусмотренных Положением о закупках, необоснованным.
Вместе с тем, Заявителем также обжалуется размещение Заказчиком разъяснений положения Аукционной документации, меняющих суть положений Аукционной документации.
В соответствии с пунктом 30.2 Положения о закупках в течение трех дней со дня направления разъяснения положений аукционной документации по запросу участника закупки такое разъяснение должно быть размещено заказчиком в ЕИС с содержанием запроса на разъяснение положений аукционной документации, без указания участника закупки, от которого поступил запроса. Разъяснение положений аукционной документации не должно изменять ее суть.
В ходе заседания Комиссия установила, что Заказчику поступили запросы разъяснений положений Аукционной документации, на которые Заказчиком был дан и опубликован ответ на Официальном сайте 25.04.2016.
Согласно вышеуказанному ответу Заказчика о разъяснении положений Аукционной документации Заказчик сообщает следующе:
материалы, требования к которым установлены в форме 2 Технического задания, должны соответствовать нормативным документам;
пункт 17 просим считать как "Кнопки для лент к пункту 1", обозначения размеров соответствуют обозначениям размеров по ГОСТ 17563-80;
пункт 151 просим считать как "Торцевая заглушка для подоконников к пункту 166";
обозначения размеров соответствуют обозначениям размеров по ГОСТ 17679-80.
Вместе с тем, пунктом 17 Формы 2 установлено, что наименованием данного товара является "Кнопки для лент к пункту 20". При этом, пунктом 20 Формы 2 указывается товар "Кислород технический". Пунктом 1 Формы 2 установлено наименование товара "Лента монтажная".
Кроме того, пунктом 151 Формы 2 установлено, что наименованием данного товара является "Торцевая заглушка для подоконников к пункту 192". Товаром по пункту 192 Формы 2 является "Клапан запорно-регулирующий". При этом, пунктом 166 Формы 2 установлено наименование товара "Доски подоконные".
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что Заказчиком были допущены технические ошибки при формировании Аукционной документации, в частности в Форме 2, в следствии чего Заказчик, в разъяснениях положений Аукционной документации от 25.04.2016 вносил исправления в документацию, уточняя взаимосвязь между пунктами, по которым были допущены такие технические ошибки.
Учитывая изложенное, Заказчик, в нарушение требований пункта 30.2 Положения о закупках, при дачи разъяснений положений Аукционной документации изменил суть данной документации.
Кроме того, Законом о закупках также не установлена возможность для заказчиков менять суть требований закупочной документации путем дачи разъяснений положений такой документации.
При этом, в ходе заседания Комиссия установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 04.05.2016 N б/н следует, что Заявителю было отказано в допуске, так как в пункте 27 Формы 2 "Прокладки" Заявителем было указано "Прокладки плоские эластичные прокладки из паронита. Условный проход 50 мм., Толщина, мм: -", что не соответствует ГОСТ 15180-86; в пункте 43 Формы 2 "Заготовки трубные" Заявителем указано "Редукция. Условный диаметр DN 75 мм.", что не соответствует требованиям Аукционной документации, так как Заказчик не смог определить соответствие предлагаемого товара требованиям, установленным в документации.
Учитывая изложенное, изменение сути Аукционной документации при даче Заказчиком разъяснений положений Аукционной документации не повлияли на права и законные интересы Заявителя, так как по заявка Заявителя была отклонена по иным основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
В указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 30.2 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя о размещении Заказчиком разъяснений положения Аукционной документации, меняющих суть положений Аукционной документации, обоснованным.
Вместе с тем, из текста жалобы Заявителя также следует, что Заказчиком в Форме 2 указаны ГОСТы не соответствующие требуемым товарам.
В ходе заседания Комиссия установила, что в Форме 2 Аукционной документации представлена инструкция, в которой сопоставляются пункты данной формы и ГОСТы к этим пунктам.
При этом, по пункту 30 Формы 2 "Трубы стальные" Заказчиком указан ГОСТ Р 50030.3-2012 "Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 3. Выключатели, разъединители, выключатели - разъединители и комбинации их с предохранителями".
По пункту 26 Формы "Фланцы стальные плоские приварные" указан ГОСТ 7399-97 "Провода и шнуры на номинальное напряжение до 450/750 В. Технические условия" и ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров".
Комиссия установила, что по указанным выше пунктам 26 и 30 Формы 2 предмет не соответствует указанным в инструкции ГОСТам.
Таким образом, в пунктам 26, 30 Формы 2 Аукционной документации имеются разночтения между требуемым товаром и соответствующим ему ГОСТом, что также подтверждается ответом на запрос о разъяснении положений Аукционной документации, данным Заказчиком, и размещенном на Официальном сайте 25.04.2016.
В указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что по иным пунктам Формы 2 Аукционной документации Заявитель не обжалует установление ограничений при формировании и подачи заявки на участие в Аукционе, так Заявителем была подана заявка на участие в Аукционе и отклонена по иным основаниям, не связанным с обжалуемыми случаями.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно несоответствия требуемых в Форме 2 Аукционной документации товаров, установленным в инструкции ГОСТам, обоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части доводов относительно размещения Заказчиком разъяснений положения Аукционной документации, меняющих суть положений Аукционной документации, а также несоответствия требуемых в Форме 2 Аукционной документации товаров, установленным в инструкции ГОСТам. В остально части признать жалобу необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 30.2 Положения о закупках.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 мая 2016 г. N 1-00-762/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016