Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 2 июня 2016 г. N РХ-04/7733
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заказчика АО "Татмедиа" <_> (доверенность N174/15 от 11.01.2016 г.) в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного Комитета Республики Татарстан по закупкам <_> (доверенность N4/16 от 20.01.2016 г.) в присутствии заявителя ОАО <"_"> рассмотрев жалобу ОАО <"_"> <"_"> на действия заказчика - АО "Татмедиа" при проведении запроса предложений: N31603590139 на предмет: "Право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств". установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N31603590139 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 25.04.2016 года.
Заказчик - АО "Татмедиа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 701 929,11 руб.
Суть жалобы, заявитель считает, что при проведении вышеуказанного аукциона, заказчиком неправомерно отклонена заявка участника.
Представитель заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
25.04.2016 АО "Татмедиа" (далее - Заказчик) объявил о проведении открытого запроса предложений на право: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд МУП "Казгорсвет", номер извещения 31603202710.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений N31603590139 от 06.05.2016 года., на участие поданы заявки с указанием цены от: ОАО <"_"> - 701 929,11 руб.; ОАО <"_"> - 599 845,10 руб. Также настоящим протоколом было определено отклонить заявку N1 ОАО <"_"> в связи с несоответствим сведений и документов, предусмотренных документацией о запросе предложений.
Страховая премия рассчитывается в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Представитель АО "Татмедиа" пояснил, что заявка ОАО <"_"> не была допущена к дальнейшему рассмотрению, так как при проведении процедуры оценки заявок в технико-коммерческом предложении ОАО <"_"> было выявлено несоответствие коэффициентов КБМ (КБМ - коэффициент, входящих в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды, при осуществлении страхования ОСАГО) заявленных Заказчиком и предложенных ОАО <"_">
По мнению представителя АО "Татмедиа", применение иного КБМ стало причиной снижения предлагаемой ОАО <"_"> цены договора от заявленной заказчиком цены в открытом запросе предложений.
Согласно Закону об ОСАГО, для определения Коэффициента "Бонус-Маус" наличия или отсутствия страховых выплат (далее - КБМ) необходима информация о классе собственника транспортного средства из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее АИС РСА), и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе.
Заказчик пояснил, что ОАО <"_"> являетется действующим страховщиком АО "Татмедиа" на основании Договора N2015.1984-RSA от 30.06.2015 г. информация размещена в базе АИС РСА.
Представитель заявителя полагает, что заказчик необоснованно отклонил ОАО <"_"> от участия в закупке.
Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения сторон, установила следующее.
При определении показателей коэффициентов КБМ (КБМ - коэффициент, входящих в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды, при осуществлении страхования ОСАГО) в техническом задании в разделе 5(приложение) документации заказчик руководствовался п.17.4. Примечания к п.2 Приложения N 2 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" где при отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
Расчет страховой премии и указание коэфициентов устанавливается заказчиком в соответствии с Законом об ОСАГО на основание которого участники открытого запроса предложений должны были руководствоваться показателями для расчета страховой премии в том числе и коэффициента КБМ (КБМ - коэффициент, входящих в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды, при осуществлении страхования ОСАГО), указанных Заказчиком в техническом задание (приложение N1) документации.
В ходе изучения технического задания заказчик так же установил требование, что участник при расчетах страховой премии по каждому полису должен руководствоваться данными, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС РСА), с применением коэффициента Кбм в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих полисов (договоров) ОСАГО.
Следовательно участник закупки должен руководствоваться действующим законодательством и техническим заданием заказчика, чем и руководствовался учасник закупки ОАО <"_"> согласно поданой заявки.
Таким образом, изучив документацию заказчика и заявку участника закупки Комиссия Татарстанского УФАС приходит к выводу что заявка учасника закупки ОАО <"_"> отклонена неправомерно, так как участник указал коэффициент Кбм исходя из требования технического задания заказчика и Указаний Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с учетом указания информации о классе собственника транспортного средства из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Кроме того в ходе проведения выборочной внеплановой проверки Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что АО "Татмедиа" при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке от 15 марта 2012 года советом директоров ОАО "Татмедиа" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Татмедиа" (новая редакция) протокол N 55 от 28.10.2015 г.
В Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Татмедиа" раздел 14 пункт 14.6 Заключение договора по результатам запроса предложений пунктом 14.6.1. установленно, что договор может быть заключен не позднее чем через 7 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок, размещенных на электронной площадке и единой информационной системе. При этом договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора.
В разделе 14 пункта 14.6.3. Положения о закупке установлено, что в течение трех дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок победитель запроса предложений, либо иной участник запроса предложений обязан подписать договор и представить все экземпляры договора заказчику. При этом победитель запроса предложений, либо иной участник запроса предложений одновременно с договором обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора в размере, которое предусмотрено извещением о проведении запроса предложений.
По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции. В соответствии со ст.1 Федерального Закон о закупках N223-ФЗ следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.Частью 10 ст.3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом заказчиком установлен минимальный срок для подписания договора, в течение трех дней соответственно победитель торгов обязан подписать договор уже на третий день после определения победителя торгов, либо признается уклонившимся от заключения договора. В связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО <"_"> <"_"> на действия заказчика - АО "Татмедиа" при проведении запроса предложений: N31603590139 на предмет: "Право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Татмедиа" нарушившим требования части 4 статьи 18.1, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - АО "Татмедиа" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 июня 2016 г. N РХ-04/7733
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016