Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 445-15-15 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 6 апреля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2016 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., и.о. заместителя руководителя управления; члены Комиссии: - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело N445-15-15, возбужденное в отношении администрации Березовского района Красноярского края (далее - Администрация) и Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района (далее - Управление) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции", Закон о защите конкуренции), выразившимся в передаче права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенными в поселке Зыково на улице Линейная, на безвозмездной основе ООО "Агрокомплект" (на основании договора N2 от 11.12.2014), ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" (на основании договора N1 от 12.02.2015), ООО "Коммунальщик" (на основании договора N 3 от 16.03.2015) и ООО УК ЖКХ "Энергия" (на основании договора N 4 от 15.04.2015) без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - ФЗ "О концессионных соглашениях").
Дело рассмотрено в присутствии представителей ООО "Строительная компания" <_> (доверенность от 30.03.2016 б/н) и <_> (доверенность от 08.04.2015 б/н); <_> - представителя ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" (доверенность б/н от 09.12.2015), ООО "Агрокомплект" (доверенность б/н от 09.12.2015), ООО "Коммунальщик" (доверенность б/н от 07.12.2015), <_> - представителя Администрации (доверенность N19 от 24.03.2016), Управления (доверенность N 18 от 23.03.2016), в отсутствии представителя ООО УК ЖКХ "Энергия", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела установила:
На основании приказа руководителя управления N 290 от "29" мая 2015 года "О проведении выездной плановой проверки" инспекцией Красноярского УФАС России была проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией Березовского района Красноярского края (далее - Администрация), по результатам проведения которой было установлено следующее.
Администрация Березовского района Красноярского края в лице Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района предоставляла муниципальное имущество, предназначенное для выполнения функций теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенное в поселке Зыково на улице Линейная на безвозмездной основе в следующем порядке:
п\н |
N договора, дата заключения |
Срок действия |
Контрагент |
примечание |
1. |
N2 от 11.12.2014 |
До 09.01.2015 |
ООО "Агрокомплект" |
Договор заключен без торгов в соответствии с п.11.ч.1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" |
2. |
N1 от 12.02.2015 |
До 10.02.2015 |
ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" |
Договор заключен без торгов в соответствии с п.11.ч.1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" |
3. |
N 3 от 16.03.2015 |
До 14.04.2015 |
ООО "Коммунальщик" |
Договор заключен без торгов в соответствии с п.11.ч.1 статьи 17.1. ФЗ "О защите конкуренции" |
В связи с тем, что в действиях орана местного самоуправления были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении"), статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О концессионных соглашениях", выразившиеся в передаче права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенными в поселке Зыково на улице Линейная, на безвозмездной основе ООО "Агрокомплект" (на основании договора N2 от 11.12.2014), ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" (на основании договора N1 от 12.02.2015) и ООО "Коммунальщик" (на основании договора N 3 от 16.03.2015) без проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ "О концессионных соглашениях", Красноярским УФАС России на основании приказа Руководителя управления было возбуждено настоящее дело, в ходе рассмотрения которого Красноярским УФАС России также было установлено следующее.
После истечения срока действия договора N 3 от 16.03.2015, заключенного с ООО "Коммунальщик", 15.04.2015 Управлением с ООО УК ЖКХ "Энергия" был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом N 4 сроком действия с 15.04.2015 по 11.05.2015, предметом которого являлось имущество, ранее переданное ООО "Агрокомплект" по договору N2 от 11.12.2014, ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" по договору N1 от 12.02.2015, а также ООО "Коммунальщик" по договору N 3 от 16.03.2015.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия привлекла ООО УК ЖКХ "Энергия" в рассмотрение настоящего дела в качестве заинтересованного лица (определение от 25.02.2016).
25.05.2015 в администрацию Зыковского сельсовета поступило предложение ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" о заключении концессионного соглашении по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе.
Указанное предложение было перенаправлено в Администрацию в связи с наличием соглашения о передаче части полномочий в области осуществления прав собственника имущества.
5 августа 2015 года Управлением на основании Постановления Администрации от 05.08.2015 N 1177 "О возможности заключения концессионного соглашения с ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы", в порядке, предусмотренном ч. 4.7 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях", на сайте torgi.gov.ru размещено сообщение о предложении инвестора N050815/1949883/01 на заключение концессионного соглашения системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов централизованной системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
17.09.2015 в Управление поступила заявка ООО "Строительная компания" о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения, в которой сообщалось, в том числе, о соответствии общества требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях". Указанная заявка Управлением была перенаправлена на имя Главы Березовского района в связи с отсутствием полномочий на рассмотрение данной заявки.
