Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 6-16-16 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 6-16-16, возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и КГБУ лесничеств Красноярского края по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившимся в достижении антиконкурентного соглашения в части определения и реализации способа выполнения комплекса мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в порядке, ограничивающем конкуренцию, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившимся в издании акта - Приказа N 1/92-од от 03.02.2015, предусматривающего иной порядок отбора контрагента на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а не в соответствии с законодательством о контрактной системе (размещении заказов), без участия представителей КГБУ "Эвенкийское"; "Нижнее-Енисейское"; "Гремучинское"; "Пировское"; "Тунгусско-Чунское"; "Ужурское"; "Маезенское"; "Борское"; "Шарыповское"; "Невонское" лесничеств, заявивших ходатайство о рассмотрении дела без их участия, с участием:
представителей Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по доверенности <_> а также в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. установила:
В рамках рассмотрения дела N 189-15-15, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края установлено следующее.
16.12.2014 Правительством Красноярского края принято Распоряжение N 1004-р о создании краевых государственных бюджетных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных казенных учреждений с сохранением штатной численности и основных целей деятельности учреждений (за исключением федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах).
Согласно пункту 2 Распоряжения органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя краевых государственных бюджетных учреждений, было определено Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Во исполнение указанного Распоряжения Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края были внесены изменения в 60 уставов краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств), создаваемых путем изменения типа краевого государственного казенного учреждения.
На основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии с уставами лесничества Красноярского края выполняют мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках выполнения государственных заданий.
Однако, фактически лесничества работы по охране, защите и воспроизводству лесов самостоятельно не выполняют, поскольку в лесничествах отсутствует специализированная техника, предназначенная для рубки древесины, а также штат сотрудников, в чьи обязанности бы входило выполнение вышеуказанных работ.
Также было установлено, что после направления лесничествами информации о планируемой продаже заготовленной древесины, Министерство на своем официальном сайте размещает информацию о планируемой продаже заготовленной древесины. Заявки подаются в адрес лесничества, при этом, заявки подаются открыто, соответственно, предложенная заявителем стоимость становится известной и другим участникам, что позволяет им до окончания срока подачи заявок корректировать предложенную цену. Договоры купли-продажи заготовленной древесины, а также государственные контракты/договоры подряда на выполнение указанных работ, заключаются с лицом, предложившим большую стоимость.
Фактически договоры купли-продажи древесины заключались до осуществления рубки, то есть лесничествами осуществляется продажа лесных насаждений на корню вместо заявленной на сайте Министерства продажи древесины, заготовленной лесничеством в рамках выполнения работ по охране, защите и воспроизводству работ. Денежные средства, вырученные от реализации древесины, зачисляются на лицевой счет лесничеств.
Посредством реализации указанной схемы правоотношений, Министерством, по сути, созданы необоснованные преимущественные условия деятельности КГБУ - (лесничествам), которое получают бюджетные средства на выполнение государственных заданий, однако самостоятельно работы, предусмотренные государственным заданием, лесничествами не исполняются, работы выполняются хозяйствующими субъектами безвозмездно, либо за символическую цену, при этом лесничества ни несут никаких затрат.
Кроме того, в результате применения данной схемы правоотношений исключается возможность размещения государственного заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, что свидетельствует о влиянии данного факта на конкуренцию на указанном рынке, а также указывает на признаки нарушения, предусмотренные статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции", которой установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело N 6-16-16 в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и КГБУ Лесничеств Красноярского края по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На рассмотрении дела было установлено, что Порядок заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины в рамках осуществления работ по охране, защите, воспроизводству лесов, порядок согласования цены продажи лесных насаждений, методика формирования стоимости реализуемых лесных насаждений, регламентированы актами Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, а именно приказом N1/92-од от 03.02.2015 года.
Пунктом 4 Приказа КГБУ - лесничествам рекомендовано при привлечении третьих лиц для выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, заключать государственные контракты на выполнение работ и договоры купли-продажи лесных насаждений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вместе с тем, Приложением N4 определен порядок отбора претендента "подготовка проекта договора купли-продажи заготовленной древесины с претендентом, предложившим большую стоимость предлагаемой к реализации древесины"), а не по результатам аукциона (частью 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора).
Системное толкование особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов позволила прийти к выводу о том, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми федеральный законодатель устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Антимонопольный орган, проанализировав Приказ, пришел к выводу, что его положения нарушают принцип определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, Комиссией определением от 22 апреля 2016 года дополнительно вменено (произведена доквалификация) Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
К моменту рассмотрения дела от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступила письменная позиция (исх. N МПР/1-5138 от 20.02.2016), согласно которой Министерство не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку возложение обязанностей на лесничества по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов в рамках государственного задания предусмотрено статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, привлечение к выполнению работ субподрядчиков лесничествами осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе (размещении заказов).
