Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 24 мая 2016 г. N 1-00-825/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
ООО "Камский кабель"
ГУП "Московский метрополитен"
в отсутствие:
АО "ОТС" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.05.2016 NИШ/18975),
рассмотрев жалобу ООО "Камский кабель" на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельно-проводниковой продукции (реестровый N31603402112),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Камский кабель" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельно-проводниковой продукции (реестровый N31603402112) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось невозможности подачи заявки на участие в Аукционе, в избыточном требовании Аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - Положение) размещено 26.10.2015 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 10.03.2016 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок - 10.05.2016. Подведение итогов - 20.05.2016.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.05.2016 N31603402112/1 Заявителем подана заявка на участие, однако заявка Заявителя не отвечает условиям аукциона, поскольку содержит нарушения требований документации в части не соответствия заявки Участника закупки требованиям, установленным пунктом 17 Раздела 2 Аукционной документации, а именно:
- Техническое предложение Участника не соответствует Техническому заданию (заявленный аналог не соответствует требованиям технического задания - позиции 193,253 - наименование не соответствует описанию);
- справка о цепочке собственников предоставлена без подтверждающих документов по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" документации (Отсутствуют необходимые подтверждающие документы в отношении участников резидентов РФ (выписки ЕГРЮЛ); Документы, предоставленные в отношении юридических лиц не резидентов РФ, не соответствуют требованиям закупочной документации);
- отсутствует подтверждение опыта поставок кабельно - проводниковой продукции не менее 2-х лет;
- отсутствует подтверждение от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет.
Согласно жалобе Заявителя, в соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Информационной карты аукционной документации к участнику предъявляется требование представить подтверждение от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей). Данное положение аукционной документации нарушает порядок подачи заявок на участие в торгах, тем самым делая невозможным подачу заявки соответствующей аукционной документации. Техническим заданием установлено, что товар должен соответствовать ТУ16.К180-035-2012. Данное ТУ действует с 2012 года. С даты принятия указанного ТУ до момента объявления аукциона еще не прошло 5 лет. Таким образом, подтвердить факт безаварийной эксплуатации товара в течение 5 лет невозможно, так как такая продукция производится менее 5 лет.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 28.2 пункта 28 Положения Аукционная документация должна содержать:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их объема и качественных характеристик;
- требования к участникам закупки, установленные в соответствии с настоящим Положением (и так далее).
Согласно пункту 17 Информационной карты Аукционной документации одним из требований, предъявляемых к участникам закупки является предоставление подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей).
Согласно пункту 17 Информационной карты требования установлены в пунктом 4.1 раздела (в подтверждение соответствия требованиям Участник закупки в составе заявки представляет документы, указанные в пункте 5.1.7 раздела 1 Документации о закупке), а также следующие требования:
- наличие у Участника закупки опыта поставок кабельно-проводниковой продукции не менее 2-х лет. В подтверждение опыта поставок должны быть представлены копии договоров и копии актов сверки (или копии актов приема-передачи товаров (товарных накладных);
- если Участник закупки не является производителем продукции, то в состав заявки включить дилерский договор или информационное письмо или соглашение с Производителем или иной документ от Производителя. Представленный документ должен подтверждать полномочия Участника закупки по поставке товара согласно предмету конкретной процедуры;
- если Участник закупки является производителем продукции, то необходимо в составе заявки предоставить декларацию или иной документ, подтверждающий его статус.
Для позиций NN 2,3,4,5,6,11,156,157,158 пункта 1 Технического задания:
- наличие сертификата соответствия требованиям "Технического регламента Таможенного союза: ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" (подтверждается копией сертификата).
Для позиций NN 7, 8, 9, 10, 169,170 пункта 1 Технического задания:
- наличие сертификата соответствия (обязательной сертификации) требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 г. N123-ФЗ с изм., N117 ФЗ от 10.07.2012 г. и N 185-ФЗ от 02.07.2013 г.) ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" (подтверждается копией сертификата).
Для позиций 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 156,157,158,169,170 пункта 1 Технического задания:
- предоставление ТУ/выписки из технических условий завода-изготовителя с содержанием технических характеристик;
- предоставление подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей).
Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о невозможности подачи заявки на участие в Аукционе Комиссией отклоняется.
Подпунктом 5.1.7 пункта 5.1 Аукционной документации установлено, что участник закупки в составе заявки должен представить справку о цепочке собственников, заверенную печатью и подписью уполномоченного лица, с предоставлением подтверждающих документов по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации.
Исходя из материалов дела, Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе отсутствуют следующие документы:
- справка о цепочке собственников представлена без подтверждающих документов по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" документации, а именно, не представлены необходимые подтверждающие документы в отношении участников резидентов РФ, документы, предоставленные в отношении юридических лиц не резидентов РФ, не соответствуют требованиям, установленным Аукционной документацией;
- отсутствуют документы, подтверждающие наличие опыта поставок кабельно-проводниковой продукции.
А также, Техническое предложение Заявителя не соответствует Техническому заданию Заказчика по позициям 193 и 253, заявленные аналоги провода не соответствуют требуемым характеристикам Заказчика.
Таким образом, в связи с отсутствием необходимой информации, а также документов в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе, отклонение заявки на участие в Аукционе Заказчиком, по указанным основаниям, правомерно.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 28.2 пункта 28 Положения Аукционная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 17 Информационной карты Аукционной документации к участникам Аукциона установлено требование предоставление подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей).
Таким образом, указанное требование Аукционной документации не нарушает требований Закона о закупках, а также Положения.
В составе заявки на участие в Аукционе Заявителем представлено письмо (N001/0061015) от "Электрокомплект" ХХК - потребителя продукции, подтверждающее безаварийность эксплуатации поставляемой продукции, в соответствии с вышеуказанным требованием.
Довод Заказчика о несоответствии письма Заявителя, в связи с тем, что в "Электрокомплект" ХХК является поставщиком продукции, а не потребителем, отклоняется Комиссией, так как в Аукционной документации нет раскрытия понятия "потребитель".
Следовательно, отказ в допуске по данному основанию неправомерен. Заказчиком нарушен пункт 17 Информационной карты Аукционной документации.
Таким образом, установление данного требования в документации, при условии предоставления в составе заявки Заявителя письма о безаварийной эксплуатации продукции, не повлияло на права и законные интересы Заявителя.
Вместе с тем, часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению Комиссии, установление требования о предоставлении подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет содержит признаки нарушения части 1 статья 17 Закона о защите конкуренции в связи с возможным ограничением круга лиц, способных участвовать в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия считает материалы данного дела подлежащими передаче в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возможном наличии признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неправомерного отказа в допуске на основании непредоставления документа, подтверждающего безаварийную эксплуатацию кабеля на протяжении не менее 5 лет.
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части: невозможности подачи заявок на участие в Аукционе; отказа в допуске по причине отсутствия в составе заявки справки о цепочке собственников, отсутствия документов, подтверждающих опыт поставок кабельно-проводниковой продукции; несоответствия Технического предложения Техническому заданию; установления требования в Аукционной документации подтверждения безаварийной эксплуатации кабеля не менее 5 лет.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 17 Информационной карты Аукционной документации.
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так как у Заказчика есть основания для отклонения заявки Заявителя.
5. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия статье 17 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2016 г. N 1-00-825/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016