В заявке ООО "Строительная компания" (исх. от 17.09.2015 N 1247) на предложение инвестора N 050815/1949883/01 общество указало, что соответствует всем требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях".
18 сентября 2015 года Администрацией (исх. N 1969, вх. N 2316 от 30.09.2015) в адрес ООО "Строительная компания" направлено уведомление об отклонении заявки ООО "Строительная компания" о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Березовского района на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения, на основании отсутствия в приложении к заявке доказательств соответствия ООО "Строительная компания" требованиям, установленным ч. 4.11 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях".
21.09.2015 от ООО "Строительная компания" в адрес Управления поступил отзыв заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (исх. от 18.09.2015 N 1249, вх. N 2677/1).
21.10.2015 Управлением с ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" заключено концессионное соглашение N 2, предполагающее эксплуатацию и обслуживание тепловых сетей с целью предоставления услуг теплоснабжения в с. Зыково.
Однако, как стало известно из письменных пояснений ООО "Строительная компания" (исх. от 11/192 от 09.12.2015), уведомление об отзыве заявки общество не направляло в адрес Управления и Администрации.
На заседании Комиссии 11.12.2015 представитель Администрации <_> (доверенность N 53 от 24.11.2015) ходатайствовала о привлечении в рассмотрение дела Управления.
Учитывая изложенные обстоятельства, Управление привлечено в рассмотрение дела в качестве ответчика (соответчика), а ООО "Строительная компания" - в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (определение от 11.12.2015).
25.02.2016 на рассмотрении дела <_> (руководитель Управления в соответствии с Распоряжением администрации Березовского района от 17.09.2015 N 143/1-к) пояснил, что заявка ООО "Строительная компания" была отклонена 18.09.2015, т.е. еще до того, как в адрес Управления поступил отзыв заявки (21.09.2015). Поэтому довод директора ООО "Строительная компания" о том, что отзыв заявки подписан не им (подпись сфальсифицирована), не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.
По факту того, что 28.09.2015 администрацией Березовского района (исх. N 1969) в адрес ООО "Строительная компания" было направлено уведомление об отклонении заявки общества в связи отсутствием документов, подтверждающих соответствие общества требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях", тогда как неделей ранее - 21.09.2015 от ООО "Строительная компания" в адрес Управления поступил отзыв заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (исх. от 18.09.2015 N 1249), <_> сообщил, что, скорее всего, это ошибка регистратора исходящей корреспонденции (в части дат). Кроме того, ответ давала Администрация, а не Управление.
Кроме того, на заседании комиссии 25.02.2016 <_> и <_> не смогли дать пояснения со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства относительно установленных документацией требований к заявке и привести нормативно-правовое обоснование необходимости предоставления подтверждающих документов на соответствие заявителя всем требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях".
30.03.2016 представитель Администрации и Управления <_> пояснил, что письмо об отклонении заявки ООО "Строительная компания" было направлено ошибочно. В соответствии с положениями статьи 115 ФЗ "О концессионных соглашениях" официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, является сайт torgi.gov.ru. Информация, размещенная на указанном сайте, является единственно верной. В соответствии с протоколом, размещенным в официальном источнике, решением является: "Заключить концессионное соглашение на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса", поскольку на момент окончания сбора заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края заявок о готовности к участию в конкурсе на рассмотрение не представлено). В доказательство изложенным обстоятельствам приложен для обозрения скриншот с официального сайта.
Комиссией было установлено, что указанная информация на сайте torgi.gov.ru была размещена организатором 24.03.2016.
Как пояснил <_> у организатора торгов отсутствовала техническая возможность вовремя разместить необходимую информацию на официальном сайте, поскольку руководителем Управления с 17.09.2015 был назначен <_> у которого право электронной подписи отсутствовала на тот момент. В связи со сложившейся ситуацией Управление обращалось в адрес Красноярского УФАС России (исх. N 2323 от 21 сентября 2015 года) с просьбой разъяснить возможность исполнения требований ФЗ "О концессионных соглашениях" в части размещения информации в сети "Интернет" в сложившейся ситуации, на что Красноярское УФАС России сообщило, что не имеет возможности подготовить ответ на вышеуказанное обращение Управления (исх. N 18850 от 30.09.2015).