От КГБУ - лесничеств Красноярского края также поступила письменная позиция аналогичная по своему содержанию и заключающаяся в следующем: лесничества выполняют мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов самостоятельно или с привлечением третьих лиц, также используется арендованная специализированная техника, предназначенная для рубки лесов. В случае выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов силами лесничества, реализуется вырубленная древесина, а не лесные насаждения. Реализация вырубленной древесины осуществляется лесничествами в соответствии с требованиями приказа Министерства N 1/92-од от 03.02.2015.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Порядок использования лесов регламентирован Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться в целях заготовки древесины.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса является заготовка древесины.
Заготовка древесины, как следует из положений статьи 29 того же Кодекса, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой зеленых насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесным кодексом Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Статьей 51 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
16.12.2014 Правительством Красноярского края принято Распоряжение N 1004-р, о создании краевых государственных бюджетных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных казенных учреждений с сохранением штатной численности и основных целей деятельности учреждений (за исключением федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах).
Согласно пункту 2 Распоряжения органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя краевых государственных бюджетных учреждений, было определено Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Проектирование объемов мероприятий, указанных в государственном задании КГБУ - лесничеств, осуществляется на основании Лесного плана субъекта, лесохозяйственных регламентов лесничеств, данных лесного реестра о состоянии лесного фонда, данных ежегодной инвентаризации объектов лесовосстановления, данных лесопатологического обследования и защиты бюджетных проектировок, а именно:
осуществляется на основании данных ежегодно проводимой инвентаризации лесных культур, которые отражают сведения о наличии и состоянии лесных культур;
проектирование создания лесных культур осуществляется на основании Лесного плана, данных лесного реестра о наличии лесокультурного фонда, размера субвенций, выделяемого из федерального бюджета;
заготовка семян лесных - в соответствии с потребностью в посевном материале для выращивания посадочного материала в количестве, достаточном для выполнения мероприятий по созданию лесных культур и их дополнению, создания резерва семян на случай неурожая в последующие годы;
проектирование рубок ухода за лесами осуществляется на основании лесохозяйственного регламента лесничеств, данных лесного реестра, размера субвенций, выделяемого из федерального бюджета;
проектирование санитарно-оздоровительных мероприятий - на основании результатов лесопатологических обследований, Лесного плана Красноярского края;
Проектирование объемов мероприятий, указанных в государственном задании в части лесовосстановления и лесного семеноводства осуществляется на основании Лесного плана субъекта, данных лесного реестра о состоянии фонда лесовосстановления на текущий момент, данных ежегодной инвентаризации лесных культур, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, лесных питомников, вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений, защиты бюджетных проектировок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Сумма субвенции Красноярскому краю, определяемая с учетом Методики и доведенных Министерством финансов Российской Федерации лимитов финансирования составила: в 2014 году - 1 132 647,0 тыс. рублей, в 2015 году - 930 529,2 тыс. рублей, в 2016 году - 833 674,8 тыс. рублей.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2008 г. N 12-п Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет надзор (контроль) в том числе в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, а также осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, лесных отношений.
К задачам Министерства отнесены: обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории края; обеспечение создания условий, способствующих повышению доходов краевого бюджета за счет эффективного использования природных ресурсов, инвестирования; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на территории края.
К компетенции Министерства отнесены следующие вопросы в области лесных отношений:
- владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе:
- выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений;
- организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений либо определение организатором таких аукционов специализированной организации, действующей на основании договора, а также утверждение составов аукционных комиссий, разработка и утверждение форм документов в целях проведения указанных аукционов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.7 Положения о министерстве, к компетенции министерства в области лесных отношений относится организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Во исполнение Распоряжения Правительства Красноярского края Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края были внесены изменения в 60 уставов краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств), создаваемых путем изменения типа краевого государственного казенного учреждения.
В соответствии с уставами лесничества Красноярского края выполняют мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках выполнения государственных заданий.
В целях обеспечения КГБУ - лесничествами единообразного осуществления действий при организации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, заготовленной древесины, министерством был издан указанный приказ.
Порядок заключения договоров купли-продажи заготовленной древесины в рамках осуществления работ по охране, защите, воспроизводству лесов, порядок согласования цены продажи лесных насаждений, методика формирования стоимости реализуемых лесных насаждений, регламентированы актами Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, а именно приказом N1/92-од от 03.02.2015 года.
Пунктом 4 Приказа КГБУ - лесничествам рекомендовано при привлечении третьих лиц для выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, заключать государственные контракты на выполнение работ и договоры купли-продажи лесных насаждений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вместе с тем, Приложением N4 определен порядок отбора претендента "подготовка проекта договора купли-продажи заготовленной древесины с претендентом, предложившим большую стоимость предлагаемой к реализации древесины"), а не по результатам аукциона (частью 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора).
Системное толкование особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров позволяет прийти к выводу о том, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми федеральный законодатель устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Антимонопольный орган, проанализировав Приказ, пришел к выводу, что его положения нарушают принцип определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.
