Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 20 мая 2016 г. N 35-15-16
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 12 мая 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 мая 2016 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., исполняющий обязанности заместителя руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 31-15-16, возбужденное в отношении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по факту неисполнения Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предупреждения Красноярского УФАС России от 01.03.2016, выданного в целях пресечения признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в необоснованных отказах (от 20.02.2016 N 3969-ш и N 3670-ш) ЗАО ПСК "СОЮЗ" в продлении срока предоставления (договора аренды) земельного участка с кадастровым номером N24:50:0100163:104 для завершения строительства объекта.
Настоящее дело рассмотрено с участием:
От Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представителя по доверенности<_>
От ЗАО ПСК "СОЮЗ" представителя по доверенности <_> установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ЗАО ПСК "СОЮЗ" (вх. N 2654 от 20.02.2016; вх. N 2854 от 25.02.2016) с просьбой признать отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска N 3969-ш и 3670-ш от 20.02.2016 недействительными.
Приложенная к обращению информация, анализ действующего законодательства, позволили антимонопольному органу прийти к следующим выводам.
03.04.1998 между Государственным предприятием связи "Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр", ЗАО ПСК "Союз", администрацией города Красноярска заключен договор N 243.
Согласно условиям данного договора стороны определили взаимные обязательства, ЗАО ПСК "Союз" приняло на себя следующие обязательства:
- осуществить перенос с территории земельного участка площадью 175 га микрорайона "Ботанический" сооружений радиоантенн и установку их на предоставленном для этого земельном участке в пос. Минино;
- осуществить строительство за счет собственных средств здания радиоцентра в п. Минино;
- разработать проект детальной планировки микрорайона "Ботанический" на территории антенного поля радиоцентра;
- произвести на отведенном земельном участке строительство домов согласно проекта детальной планировки.
ЗАО ПСК "Союз" в 1999 разработан проект детальной планировки жилого района "Ботанический" (в том числе запроектировано строительство дома N 20), проведены изыскательские работы, администрацией г. Красноярска изданы распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду ЗАО ПСК "Союз", заключены договоры о предоставлении земельных участков в аренду, осуществлено строительство более 40 многоэтажных жилых домов, детского сада, школы (Скульптурная мастерская).
Таким образом, по своей правовой природе данный договор является договором комплексного освоения территории.
Распоряжением администрации города Красноярска от 20.05.2005 N 1136-ахр предварительно согласовано место размещения жилых домов и объектов соцкультбыта на земельном участке площадью 224 442 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический (распоряжением 16.02.2007 N 461 внесены соответствующие изменения).
22.04.2011 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (Арендодатель) и ЗАО ПСК "Союз" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 616, который не расторгнут в принудительном порядке до окончания срока действия. Срок действия договора установлен до 28.02.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100163:104, общей площадью 11 574 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический образован из земельного участка площадью 224 442 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический, что подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.01.2009 N А33- 14693/2008; решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.01.2009 N А33-14693/2009, Заключением кадастрового инженера ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" исх. N 16 от 08.02.2016.
В соответствии с договором аренды от 22.04.2011 целью предоставления земельного участка является строительство многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением.
Строительство дома N 20 (424 квартиры) осуществляется в соответствии с разрешением на строительство от 26.03.2013 N 01/3905-дг. Для целей строительства жилого дома привлечены денежные средства физических и юридических лиц (292 квартиры) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 241-ФЗ. Строительство дома осуществлено на 80%. Согласно проектной декларации ввод в эксплуатацию объекта должен быть осуществлен не позднее 30 июня 2016 года.
Таким образом, разрешение на строительство подтверждает, что ЗАО ПСК "Союз" приступило к освоению земельного участка и строительству объекта жилой дом N 20.
11.02.2016 (дополнение от 18.02.2016) Закрытое акционерное общество "Производственно-строительная компания "Союз" (далее - ЗАО ПСК "Союз") обратилось в установленном порядке в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100163:104, общей площадью 11 574 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением в аренду без проведения торгов.
20.02.2016 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано в предоставлении земельного участка (отказ от 20.02.2016 N 3669-ш, N 3670-ш).
Отказ мотивирован следующим:
- земельный участок с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 не является земельным участком, предоставленным для комплексного освоения территории;
- не указаны объекты незавершенного строительства, а также документы, подтверждающие наличие объектов незавершенного строительства, в связи с чем, основания для предоставления земельного участка без проведения торгов отсутствуют.
Отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска являются необоснованными, поскольку в силу указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации ЗАО ПСК "Союз" попадает под критерии лица, которое имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов.
