Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 1 июня 2016 г. N 170-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Азарова Е.И. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ИП М.Н.В. (далее - Заявитель) на действия АО "Новорослесэкспорт" (далее - Заказчик, Организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО "Новорослесэкспорт" (извещение N 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии представителей Заказчика - З.Е.Р. (доверенность.), Д.М.В. (доверенность.) и К.А.В. (доверенность.) в присутствии Заявителя и Зотова В.В., установила:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия АО "Новорослесэкспорт" при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО "Новорослесэкспорт" (извещение N 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 01.06.2016 в 11-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы при оспаривании действий Организатора торгов, указывает, что Заказчиком в одном лоте объединены разные виды работ: энергообследование, энергоаудит (ОКВЭД 74.30.9) и режимно-наладочные работы котельного оборудования (ОКВЭД 28.30.92.120). Кроме того, указывает, что в закупочной документации необоснованно установлено требование о наличии в собственности подрядчика аттестованной электролаборатории, а также требование к подрядчику являться членом "СРО" и иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное СРО, в связи с чем, просит признать незаконными действия Заказчика и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении закупки в полном объеме.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы и пояснения сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Заказчик разместил на официальном сайте извещение N 31603661291 о проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО "Новорослесэкспорт".
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно требованиям пункта 2 ст. 16 Федерального закона Российской
Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, подлежащие проведению обязательных энергообследований, должны проводить это обследование не реже 1-го раза в 5 лет, срок следующего обязательного энергетического обследования должно быть проведено не позднее 2017 года. Таким образом, АО "НЛЭ" действующее законодательство в сфере энергетических обследований не ограничивает, в праве проведения добровольного энергетического обследования, что непосредственно и является предметом закупки согласно извещению N 31603661291. При этом в предмете закупки и его наименовании не производятся различия между типами энергетических обследований, так как результатом любого энергетического обследования и энергоаудита является энергетический паспорт (ст. 15, пункт 6 261-ФЗ).
Действующее законодательство РФ в сфере энергетических обследований и энергоаудита, а в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" а также в Приказе Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" не представлен исчерпывающий технический и технологический перечень и номенклатура требуемых для разработки энергетического паспорта и программы мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности юридического лица (потребителя топливно-энергетических ресурсов). Также подобный перечень и состав выполняемых при энергоаудите работ отсутствует в нормативных актах Ростехнадзора РФ.
Однако, пунктом 3 приложения N 1 Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" установлено дословно: При проведении добровольного энергетического обследования объем оказываемой услуги определяется лицом, заказавшим проведение энергетического обследования в соответствии с договором на оказание услуги по проведению энергетического обследования. При этом требования к составу и перечню необходимых мероприятий и работ по энергообследованию объектов АО "НЛЭ" приведены в соответствующей документации по запросу предложений по представленному извещению.
Ст. 2 ФЗ N 261 приведены основные понятия и определения в вопросах энергосбережения, а именно:
энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Далее, ст. 15 вышеупомянутого федерального закона установлено в отношении каких объектов осуществляется энергетическое обследование, а именно: Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Минэнерго России) которые распространяются на паровые котлы, указанные в свою очередь в Извещении, в 2.5.1. указано, что, для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает:
- учет топливно-энергетических ресурсов;
- разработку нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок;
- контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок;
- анализ энергоэффективности проводимых организационно-технических мероприятий;
- ведение установленной государственной статистической отчетности;
- сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических - ресурсов.
В п. 2.5.4 Правил указано: Организация периодически, но не реже 1 раза в 5 лет, проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.
Таким образом, основными целями и задачами проведения режимно-наладочных испытаний котельного оборудования является получение объективных данных о функциональном состоянии оборудования, объективных данных о работе системы учета топлива и тепловой энергии, разработка и оценка топливно-энергетических балансов, оценка энергетической эффективности работы оборудования и разработка мероприятий по повышению уровня энергосбережения и энергетической эффективности, а также разработка режимных карт и технического отчета по результатам испытаний, о чем было указано в техническом задании, извещении и документации о закупке.
Подобные требования о наличии указанных выше показателях энергетической эффективности (в области функционирования и эффективности котельного оборудования) установлены в требованиях по формированию энергетического паспорта и отчета об энергетическом обследовании согласно Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" а именно в приложениях энергетического паспорта за номерами 3, 4, 6, 7, 14, 22, 29.
Отсюда следует прямой вывод о технической и технологической взаимосвязи между вопросами энергетического обследования и режимно-наладочных испытаний котельного оборудования.
Кроме того, действующим законодательством РФ не установлены ограничения объединения двух и более смежных и технологически взаимосвязанных видов деятельности, имеющих идентичные цели и задачи в плане их выполнения, в один лот или одну закупку. Тем более что они необходимы для обеспечения безопасности и экономичности работы технологического оборудования предприятия.
Пунктом 2.6.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены требования к специализированным организациям, занимающимися вопросами наладочных испытаний, а именно: Теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках могут выполняться специализированными организациями. При проведении работ используются соответствующие средства измерений, методики и нормативно-технических документов. Методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора (Ростехнадзор РФ).
