Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-84/2016 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
в отсутствие представителя заявителя ОАО "Солид-товарные рынки", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителей государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург": "_" (доверенность N 46 от 31.05.2016 г.), "_" (доверенность N 44 от 17.05.2016 г.),
рассмотрев жалобу ОАО "Солид-товарные рынки" на действия ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург", при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 3898кэ от 23.05.2016 г.) от ОАО "Солид-товарные рынки" (123007, г.Москва, Хорошевское шоссе, д.32 А) (далее-заявитель) на действия ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (460049, Оренбургская область, Оренбургский район, Аэропорт) (далее-заказчик, ответчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения указанной жалобы по существу.
Исходя из содержания жалобы следует, что, по мнению заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку ОАО "Солид-товарные рынки", осуществляя оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
До заседания Комиссии от заявителя было получено ходатайство (исх. N1097/16 от 30.05.2016 г.) о рассмотрении жалобы (вх. N 3898кэ от 23.05.2016 г.) в отсутствие представителя ОАО "Солид-товарные рынки".
Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения (исх.N01/02-3695 от 27.05.2016 г.) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. N6504 от 25.05.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
13.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360).
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.2 и п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование установлено в пп.4.4.2 и пп.4.4.13 п.4.4 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" СТО 01/06-01-16, утвержденного приказом ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" от 08.04.2016 г. N 219 (далее - Положение о закупках).
Согласно пп.1 п.21 Части I Раздела I Закупочной документации открытого запроса предложений "на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн" (далее - Документация) заявка на участие в запросе предложений, кроме прочего, должна содержать: "заявку в соответствии с прилагаемой формой (Форма N 1 приложения к настоящей документации), подписанную руководителем организации и заверенную печатью. К заявке необходимо приложить предложение о цене, сроке и качестве товара, работ, услуг и иные предложения об условиях поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющееся ее неотъемлемой частью. (Форма заполнения заявки по цене, сроку и качеству работ представлена в Приложении к настоящей документации Форма 6)".
В Приложении к Документации содержится Форма 6 в виде таблицы, которую участнику закупки необходимо заполнить по показателям: предмет запроса предложений и его количество; требования к предмету поставки; график поставки; начальная (максимальная) цена договора; форма, сроки, порядок оплаты товара; порядок формирования цены договора; место и вид поставки товара; квалификация участника закупки (включает в себя показатели - деловая репутация: рекомендательные письма от заказчиков-партнеров, которым были поставлены аналогичные товары; опыт работы; величина уставного капитала).
В п.19 Части I Раздела I Документации установлены критерии оценки рассмотрения и сопоставления заявок участников закупки. Значимость всех критериев составляет 100%. Значимость критерия "цена договора" равен 50%, критерия "квалификация участника закупки" - 50%. Критерий "квалификация участника закупки" оценивается по трём показателям: деловая репутация: рекомендательные письма от заказчиков-партнеров, которым были поставлены аналогичные товары; опыт работы; величина уставного капитала.
Согласно п.8 Протокола вскрытия и рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений "на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн" от 18 мая 2016 года заявка ОАО "Солид-товарные рынки" не допущена до процедуры оценки в связи с несоответствием п.2 Части I и Части II Закупочной документации на проведение запроса предложений (в заявке не приложен паспорт качества на топливо).
Заявитель считает, что заказчик неправомерно отклонил заявку ОАО "Солид-товарные рынки" так как п.2 Части I и Часть II Документации не содержит требования содержания в составе заявки паспорта качества на топливо.
Комиссией установлено, что в п.2 Части I Документации содержится требование к предмету поставки товара - качество соответствует ГОСТ 10227-86, полные требования к предмету поставки указаны в Части II закупочной документации "Техническая часть закупочной документации".
В Части II Документации "Техническая часть закупочной документации" указано, что качество товара должно быть подтверждено копией паспорта завода-изготовителя на конкретную партию продукции.
Комиссия приходит к выводу о том, что Часть II "Техническая часть закупочной документации" не соответствует п.21 Части I Раздела I Документации, так как в Части II "Техническая часть закупочной документации" установлено требование о том, что качество товара должно быть подтверждено копией паспорта завода-изготовителя на конкретную партию продукции, вместе с тем в п.21 Части I Раздела I Документации содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить в составе заявки, в данном перечне нет документа - копия паспорта завода-изготовителя на конкретную партию продукции.
Кроме того, согласно примечанию Формы 6 Приложения к закупочной документации непредставление информации о качестве услуг и квалификации участников закупки не влияет на принятие документов от участника размещения заказа, но может повлиять на оценку заявки на участие закупке, вместе с тем, среди критериев и показателей критериев оценки, указанных в п.19 Части I Раздела I Документации не содержится критерия или показателя "качество услуг".
Следовательно, отклонение закупочной комиссией заявки участника по причине отсутствия в заявке копии паспорта завода-изготовителя на конкретную партию продукции, который является подтверждением качества предлагаемого товара, неправомерно.
Комиссия считает, что в Документации установлены противоречивые требования, создающие правовую неопределенность для потенциальных участников закупки при формировании заявки, которые не позволяют определить, необходимо включать в состав заявки копию паспорта завода-изготовителя на конкретную партию продукции или нет.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что при проведении данной закупки заказчик нарушает один из основополагающих принципов закупок товаров, работ, услуг, установленный в п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках - равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следовательно, довод жалобы о том, что заказчик неправомерно отклонил заявку ОАО "Солид-товарные рынки", осуществляя оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, является обоснованным.
Совокупность выявленного нарушения позволяет Комиссии сделать вывод о необходимости аннулирования данной закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Солид-товарные рынки" ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург"поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360)обоснованной.
2. Закупочной комиссии ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" выдать предписание об отмене Протокола вскрытия и рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений "на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн" от 18 мая 2016 года.
3. Заказчику выдать предписание об аннулировании поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360).
Председатель Комиссии "_"
Члены комиссии "_"
Предписание N1 по делу N 07-16-84/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_".,
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 03.06.2016 г. по делу N 07-16-84/2016, предписывает:
1. Закупочной комиссии ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: отменить Протокол вскрытия и рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений "на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн" от 18 мая 2016 года.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии
Предписание N2 по делу N 07-16-84/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 03.06.2016 г. по делу N 07-16-84/2016, предписывает:
1. Заказчику - ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: аннулировать запрос предложений на право заключения договора на поставку реактивного топлива РТ по ГОСТ 10227-86 в количестве 6000 тонн (извещение N31603628360).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-84/2016 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016