Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/3386 (опубликовано 3 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2016
Решение изготовлено в полном объеме 03.06.2016
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик) И. А. Михайличенко (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Лизоформ" (далее - Заявитель) В. В.Гилевич (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 20.05.2016 N20/05 (вх. N863/09 от 24.05.2016) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Закупка дезинфицирующих средств" (извещение N0375100003616000283) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями) (далее - Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в техническом задании при описании дезинфицирующих средств по позициям NN 9, 12, 13 параметров, соответствующих одному производителю, что необоснованно ограничивает круг участников закупки.
Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 24.05.2016 N06/3112, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме и заявил дополнительные доводы к жалобе. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 17:00 30.05.2016. В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 17:45 31.05.2016 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 11.05.2016, изменения - 16.05.2016;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 1 980 160,00 российских рублей;
- дата окончания подачи заявок: 24.05.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 27.05.2016, дата проведения Аукциона: 30.05.2016;
- на участие в Аукционе поданы 5 заявок, из них 2 заявки отклонены;
- при проведении Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника, понижение до 1 861 251,20 рублей.
1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представитель Заявителя заявил следующие дополнительные доводы к жалобе:
"_Заказчик указал в позиции 9 Технического задания "Средство должно представлять собой жидкий концентрат, не содержащий активного хлора, альдегидов и перекисных соединений_", что противоречит п. 2.19 СанПиН 2.1.3.2630-10_ Для химической стерилизации применяют растворы альдегидсодержащих, кислородсодержащих и некоторых хлорсодержащих средств, проявляющих спороцидное действие. На сайте www.dezreestr.ru _ не установлено наличие данного товара с указанными характеристиками. В позициях 12, 13 указанные средства по составу аналогов не имеют, производятся только фирмой ООО НПФ "Геникс", Россия - препарат дезинфицирующий Гептаниум. Следовательно, есть основания предполагать, что заказчик создал преимущественные условия для конкретного участника указав неверное содержание дезинфицирующих средств" (цитата из дополнений к жалобе).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем ошибочно указано об исключительности позиций NN9, 12, 13 и предоставил сравнительную таблицу, согласно которой средства с указанными Заказчиком характеристиками выпускают два производителя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств и материалов, свидетельствующих об установлении Заказчиком технических характеристик по указанным позициям дезинфицирующих средств, соответствующих конкретному производителю и ограничивающих количество участников закупки.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, приходит к выводу об отсутствии в документации об Аукционе требований к дезинфицирующим средствам, влекущих ограничение количества участников Аукциона, в связи с чем, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссией установлено.
2.1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе, в т.ч. пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с извещением и документацией об Аукционе объектом закупки является "Закупка дезинфицирующих средств".
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе содержится ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА "Гражданско-правовой договор N ____ на поставку расходных материалов (шприцы, системы)" (далее - проект контракта). Заказчик в проекте контракта указал следующие положения:
"_
Медицинские изделия - расходные материалы (шприцы, системы) в ассортименте, количестве и по ценам согласно спецификации к настоящему Договору, а также заявке Поставщика на участие в закупке_
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Заказчик поручает, а Поставщик обязуется поставить расходные материалы (____________________________) (далее - Товар), в соответствии с номенклатурой, в количестве и по цене согласно Спецификации (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
_
КАЧЕСТВО ТОВАРА И ГАРАНТИИ
10.1. Качество медицинских изделий должно соответствовать технологическим и эксплуатационным (техническим), медицинским требованиям, предъявляемым к медицинским изделиям данного вида действующими нормативами и стандартами России.
10.2. Медицинские изделия должны быть новыми, ранее неиспользованными, в том числе в качестве выставочных экземпляров, и свободными от прав третьих лиц. Медицинские изделия, происходящие из иностранных государств, должны быть надлежащим образом оформлены в таможенном органе России и за них должны быть уплачены все таможенные пошлины, налоги и сборы в установленном порядке, ответственность за оплату которых несет Поставщик.
10.3. Качество медицинских изделий и соответствие их установленным требованиям гарантирует и обеспечивает Поставщик.