В рамках рассмотрения дела было установлено, что часть лесничеств в частности: КГБУ "Терянское", "Эвенкийское" "Северо-Енисейское", "Таймрыское", "Хребтовское", "Байкитское", "Туруханское", "Усинское" заготовку древесины не осуществляли, работы по охране защите, воспроизводству лесов не выполняли.
КГБУ "Борское" и "Даурское" лесничества работы по охране, защите, воспроизводству лесов выполняют самостоятельно.
Остальные лесничества работы по охране, защите и воспроизводству лесов выполняли самостоятельно, а часть работ выполнялась с привлечением субподрядчиков, поскольку в некоторых лесничествах отсутствует специализированная техника, предназначенная для рубки древесины, а также штат сотрудников, в чьи обязанности бы входило выполнение вышеуказанных работ.
Большинство специалистов КГБУ - лесничеств являются квалифицированными специалистами в области лесного хозяйства, имеющие лесохозяйственное образование (высшее и среднее-специальное образование).
В случае отсутствия технического обеспечения КГБУ- лесничеств на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, привлекаются подрядные организации в соответствии со следующими критериями:
привлеченные организации имеют статус юридического лица, индивидуального предпринимателя, зарекомендовавшие себя с положительной стороны;
обладают соответствующим опытом в области лесных отношений;
деятельность привлеченной организации связана с лесохозяйственной работой;
обладают трудовыми и материально-техническими ресурсами для выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
осуществляют деятельность на территории соответствующего лесничества;
со стороны привлеченной организации отсутствует допущение нарушения лесного законодательства, в соответствующем случае отсутствует ранее нарушение подрядных (субподрядных) договорных отношений.
Также было установлено, что после направления лесничествами информации о планируемой продаже заготовленной древесины, Министерство на своем официальном сайте размещает информацию о планируемой продаже заготовленной древесины. Заявки подаются в адрес лесничества, при этом, заявки подаются открыто, соответственно, предложенная заявителем стоимость становится известной и другим участникам, что позволяет им до окончания срока подачи заявок корректировать предложенную цену. Договоры купли-продажи заготовленной древесины, а также государственные контракты/договоры подряда на выполнение указанных работ, заключаются с лицом, предложившим большую стоимость.
Вместе с тем, установлено, что лесничества руководствовались Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края N1/92-од от 03.02.2015, поскольку согласно пункту 1.9. Устава о краевых бюджетных учреждениях Учреждение руководствуется в своей деятельности, в том числе, приказами Министерства, уполномоченного органа.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях лесничеств состава нарушения ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции", ввиду отсутствия их вины в вышеуказанных действиях, связанных с привлечением субподрядчиков к выполнению работ, а также с реализацией заготовленной древесины.
Статья 16 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на соглашения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения могут привести, в том числе к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Учитывая, что договоренность может иметь место только при множественности лиц, наличие действий одного лица, не может свидетельствовать о достижении антиконкуретного соглашения и, соответственно, о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС в ходе рассмотрения дела N 6-16-16 в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края установила признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в издании акта - Приказа N 1/92-од от 03.02.2015, предусматривающего иной порядок отбора контрагента, а не в соответствии с законодательством о контрактной системе (размещении заказов).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела Ответчиком - Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края представлены доказательства устранения допущенного нарушения, а именно издан акт - Приказ N 1/219-од от 20 мая 2016 года, регламентирующий порядок выполнения лесничествами самостоятельно работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в рамках выполнения государственного задания, исключающий возможность реализации лесных насаждений, а также регламентирующий процедуру реализации заготовленной древесины, отвечающую принципам прозрачности и обеспечивающую принцип равного доступа всем хозяйствующим субъекта на рынок заготовки древесины, что соответствует целям и принципам антимонопольного законодательства.
Таким образом, на момент вынесения решения, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства (устранено), что является основанием для прекращения рассмотрения дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции" решила:
На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" производство по делу N 6-16-16, возбужденному в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и КГБУ лесничеств Красноярского края по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившимся в достижении антиконкурентного соглашения, в части определения и реализации способа выполнения комплекса мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в порядке, ограничивающем конкуренцию, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившимся в издании акта - Приказа N 1/92-од от 03.02.2015, предусматривающего иной порядок отбора контрагента, а не в соответствии с законодательством о контрактной системе (размещении заказов), прекратить в связи с отсутствием (неподтверждением факта нарушения) в действиях ответчиков нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием на момент вынесения настоящего решения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края в целях обеспечения публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, довести до сведения неопределенного круга лиц, заинтересованных в приобретении древесины, путем размещения (опубликования) на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Приказа N 1/219-од от 20 мая 2016 года, регламентирующего порядок выполнения лесничествами работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в рамках выполнения государственного задания, а также процедуру реализации заготовленной древесины.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23 и 52 Федерального закона "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 6-16-16 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016