Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-19-04/2016 (опубликовано 2 июня 2016 г.)
Я, (_), по результатам административного расследования, проведенного в соответствии с определением (_) по делу N 07-19-04/2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала (_) (далее - ООО "Газпром энерго", Общество),
в присутствии представителей ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала: (_),
в отсутствие потерпевшей (_),
руководствуясь ст.ст. ст.ст. 2.9, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
В Оренбургское УФАС России поступило заявление Григорьевой Л.А. (_) на действия ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала относительно уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя - жилого дома и строительной площадки, расположенного по адресу: (_), к электрическим сетям ООО "Газпром энерго".
Согласно ч. 3.2 ст. 3 "Основные цели и предмет деятельности Общества" Устава ООО "Газпром энерго", утвержденного решением участника ООО "Газпром энерго" от 02.02.2010 г. N 24 (далее - Устав) одним из видов деятельности ООО "Газпром энерго" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.
Согласно ч. 2.10 ст. 2 "Юридический статус Общества" Устава, ООО "Газпром энерго" может создавать филиалы и представительства; филиалы и представительства ООО "Газпром энерго" не являются юридическими лицами и действуют на основании утверждаемых ООО "Газпром энерго" положений.
Согласно ч. 2.11 ст. 2 "Юридический статус Общества" Устава ООО "Газпром энерго" имеет Оренбургский филиал.
В соответствии с Положением о Южно-Уральском филиале ООО "Газпром энерго", утвержденным приказом ООО "Газпром энерго" от 31.03.2009 г. N 79 (далее по тексту - Положение), филиал (ч. 2.1 ст. 2) осуществляет свою деятельность от имени и по поручению ООО "Газпром энерго"; в отношениях с третьими лицами филиал представляет интересы ООО "Газпром энерго" и осуществляет их защиту.
Согласно ч. 2.3 ст. 2 Положения ответственность за деятельность филиала несет ООО "Газпром энерго".
Согласно ч. 4.2 ст. 4 Положения одним из основных функций, которые осуществляет филиал, является обеспечение надежного, эффективного и безопасного функционирования энергохозяйства, связанного с выработкой, отпуском, потреблением, передачей энергоносителей (электрическая энергия, тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение), предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов энергетики и энергетических установок.
Согласно информации из Статистического регистра хозяйствующих субъектов об организации - ООО "Газпром энерго", одними из основных видов деятельности данной организации являются: передача электрической энергии (код по ОКВЭД - 40.10.2), деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код по ОКВЭД - 40.10.4), производство электроэнергии тепловыми электростанциями (код по ОКВЭД - 40.10.11).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - ФЗ "Об электроэнергетике") услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действия, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Статья 26 Закона "Об электроэнергетике" регулирует доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии. Согласно этой статье доступ к электрическим сетям - процесс технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации для дальнейшей передаче электроэнергии потребителю.
Технологическое присоединение - это часть процесса оказания услуг по передаче электрической энергии и является первоначальным этапом предоставления услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связано с передачей электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - ФЗ "О естественных монополиях") услуги по передаче электрической энергии относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту ФЗ N135-ФЗ) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Таким образом, ООО "Газпром энерго", оказывает услуги по передачи электрической энергии и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к своим электрическим сетям по установленным уполномоченным органом тарифам (котловой тариф, индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, плата за технологическое присоединение), тем самым являясь и сетевой организацией.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее по тексту - Правила N 861), сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Статья 10 ФЗ N135-ФЗ устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
С учетом изложенного, действия ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала регламентируются ФЗ "О защите конкуренции".
24.03.2015 г. в адрес ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала (далее по тексту - Филиал) от Григорьевой Л.А. поступила заявка на технологическое присоединение объекта - жилого дома и строительной площадки, расположенного по адресу: (_), к электрическим сетям ООО "Газпром энерго".
Письмом от 06.05.2015 г. N 55-55-07/1716 о технологическом присоединении Филиал указал об отсутствии сведений и недостающих документах в заявке на технологическое присоединение.