<_> также сообщил, что заявка ООО "Строительная компания" не рассматривалась, так как до момента окончания сбора (21 сентября 2015 года) была отозвана указанной компанией. Сообщил, что письмо об отклонении заявки от указанной компании необходимо считать технической ошибкой.
Кроме того, по мнению <_> в соответствии со ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях" не установлена необходимость предоставления подтверждающих документов от претендентов на соответствие их всем требованиям, предъявляемых указанным законом. Это требование не было установлено также ни одним из документов, размещенных на официальном сайте но предложению инвестора 050815/1949883/01.
30 марта 2016 года на рассмотрение дела явился директор ООО "Строительная компания" <_> и сообщил, что сам лично отзыв заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (исх. от 18.09.2015 N 1249) не подписывал.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения также регламентирован ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 28.1 ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Аналогичные положения установлены ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" со дня официального опубликования указанного закона (т.е. с 01.01.2014) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Однако, Администрацией с ООО "Агрокомплект" был заключен 11.12.2014 договор N 2 безвозмездного пользования недвижимым имуществом, предназначенным для выполнения функций теплоснабжения, горячего водоснабжения, в нарушение вышеуказанных требований п. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях, в соответствии с которыми в отношении названного имущества мог быть заключен только договор аренды либо концессионное соглашение.
Кроме того, с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения и водоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.
Системное толкование вышеуказанных норм, позволяет прийти к выводу о том, что органом местного самоуправления объекты коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения), у которых между сроком ввода в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет, могли быть переданы как по договору аренды, так и по концессионному соглашению.
Таким образом, объекты теплоснабжения для оказания услуг по теплоснабжению могут быть переданы организации, оказывающей услуги по теплоснабжению не иначе как на основании концессионного соглашения, либо договора аренды.
Срок эксплуатации объектов, передача которых в 2015 году последовательно осуществлялась ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы", ООО "Коммунальщик" и ООО УК ЖКХ "Энергия", составляет более 5 лет, соответственно, данные объекты могли быть переданы в пользование только на основании концессионного соглашения, заключаемого, по общему правилу, по результатам конкурсных процедур.
Действия Управления, связанные с передачей права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных в поселке Зыково на улице Линейная, на безвозмездной основе ООО "Агрокомплект" (на основании договора N2 от 11.12.2014), ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" (на основании договора N1 от 12.02.2015), ООО "Коммунальщик" (на основании договора N 3 от 16.03.2015) и ООО УК ЖКХ "Энергия" (на основании договора N 4 от 15.04.2015) и без проведения публичных процедур, противоречат требованиям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьи 28.1 ФЗ "О теплоснабжении" ст. 5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и свидетельствуют о нарушении части 1 стать 15 Закона о защите конкуренции, поскольку создали необоснованные преимущественные условия деятельности ООО "Агрокомплект", ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы", ООО "Коммунальщик" и ООО УК ЖКХ "Энергия" при предоставлении им указанного муниципального имущества в пользование и ограничивают доступ на рынок теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования п. Зыково для иных хозяйствующих субъектов.
Дополнительно Комиссия отмечает следующее.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ "О концессионных соглашениях".
Согласно ФЗ "О концессионных соглашениях" заключение концессионного соглашения без проведения конкурса возможно по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 ст. 37 этого же Закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.
Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованиям, установленным ч. 4.11 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях", а именно:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях" к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
5 августа 2015 года Управлением на основании Постановления администрации Березовского района от 05.08.2015 N 1177 "О возможности заключения концессионного соглашения с ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы", в порядке, предусмотренном ч. 4.7 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях" на сайте torgi.gov.ru размещено сообщение о предложении инвестора N050815/1949883/01 на заключение концессионного соглашения системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов централизованной системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
17.09.2015 в Управление поступила заявка ООО "Строительная компания" о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения, в которой сообщалось, в том числе, о соответствии общества требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях". Указанная заявка Управлением была перенаправлена на имя Главы Березовского района в связи с отсутствием полномочий на рассмотрение данной заявки.
21.09.2015 от ООО "Строительная компания" в адрес Управления поступил отзыв заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (исх. от 18.09.2015 N 1249).
