Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 31 мая 2016 г. N 74
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__> - должностное лицо;
Членов Комиссии:
<__>
в присутствии:
<__> - представителя МБОУ "Шеломовская СОШ", без надлежащим образом оформленной доверенности,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ",
рассмотрев жалобу участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002, установила:
17.05.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002 (далее - электронного аукциона).
Заявитель ООО "СТРОЙИНВЕСТ" считает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:
1) заказчиком в нарушение ч.6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) установлено такое требование к участникам закупки как правомочность участников закупки и предоставление документов, подтверждающих правомочность заключать контракт;
2) заказчиком в проекте контракта не установлены формула и порядок расчета пени, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063);
3) заказчиком в проекте контракта не указаны все возможные значения размера штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" (вх. 3918 от 25.05.2016 года).
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения части 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при этом и п.п.4,5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, согласно которого за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
поскольку заказчиком установлен размеры штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком и за ненадлежащее исполнение поставщиком в пределах порогового значения цены контракта.
Согласно извещению и документации об электроном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 442 460,00 рублей, следовательно, указание заказчиком пороговых значений штрафа:
- пункт 8.2.2 проекта контракта: "штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., а именно: 2,5 процента цены Контракта (цена Контракта не превышает 3 млн. рублей);
- пункт 8.3.2. проекта контракта: "штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в фиксированной сумме, определяемой в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., а именно: 10 процентов цены Контракта (цена Контракта не превышает 3 млн. рублей)
является надлежащим исполнением Постановления Правительства от 25.11.2013 года N1063, поскольку цена заключенного контракта не превысит 3 000 000 рублей.
2. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении нарушены требования части 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и п.6,7,8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 " согласно которого пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, поскольку в п.8.3.1 проекта контракта отсутствует формула и порядок расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил.
3. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" нарушены требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона и требования ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которым требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком в п.п. 16, 22 документации об электронном аукционе неправомерно установлено такое требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставление в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, подтверждающего правомочность заключать контракт.
Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставление в его подтверждение соответствующего документа утратил силу в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе в ред. от 04.06.2014 года.
4. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" нарушены положения п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, предусматривающей требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению, поскольку заказчиком в разделе 22 информационной карты документации об электронном аукционе не раскрыто содержание перечня документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" нарушены требования ч.8 ст. 30 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком в пункте 3.5 проекта контракта предусмотрен срок оплаты с нарушением требований данной нормы.
Предметом осуществляемо закупки является ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002. Исходя из информации, отраженной в извещении о проведении электронного аукциона следует, что при осуществлении данной закупки предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Аналогичная информация содержится и в документации о проведении электронного аукциона.
Учитывая, что срок выполнения работ пунктом 4.1 проекта контракта определен до 20.08.2016 года, срок приемки работ в течение 5 дней с даты выполнения работ, то, следовательно, срок оплаты за выполненные работы должен быть установлен не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, однако срок оплаты установлен не позднее 31.12.2016 года.
6. Заказчиком МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" нарушены требования ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме необоснованно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), наличие которого не требуется при выполнение работ по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ".
Пунктом 16 документации об электронном аукционе единые требования к участникам закупки установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, пунктом 22 документации об электронном аукционе установлено требование, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе свидетельства о допуске к работам по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Учитывая, что предметом размещаемого заказа является ремонт отопления МБОУ "Шеломовская СОШ", то наличие свидетельства о допуске к видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не требуется и может выполняться любыми физическими или юридическими лицами без соответствующего свидетельства.
Выявленные в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу участника закупки участника закупки участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МБОУ "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002 обоснованной в части установления требования к участникам закупки как правомочность участников закупки и предоставления документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, не установления в проекте контракта формулы и порядок расчета пени, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МБОУ "Шеломовская СОШ" нарушение требований ч. 8 ст. 30, ч.6 ст. 31, ч.7 ст. 34, п.2 ч.1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, п.п.6,7,8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
3. Выдать заказчику МБОУ "Шеломовская СОШ", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк- АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
МБОУ "Шеломовская СОШ"
________________________________
<__>
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
________________________________
<__>
Предписание
об устранении нарушений
законодательства РФ о контрактной системе
"31" мая 2016 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__> - должностное лицо;
Членов Комиссии:
<__>
на основании своего решения от "31" мая 2015 г. по рассмотрению жалобы участника закупки участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шеломовская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает устранить нарушения требований ч. 8 ст. 30, ч.6 ст. 31, ч.7 ст. 34, п.2 ч.1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и п.п. 6, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"
I. Заказчику МБОУ "Шеломовская СОШ"
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.05.2016 года;
- аннулировать электронный аукцион на право заключения контракта по ремонту отопления МБОУ "Шеломовская СОШ" за N 0827300001116000002.
- направить сведения об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 30.05.2016 года и об аннулировании электронного аукциона за N 0827300001116000002 оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
II. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ":
- обеспечить техническую возможность исполнения указанного предписания, в том числе возвратить участникам закупки поданные заявки на участие в электронном аукционе за N 0827300001116000002 и уведомить их об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.05.2016 года и об аннулировании закупки за N 0827300001116000002.
Предписание должно быть исполнено в срок до 23 июня 2016 года. Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в адрес Брянского УФАС России в срок до 23 июня 2016 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 31 мая 2016 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016