Так Земельный участок с категорией земли - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0100163:104, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район "Ботанический" предоставлен ЗАО ПСК "Союз" распоряжениями администрации города Красноярска от 20.05.2005 N 461-ахр, от 28.02.2007 N 679-ахр для строительства жилого дома N20 и инженерного обеспечения без проведения торгов.
На земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО ПСК "Союз" (что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права). На земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, не принадлежащие ЗАО ПСК "Союз".
На момент заключения нового договора аренды указанного земельного участка имеются основания, предусмотренные подпунктами 5,9 пункта 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления без проведения торгов земельного участка, а именно: земельный участок предоставлен для комплексного освоения территории; имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО ПСК "Союз"; земельный участок изначально предоставлен обществу в аренду без проведения торгов.
С учетом изложенного, отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ЗАО ПСК "Союз" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" 01.03.2016 выдало предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятие мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в срок до 01.04.2016 надлежало:
- отозвать отказы от 20.02.2016 N N 3969-ш и 3670-ш в продлении срока предоставления земельного участка, договора аренды с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 для завершения строительства объекта;
- рассмотреть обращения ЗАО ПСК "СОЮЗ" вх. N 2654 от 20.02.2016; вх. N 2854 от 25.02.2016 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением повторно, с учетом требований действующего законодательства, выводов, содержащихся в настоящем предупреждении и в случае отсутствия иных объективных причин для отказа, предоставить (заключить новый договор аренды) ЗАО ПСК "СОЮЗ" земельный участок с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением без проведения торгов.
О выполнении предупреждения сообщить в Красноярское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
14 марта 2016 года в адрес Красноярского УФАС России поступила информация от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, содержащая следующие сведения: о законности отказа; о рассмотрении вопроса об обоснованности отказа Арбитражном судом Красноярского края, о возможности рассмотрения вопроса по распоряжению земельным участком после вступления в законную силу решения суда по делу N А33-28440/2015.
Таким образом, Департамент муниципального администрации города Красноярска имущества и земельных отношений не исполнил предупреждение Красноярского УФАС России.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По данному факту на основании приказа Красноярского УФАС России N 67 от 21.03.2016 в отношении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по факту неисполнения Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предупреждения Красноярского УФАС России от 01.03.2016, выданного в целях пресечения признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованных отказах (от 20.02.2016 N 3969-ш и N 3670-ш) ЗАО ПСК "СОЮЗ" в продлении срока предоставления (договора аренды) земельного участка с кадастровым номером N24:50:0100163:104 для завершения строительства объекта.
На заседании комиссии 14 апреля 2016 года представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в обращении, дополнительно указав следующее. Необходимыми условиями для окончания строительства жилого дома N 20 является наличие разрешения на строительство и предоставление земельного участка в аренду под строительство жилого дома N 20. Отсутствие заключенного в установленном порядке договора аренды земельного участка не позволяет ЗАО ПСК "Союз" осуществлять строительство (окончание строительства) жилого дома N 20. С 28.02.2016 ЗАО ПСК "Союз" не имеет правовых оснований для окончания строительства жилого дома N 20 с инженерным обеспечением.
Департаментом градостроительства администрации города Красноярска в установленном порядке продлено разрешение на строительство. Разрешение на строительство от 17.02.2016, срок действия разрешения от 31.12.2016.
Вместе с тем, в адрес ЗАО ПСК "Союз" поступило уведомление Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о расторжении договора аренды.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Красноярскому краю от 31.03.2015 N 53/8321 по истечении срока договора аренды и непредставлении документов, подтверждающих арендные отношения на новый срок, Застройщик не вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве. При этом, наличие записи в ЕГРП о государственной регистрации договора аренды не может подтверждать наличие договорных отношений по предоставлении в аренду земельного участка. Отсутствие документов, подтверждающих арендные отношения на новый срок, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для отказа в регистрации договоров долевого участия.
Согласно письма Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при отсутствии права на земельный участок, на котором осуществляется строительство Объекта, у застройщика прекращается право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома N 20.
В связи с изложенным, ЗАО ПСК "Союз" вынуждено приостановить строительство многоквартирного дома N 20, за каждый день простоя ЗАО ПСУК "Союз" несет убытки более 200 000 тысяч (простой техники, выплата заработной платы, неустойка перед подрядчиками).
Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) предусмотрена ответственность застройщика перед участниками долевого строительства за несвоевременную передачу объектов долевого строительства. Размер компенсаций для ЗАО ПСК "Союз" будет являться существенным, отрицательно повлияет на финансовое состояние общества.
ЗАО ПСК "Союз" является застройщиком нескольких жилых домов, неустойку, которую ЗАО ПСК "Союз" будет обязано выплатить участникам долевого строительства (в основном участниками строительства жилого дома N 20 являются гражданами, для которых размер компенсации рассчитывается в двойном размере), приведет к невозможности осуществления строительства на иных объектах в соответствующие сроки.
