Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России" <> - доверенность от 01.03.2016 N 138-Д, <> - доверенность от 01.03.2016 N 139-Д, <> - доверенность от 16.05.2016 N 266-Д,
представители АО "Атомэнергопромсбыт" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "Атомэнергопромсбыт" от 17.05.2016 N 17.05/2-исх (вх. от 23.05.2016 N 73005-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку электрической энергии и мощности для объектов ПАО Сбербанк и оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии и мощности с процедурой вывода объектов Банка на ОРЭМ (извещение N 31603498899) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "Атомэнергопромсбыт" (далее - Заявитель) от 17.05.2016 N 17.05/2-исх (вх. от 23.05.2016 N 73005-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку электрической энергии и мощности для объектов ПАО Сбербанк и оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии и мощности с процедурой вывода объектов Банка на ОРЭМ (извещение N 31603498899) (далее - Жалоба; Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
31.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
установленные в Документации сроки поставки электрической энергии являются неисполнимыми, что ограничивает возможность участия в Аукционе;
в Документации отсутствует информация о существующей системе коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии объектов ПАО "Сбербанк", что ограничивает возможность участия в Аукционе.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом.
Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Аналогичное требование установлено в пункте 7.1.3 Положения о закупке.
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 10.05.2016 в 18:00;
дата и время рассмотрения заявок - 11.05.2016 в 11:00;
дата и время подведения итогов - 03.06.2016 в 16:00.
В соответствии с письмом от 11.05.2016 N 2192, представленной оператором электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" на участие в Аукционе подано 10 заявок, приняли участие в процедуре аукциона 9 заявок.
Пунктом 5.1 Документации установлено, что поставка электрической энергии осуществляется:
В период с 01.07.2016 по 30.09.2016 г. - с розничного рынка электрической энергии (мощности) соответствующего региона (подпункт 5.1.1 пункта 5.1 Документации);
С 01.10.2016 г. - с оптового рынка электрической энергии и мощности (подпункт 5.1.1 пункта 5.1 Документации).
Согласно пояснениям представителя Заказчика установленные в Документации сроки поставки с розничного рынка электрической энергии соответствуют Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения). Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется начиная с указанных в договоре даты и времени".
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика сроки заключения договора с гарантирующим поставщиком и сроки осуществления регламентных процедур для вывода объектов банка на оптовый рынок электроэнергии, установленные в законодательстве являются максимальными.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих что установленные в Документации сроки поставки электрической энергии являются неисполнимыми и ограничивают возможность участия в Аукционе, в связи с чем прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя не представляется возможным.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 4 Технического задания Документации "состав услуг, являющихся предметом Аукциона включает:
Поставку электрической энергии и мощности для энергоснабжения крупных объектов территориальных банков ПАО Сбербанк.
Урегулирование в интересах ПАО Сбербанк отношений по передаче электроэнергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения Потребителя, в соответствии с законодательством РФ.
Проведение всех необходимых процедур для осуществления поставки ПАО Сбербанк электроэнергии и мощности, приобретенной на оптовом и розничном рынках, включая, регистрацию ГТП (группа точек поставки) объектов ПАО Сбербанк, получением Акта соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка.
Формирование и предоставление Коммерческому оператору при изменении состава ГТП документации для внесения изменений в регистрационную информацию в части изменения структуры и состава точек поставки в ГТП Потребителя в форматах и сроки, установленные регламентами оптового рынка электрической энергии и мощности.
Обеспечение поддержания Сетевой организацией до границы разграничения ответственности Сторон показателей качества электрической энергии и мощности, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что "независимо от существующей системы коммерческого учета электроэнергии в работы по выводу объектов ПАО "Сбербанк России" на оптовый рынок электроэнергии входит получение акта о соответствии АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка.При этом, в закупочной документации, техническом задании, проекте договора не установлена обязанность участника по доработке или изменению коммерческой системы учета".
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих что отсутствие информации о существующей системе коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии объектов ПАО "Сбербанк" ограничивает возможность участия в Аукционе, в связи с чем прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя не представляется возможным.
3. Приложением N 2 Документации установлены требования к оформлению и содержанию к заявке в том числе:
Каждая группа документов должна быть прошита и пронумерована, на оборотной стороне последнего листа должно быть указано количество листов в данной группе документов, проставлена подпись руководителя (уполномоченного лица) и печать организации (за исключением выписки из ЕГРЮЛ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном заверении печатью участника копий документов, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, пунктом 2.1 Документации следует, что участники должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в том числе, возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником;
отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки.
Вместе с тем, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пункту 5.4 Документации основанием для отклонения заявки является финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору - рейтинг не ниже "С" (расчет выполняется по Методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО Сбербанк, расположенной по адресу: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/fpartners/purchase/useful_info на основании представленной Участником информации и документов).
Вместе с тем, Заказчик в Документации не приводит исчерпывающего понятия финансового состояния участника, влекущего за собой риски невыполнения обязательств по договору, методика оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО Сбербанк не размещена в составе Документации, что не позволяет определить, каким финансовым положением должен обладать участник для допуска к участию в закупочной процедуре.
Таким образом, установление указанного требования противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 2.1 Документации установлено, что "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 5 (Пяти) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, Заказчиком в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу АО "Атомэнергопромсбыт" от 17.05.2016 N 17.05/2-исх (вх. от 23.05.2016 N 73005-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку электрической энергии и мощности для объектов ПАО Сбербанк и оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии и мощности с процедурой вывода объектов Банка на ОРЭМ (извещение N 31603498899) необоснованной;
Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.06.2016 N 223-ФЗ-232/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Выдать ПАО "Сбербанк России" обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 01.06.2016 N 223-ФЗ-232/16.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2016 г. N 17/38125/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016