После получения заявки, оформленной в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила о технологическом присоединении N 861) (дата получения 27.05.2015 г.) Филиал уклонился от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, ссылаясь на то обстоятельство, что заявителем было подано две заявки в разные сетевые организации.
В соответствии с п.п. 4, 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утв. Постановлением Правительством РФ 27.12.2004 г. N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, который не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с п. 4 Правил технологического присоединения N 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с указанными Правилами.
П. 3 Правил технологического присоединения N 861 устанавливает, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно п. 6 Правил технологического присоединения N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
П. 7. Правил технологического присоединения N 861 устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в п.п. 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений п.п. 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) настоящих Правил).
Согласно п. 8 Правил технологического присоединения N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных п. 8(1) настоящих Правил.
П. 14 Правил технологического присоединения N 861 устанавливает, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Таким образом, при наличии надлежащим образом оформленной заявки с приложением предусмотренных Правилами технологического присоединения N 861 документов, сетевая организация в силу п. 3 настоящих Правил не вправе уклоняться от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с обратившемся лицом.
Согласно Правилам технологического присоединения N 861, подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации (п. 8(3)) не является основанием для уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации.
В связи с наличием в действиях сетевой организации ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя: жилого дома и строительной площадки, расположенного по адресу: (_), предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Оренбургское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдало предупреждение (исх. N 19793 от 05.10.2015 г.) о необходимости прекращения указанных действий, а именно, в течение 6 (шести) месяцев с момента получения настоящего предупреждения направить в адрес Григорьевой Л. А. технические условия на подключение объекта заявителя жилого дома и строительной площадки, находящегося по адресу: (_), а также проект договора об осуществлении технологического присоединения согласно поданной заявке.
С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей не подлежат рассмотрению антимонопольным органам на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданное в адрес ООО "Газпром энерго" (ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала) (исх. N 16793 от 05.10.2015 г.) отозвано.
Вместе с тем, по заявлению гражданина о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
С учетом изложенного, ООО "Газпром энерго"", являясь собственником электросетевого оборудования, в соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения N 861 обязано заключить договор об осуществлении технологического присоединения с любым обратившимся лицом. Отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с Григорьевой Л.А. со стороны ООО "Газпром энерго" содержит нарушение п. 3 Правил технологического присоединения N 861.
Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения было установлено следующее.
Земельный участок Григорьевой Л.А. входит в комплексное освоение в целях жилищного строительства. В соответствии с договором аренды земельного участка N 18/65 от 19.10.2007 г., заключенного между ООО "РемСтройБыт" (далее - застройщик) и МО "Оренбургский район", и на основании поданной ООО "РемСтройБыт" заявки на технологическое присоединение ПАО "МРСК Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" осуществило технологическое присоединение жилого массива, расположенного по адресу: (_) учтена при осуществлении указанного технологического присоединении.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Следовательно, заключение индивидуального договора между Григорьевой Л.А. и ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала возможно было только в том случае, если при технологическом присоединении жилого массива, расположенного по адресу: Оренбургский район, с. Павловка, к электрическим сетям ПАО "МРСК Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" не была бы учтена мощность энергопринимающего устройства Григорьевой Л.А.
В настоящее время заключение договора об осуществлении технологического присоединения жилого дома и строительной площадки Григорьевой Л.А., расположенных по адресу: (_) не предоставляется возможным в виду того, что Григорьева Л.А. не является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи (_), предоставленного в материалы дела потерпевшей.
Оценивая доказательства на основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценивая конкретные обстоятельства и характер совершения правонарушения, руководствуясь законом и правосознанием, должностное лицо считает возможным освободить ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
руководствуясь ст.ст. ст.ст. 2.9, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
Производство по делу об административном правонарушении N 07-19-04/2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала прекратить.
Объявить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала устное замечание.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя Управления -
начальник отдела антимонопольного и
рекламного контроля, общественных связей (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-19-04/2016 (опубликовано 2 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016