Представитель ответчика на рассмотрение Комиссии представил письменную позицию, заключающуюся в следующем: нарушение не признает; условие, предусмотренное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не выполнено (отсутствует договор о комплексном освоении территории); условия договора аренды не выполнены.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 35, 36 Конституции Российской Федерации устанавливается, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Статьей 1 Земельного кодекса РФ определяется приоритет интересов общества и государства в целом над возможностью получения экономической выгоды от использования земли по причине того, что земля является основой жизни и деятельности человека, важнейшим компонентом окружающей среды, невосполнимым природным ресурсом.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к
вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов
городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на
основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории,
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при
осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города от 23.05.2013 N 110-р (далее по тексту - Положение от 23.05.2013 N 110-р), департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска.
В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка;
земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
03.04.1998 между Государственным предприятием связи "Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр", ЗАО ПСК "Союз", администрацией города Красноярска заключен договор N 243.
Согласно условиям данного договора стороны определили взаимные обязательства, ЗАО ПСК "Союз" приняло на себя следующие обязательства:
- осуществить перенос с территории земельного участка площадью 175 га микрорайона "Ботанический" сооружений радиоантенн и установку их на предоставленном для этого земельном участке в пос. Минино;
- осуществить строительство за счет собственных средств здания радиоцентра в п. Минино;
- разработать проект детальной планировки микрорайона "Ботанический" на территории антенного поля радиоцентра;
- произвести на отведенном земельном участке строительство домов согласно проекта детальной планировки.
ЗАО ПСК "Союз" в 1999 разработан проект детальной планировки жилого района "Ботанический" (в том числе запроектировано строительство дома N 20), проведены изыскательские работы, администрацией г. Красноярска изданы распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду ЗАО ПСК "Союз", заключены договоры о предоставлении земельных участков в аренду, осуществлено строительство более 40 многоэтажных жилых домов, детского сада, школы (Скульптурная мастерская).
Таким образом, по своей правовой природе данный договор является договором комплексного освоения территории.
Распоряжением администрации города Красноярска от 20.05.2005 N 1136-ахр предварительно согласовано место размещения жилых домов и объектов соцкультбыта на земельном участке площадью 224 442 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический (распоряжением 16.02.2007 N 461 внесены соответствующие изменения).
22.04.2011 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (Арендодатель) и ЗАО ПСК "Союз" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 616, который не расторгнут в принудительном порядке до окончания срока действия. Срок действия договора установлен до 28.02.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100163:104, общей площадью 11 574 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический образован из земельного участка площадью 224 442 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический, что подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.01.2009 N А33- 14693/2008; решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.01.2009 N А33-14693/2009, Заключением кадастрового инженера ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" исх. N 16 от 08.02.2016.
В соответствии с договором аренды от 22.04.2011 целью предоставления земельного участка является строительство многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением.
Строительство дома N 20 (424 квартиры) осуществляется в соответствии с разрешением на строительство от 26.03.2013 N 01/3905-дг. Для целей строительства жилого дома привлечены денежные средства физических и юридических лиц (292 квартиры) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 241-ФЗ. Строительство дома осуществлено на 80%. Согласно проектной декларации ввод в эксплуатацию объекта должен быть осуществлен не позднее 30 июня 2016 года.
Таким образом, разрешение на строительство подтверждает, что ЗАО ПСК "Союз" приступило к освоению земельного участка и строительству объекта жилой дом N 20. 11.02.2016 (дополнение от 18.02.2016) Закрытое акционерное общество "Производственно-строительная компания "Союз" (далее - ЗАО ПСК "Союз") обратилось в установленном порядке в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100163:104, общей площадью 11 574 кв.м., местоположение: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район Ботанический для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением в аренду без проведения торгов.
20.02.2016 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано в предоставлении земельного участка (отказ от 20.02.2016 N 3669-ги, N 3670-ги).
Отказ мотивирован следующим:
земельный участок с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 не является земельным участком, предоставленным для комплексного освоения территории;
не указаны объекты незавершенного строительства, а также документы, подтверждающие наличие объектов незавершенного строительства, в связи с чем, основания для предоставления земельного участка без проведения торгов отсутствуют.
Проанализировав заявления и приложенные к ним документы, Комиссия приходит к выводу о том, что отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска являются необоснованными, поскольку в силу указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации ЗАО ПСК "Союз" попадает под критерии лица, которое имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов.
Так земельный участок с категорией земли - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0100163:104, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой район "Ботанический" предоставлен ЗАО ПСК "Союз" распоряжениями администрации города Красноярска от 20.05.2005 N 461-ахр, от 28.02.2007 N 679-ахр для строительства жилого дома N 20 и инженерного обеспечения без проведения торгов.
На земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО ПСК "Союз" (что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права). На земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, не принадлежащие ЗАО ПСК "Союз".
На момент заключения нового договора аренды указанного земельного участка имеются основания, предусмотренные подпунктами 5,9 пункта 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления без проведения торгов земельного участка, а именно:
- земельный участок предоставлен для комплексного освоения территории;
- имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО ПСК "Союз";
- земельный участок изначально предоставлен обществу в аренду без проведения торгов.
Кроме того, Департаментом градостроительства администрации города Красноярска в установленном порядке продлено разрешение на строительство. Разрешение на строительство от 17.02.2016, срок действия разрешения от 31.12.2016, что подтверждает право ЗАО ПСК "СОЮЗ" на завершение строительства.
С учетом изложенного, отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ЗАО ПСК "Союз" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг (работ) жилищного строительства показал, следующее.
На исследуемом товарном рынке объектом гражданских прав являются услуги индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих жилищное строительство, имеющих выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, продуктовыми границами анализируемого рынка являются - услуги (работы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих жилищное строительство и имеющих выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяют сферу обращения товара, в границах которой, основываясь на экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
С учетом специфики исследуемого рынка и положений действующего законодательства, оказывать услуги по жилищному строительству может любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации и имеющее выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ.
Таким образом, географические границы на данном рынке определены как территория города Красноярска.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) на исследуемом товарном рынке.
По данным Единого реестра членов СРО, опубликованного в электронном информационном источнике Интернет на сайте: http://reestr.nostroy.ru/, количественный состав организаций, имеющих допуск к осуществлению работ по строительству, составляется более 120 000. Из них на территории только города Красноярска действует более 30 организаций, осуществляющих строительство многоэтажных жилых домов.
Комиссия принимает во внимание довод Заявителя о том, что ЗАО ПСК "Союз" вынуждено приостановить строительство многоквартирного дома N 20, за каждый день простоя ЗАО ПСК "Союз" несет убытки. Размер компенсаций для ЗАО ПСК "Союз" будет являться существенным, отрицательно повлияет на финансовое состояние общества и соответственно влияет на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Статья 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).
В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Часть 1 указанной статьи вводит прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При этом законодатель устанавливает перечень действий, являющихся нарушением такого запрета, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.
В соответствии с данной правовой позиции федеральным органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. При этом нормативно установленный запрет федеральным органам исполнительной власти адресован в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.
Таким образом, в действиях Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска имеет место нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, ограничивающих (могущих ограничить) конкуренцию, выразившихся в необоснованных отказах (от 20.02.2016 N 3969-ги и N 3670-ги) ЗАО ПСК "СОЮЗ" в продлении срока предоставления (договора аренды) земельного участка с кадастровым номером N24:50:0100163:104 для завершения строительства объекта, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания препятствия в осуществлении деятельности, что непосредственно влияет на конкуретноспособность ЗАО ПСК "СОЮЗ" и, соответственно, на конкуренцию, а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии оснований для прекращения производства по делу по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", возбужденного в отношении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска";
- о наличии в действиях Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы ЗАО ПСК "СОЮЗ", заинтересованного в приобретении спорного земельного участка.
Учитывая, что на момент вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства не устранено, в целях восстановления нарушенного права ЗАО ПСК "СОЮЗ" и обязании соответствующий орган совершить определенные действия по его восстановлению, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части необоснованных отказов (от 20.02.2016 N 3669-ги, N 3670-ги) ЗАО ПСК "Союз" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением, что является необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности общества в сфере жилищного строительства, привело к нарушению права на использование земельного участка по назначению, влияет на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта и, соответственно, на конкуренцию.
2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию выдать Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска надлежит:
- отозвать отказы от 20.02.2016 N N 3969-ш и 3670-ш в продлении срока предоставления земельного участка, договора аренды с кадастровым номером N24:50:0100163:104 для завершения строительства объекта;
- рассмотреть обращения ЗАО ПСК "СОЮЗ" вх. N 2654 от 20.02.2016; вх. N 2854 от 25.02.2016 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N24:50:0100163:104 для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением повторно, с учетом требований действующего законодательства, выводов, содержащихся в настоящем решении и в случае отсутствия иных объективных причин для отказа, предоставить (заключить новый договор аренды) ЗАО ПСК "СОЮЗ" земельный участок с кадастровым номером N 24:50:0100163:104 для использования в целях окончания строительства многоэтажного жилого дома N 20 с инженерным обеспечением без проведения торгов.
3. Передать материалы дела N35-15-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23 и 52 Федерального закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 мая 2016 г. N 35-15-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016