Учитывая изложенное, Управлением с ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы", как с единым участником конкурса на право заключения концессионного соглашения в порядке, предусмотренном ФЗ "О концессионных соглашениях" было заключено соответствующее концессионное соглашение.
Довод ООО "Строительная компания" о том, что отзыв заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (письмо исх. N 1249 от 18.09.2015), общество в адрес Управления не направляло, Комиссией не принимается, поскольку на отзыве заявки ООО "Строительная компания", изготовленном на бланке ООО "Строительная компания" и завизированной директором общества, имеется штамп регистрации входящей корреспонденции Управления, а также имеется соответствующая запись в журнале регистрации входящей корреспонденции Управления о поступлении вышеуказанного письма.
Иных доказательств, кроме устных пояснений представителей и директора ООО "Строительная компания", о том, что подпись на отзыве заявки не является подлинной и, что общество не имело намерение отзывать заявку, в материалы дела представлено не было.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Управления нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части передачи права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенными в поселке Зыково на улице Линейная, на безвозмездной основе и без проведения торгов ООО "Агрокомплект" (на основании договора N2 от 11.12.2014), ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" (на основании договора N1 от 12.02.2015), ООО "Коммунальщик" (на основании договора N 3 от 16.03.2015) и ООО УК ЖКХ "Энергия" (на основании договора N 4 от 15.04.2015).
Однако, Комиссия учитывает тот факт, что на момент принятия решения вышеуказанные договоры прекратили свое действие, соответственно, отсутствуют основания для выдачи предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательств, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, поскольку Управлением приняты меры, направленные на устранение нарушения, и передачу прав в отношении вышеуказанных муниципальных объектов ООО "Восточно-Сибирские коммунальные системы" на основании концессионного соглашения, заключенного в соответствии с процедурой, установленной ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях".
Кроме изложенного, Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязательного требования представления к заявке о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения документальных доказательств соответствия заявителя требованиям, установленным ч. 4.11 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях". Таким образом, соответствие вышеуказанным требованиям может быть определено комиссией по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на основании письменного уведомления лиц, подающих заявку на участие, исходя из презумпции их добросовестности.
В заявке ООО "Строительная компания" (исх. от 17.09.2015 N 1247) на предложение инвестора N 050815/1949883/01 общество указало, что соответствует всем требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях".
При принятии и рассмотрении заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка допуска к участию в конкурсе.
Учитывая изложенное, Администрация, отклонив заявку ООО "Строительная компания" (исх. от 17.09.2015 N 1247) на предложение инвестора N 050815/1949883/01 на основании ч. 4.11 ст. 37 ФЗ "О концессионных соглашениях" учитывая, что ООО "Строительная компания" в своей заявке (исх. от 17.09.2015 N 1247) указало, что общество соответствует всем требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях", который не предполагает предоставление документальных доказательств соответствия заявителя критериям, установленным ч.4.11 ст. 37 указанного Закона, нарушила порядок принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за право заключения концессионного соглашения.
Однако, учитывая, что ООО "Строительная компания" отозвало заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в Березовском районе Красноярского края на условиях, предусмотренных в предложении инвестора N 050815/1949883/01 о заключении концессионного соглашения (исх. от 18.09.2015 N 1249), уведомление Администрации (исх. N 1969 от 18.09.2015) об отклонении заявки общества в связи отсутствием документов, подтверждающих соответствие общества требованиям, предъявляемым ФЗ "О концессионных соглашениях", не несет для общества никаких правовых последствий, влияние на конкуренцию не оказало. Заявок от иных лиц о готовности участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения не поступало. Ввиду изложенных обстоятельств, Красноярское УФАС России в отношении Администрации полагает нецелесообразным выдачу предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 5 января 2016 года) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
Учитывая изложенное, предписание антимонопольным органом может быть выдано только в случае неисполнения предупреждения, выданного субъекту в рамках рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая, что Управлением и Администрацией совершены действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства (заключено концессионное соглашения), выдача предупреждения указанным субъектам о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии со ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", не представляется возможным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Учитывая, что на момент вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Администрации и Управления отсутствует, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьями 15, 22, 23, 39, 41, 48, 49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу N 446-15-15 прекратить, в связи с отсутствием в действиях ответчиков на момент вынесения решения нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 445-15-15 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016