10.4. Качество всего ассортимента медицинских изделий, определенного спецификацией к настоящему договору, Поставщик подтверждает копиями действующих разрешительных документов: сертификатов соответствия ГОСТ Р (деклараций о соответствии) и Регистрационных удостоверений Министерства здравоохранения РФ (Минздравсоцразвития РФ).
10.4.1. Поставщик при поставке каждой партии медицинских изделий предоставляет Получателю заверенные своей печатью копии действующих сертификатов соответствия ГОСТ Р (деклараций о соответствии) и Регистрационных удостоверений Министерства здравоохранения РФ (Минздравсоцразвития РФ).
10.4.2. Для соблюдения условий о качестве медицинских изделий Поставщик предоставляет Получателю на каждую партию документ (документы), определяющий условия хранения и транспортировки медицинских изделий.
10.5. Поставщик гарантирует остаточный срок годности (либо срок стерильности, если такой срок предусмотрен конкурсной или аукционной документацией) не менее срока, установленного Спецификацией к договору по состоянию на момент поставки товара Получателю (Получателям).
В случае если аукционной документацией предусмотрено требование наличия гарантийного срока, на поставленные по настоящему договору медицинские изделия Поставщик предоставляет гарантию производителя данных изделий сроком [______ месяцев] и бесплатную гарантию Поставщика на данные изделия не менее срока действия гарантии производителя сроком [______ месяцев] с момента поставки медицинских изделий.
10.6. Гарантии Поставщика не распространяются на медицинские изделия, хранение которых проводилось Получателем (Получателями) с нарушением установленных условий хранения.
10.7. Претензии по качеству и/или комплектности медицинских изделий, а также по скрытым дефектам изготовления принимаются и устраняются Поставщиком в течение гарантийного срока (срока годности).
10.8. При наличии рекламаций на качество поставленных медицинских изделий Поставщик проводит проверку по указанным фактам и составляется дефектный акт между Поставщиком и Получателем, выявившим брак.
10.8.1. Поставщик обязан рассмотреть полученную претензию (рекламацию), провести проверку и дать на нее ответ по существу в течение трех рабочих дней с момента ее получения.
10.9. Бракованные или некомплектные медицинские изделия заменяются Поставщиком на медицинские изделия надлежащего качества в течение 60 дней с момента получения претензии (рекламации) от Получателя. Расходы, связанные с заменой и устранением брака и некомплектности, несет Поставщик.
10.10. При исполнении договора по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в договоре" (цитаты из проекта контракта).
Таким образом, Заказчик указал в проекте контракта предмет закупки не соответствующий предмету, указанному в извещении и документации об Аукионе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при изложении отдельных положений проекта контракта, что нарушает требования части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
При этом частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчик в разделе 6 "РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА" проекта контракта предусмотрел право на расторжение контракта только для Заказчика, при этом лишив такого права поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при изложении отдельных положений проекта контракта, что нарушает требования частей 1, 14 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70, частей 19-24 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Комиссия, проанализировав проект контракта, не установила наличия в нем условия о том, что в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика по ненадлежащему установлению в проекте контракта обязательных условий, предусмотренных частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают требования частей 1, 13 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования частей 1, 13, 14 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 1, 2 статьи 70, частей 19-24 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/897-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 24.05.2016 N06/3112.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N06/897-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
31.05.2016 Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 31.05.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 03.06.2016
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 31.05.2016 по делу N06/897-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лизоформ" от 20.05.2016 N20/05 (вх. N863/09 от 24.05.2016) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Закупка дезинфицирующих средств" (извещение N0375100003616000283) (далее - Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262, предписывает:
1. Заказчику при заключении государственного контракта привести предмет государственного контракта и отдельные его положения в соответствие требованиям Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.05.2016 по делу N06/897-16.
2. Заказчику при заключении государственного контракта включить в государственный контракт право поставщика на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 19 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.05.2016 по делу N06/897-16.
3. Заказчику в случае заключения государственного контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, включить в государственный контракт обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.05.2016 по делу N06/897-16.
4. Заказчику в срок до 20.06.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 24.05.2016 N06/3112.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3386 (опубликовано 3 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016