Согласно приказу Минрегиона от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В данном приказе есть ссылка:
<*> Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации морские порты отнесены к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
На основании изложенных выше аргументов к участникам закупки установлены требования о наличии свидетельства СРО в области обеспечении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства с указанием следующих видов деятельности:
- пункт 24.20. "Пусконаладочные работы паровых котлов";
- пункт 24.23. "Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и
оборудования химводоподготовки";
- пункт 24.25. "Пусконаладочные работы газовоздушного тракта;
- пункт 24.26. "Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций".
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что АО "НЛЭ" является теплоснабжающей организацией, то есть организацией с регулируемыми видами деятельности. Вся документация и тарифы надлежащим образом оформлены и согласованы с Региональной энергетической комиссией Краснодарского края. Поэтому проведение режимно-наладочных испытаний в рамках энергетического обследования позволит повысить качество услуг по производству и транспортировке тепловой энергии для потребителей, а также в последующем позволит сокращать производственные издержки теплоснабжения.
Замечание в жалобе относительно того, что виды деятельности по проведению энергетических обследований и проведению режимно-наладочных испытаний относятся к совершенно разным кодам ОКВЭД не соответствует действительности.
Указанный в жалобе код ОКВЭД 28.30.92.120 (Услуги по техническому обслуживанию и ремонту паровых котлов) применяются для эксплуатирующих и обслуживающих оборудование организаций. Состав работ по обслуживанию, ремонту и режимно-наладочных испытаний совершенно различный, цели и задачи которых также не совпадают. Исходя из этого, согласно кодам ОКВЭД2, а именно 71.20 (Технические испытания, исследования, анализ и сертификация) деятельность по проведению энергетического обследования относится к коду 71.20.4 (Испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование), а работы по проведению режимно-наладочных испытаний относится код 71.20.9 (Деятельность по техническому контролю, испытаниям, анализу, прочая). Исходя даже из наименования кода 71.20.9 видно, что деятельность по наладочным испытаниям напрямую относится к данному коду. При этом в самом Извещении была сделана запись о принадлежности заказываемых видов работ к коду ОКВЭД2 - 71.20 (Технические испытания, исследования, анализ и сертификация).
Что касается требования о наличия аттестованной электролаборатории в органах Ростехнадзора, то в составе работ по инструментальному обследованию объектов АО "НЛЭ" присутствует пункт о проведении анализа показателей качества и количества электрической энергии в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Данный пункт предполагает работу и деятельность с электрооборудованием напряжением выше 1000 В.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.2.5.) Индивидуальные предприниматели, выполняющие техническое обслуживание и эксплуатацию электроустановок, проводящие в них монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения по договору, должны проходить проверку знаний в установленном порядке и иметь соответствующую группу по электробезопасности.
Согласно п.39.1. и п.39.3. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок к проведению испытаний электрооборудования допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем подразделе, комиссией, в состав которой включаются специалисты по испытаниям оборудования, имеющие группу V - в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
Право на проведение испытаний подтверждается записью в поле "Свидетельство на право проведения специальных работ" удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках.
Испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.
Испытания электрооборудования проводит бригада, в которой производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III, а член бригады, которому поручается охрана, - группу II.
Из пояснений Организатора торгов следует, что вид работ по измерениям показателей качества и количества электрической энергии напрямую относится и является неотделимой частью вопроса энергетических обследований, вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Создание и аттестация электротехнической лаборатории (ЭТЛ) возможно как на базе юридического лица, так и на базе индивидуального предпринимателя, аттестация и регистрации ЭТЛ производится на безвозмездной основе в территориальном органе Ростехнадзора.
Для подтверждения качества выполняемых работ на электроустановках кроме требований к персоналу установлены требования по наличию допуска СРО в области обеспечении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства с указанием следующих видов деятельности:
- пункт 24.4. "Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов";
- пункт 24.7. "Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении";
- пункт 24.8. "Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока";
- пункт 24.10. "Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств".
Это требование аналогично наличию аттестованной электролаборатории в составе Исполнителя, так как любые некорректные действия в электроустановках могут повлечь за собой негативные последствия. Такие действия могут быть вызваны отсутствием знаний и профессионализма исполнителя, некорректное использование, установка и снятие показаний с испытательного и измерительного оборудования (анализатор качества и количества электрической энергии) и прочие непрофессиональные действия.
Поэтому в целях обеспечения безопасности и качества выполняемых работ Заказчиком установлены подобные требования. Кроме того, территория АО "НЛЭ" является опасным производственным объектом, зарегистрированным в органах Ростехнадзора, то есть все работы на территории предприятия оформляются на основании разрешений различных органов, в том числе и Ростехнадзора. В связи с этим установлены требования по наличию аттестаций в области промышленной безопасности, что само по себе не может служить основанием для дискриминаций потенциальных участников закупки. Все перечисленные работы, включая проведение комплексного энергетического обследования и энергоаудита основных средств полностью отвечает производственным потребностям АО "НЛЭ" в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по всем видам топливно-энергетическим ресурсам и воде.
Кроме того, Заявитель заявку на участие в данной закупке не подавал, тогда как в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При этом возможность обращения в антимонопольный орган иных лиц (лиц, не подавших заявки на участие в торгах, как в данном случае) допускается при условии, что допущены нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.
При рассмотрении жалобы Заявителя установлено, что Заказчиком не допущено нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП М.Н.В. на действия АО "Новорослесэкспорт" при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО "Новорослесэкспорт" (извещение N 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Н.В. Левит
С.Г. Еременко
Е.И. Азарова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2016 г. N 170-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016