Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 1 июня 2016 г. N 24-10АМ3/15
Резолютивная часть оглашена 19 мая 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 г. г. Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Осипов Сергей Владимирович - заместитель руководитель - начальник отдела контроля государственных закупок Управления;
Члены Комиссии:
Проничева Наталия Ивановна - начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;
Смышляева Ирина Александровна - заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,
Скребков Николай Вадимович - главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;
Лукова Ирина Сергеевна - ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,
рассмотрев дело N 24-10АМЗ/15 по признакам нарушения ЗАО "Вторресурсы" (ул. Некрасова, д.60-а, г. Вологда, 160014) части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции",
в присутствие на заседании представителя ЗАО "Вторресурсы" А.А. Райляна и представителя ООО "Эковтор" А.С.Неуступова (доверенности имеются в материалах дела), установила:
В Вологодское УФАС России поступило обращение гр. А.С. Неуступова, в том числе направленное Прокуратурой города Вологды, на незаконное завышение ЗАО "Вторресурсы" стоимости услуги по приёму и утилизации/захоронении отходов (стоимость составляет 1 593,27 руб/т) путём включения в стоимость данной услуги инвестиционной надбавки в размере 928,35 руб./тонну с НДС, утвержденной решением Вологодской городской Думой, в то время, как данное решение было отменено.
В соответствии с приказом Управления N 371 от 17.08.2015 в отношении ЗАО "Вторресурсы" (далее также - Ответчик, Общество) возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Определением об отложении рассмотрения дела от 19.11.15 г. к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Эковтор". ООО "Эковтор" полагает, что ЗАО "Вторресурсы", как доминирующий хозяйствующий субъект, в нарушение законодательства о защите конкуренции допустило установление экономически необоснованной и завышенной цены на услуги по накоплению отходов; ООО "Эковтор" вынуждено оплачивать услуги общества по временному накоплению отходов по завышенной стоимости, что также, по мнению указанного лица, является навязыванием ему невыгодных условий договора.
ЗАО "Вторересурсы" с доводами лиц, участвующих в деле, не согласно и полагает, что при установлении соответствующей стоимости услуг действовало в рамках законодательства.
На заседании Комиссии Ответчик пояснил следующее:
Между ЗАО "Вторресурсы" и ООО "Эковтор" заключён договор от 01.01.15 г. N 15-с/711 на оказание услуг по приему отходов (далее - договор от 01.01.15), согласно которому ЗАО "Вторресурсы" (Исполнитель) оказывает ООО "Эковтор" (Заказчик) услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям. Стоимость услуг Общества составляет всего - 1 593,27 руб/т с НДС (приложении 1 к договору). Данную стоимость Общество применяло за услуги по приёму/накоплению отходов, оказанные для ООО "Эковтор" в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. В соответствии с п.3.2 данного договора применительно к твердым бытовым отходам цена складывается из цены (тарифа) и надбавки к цене (тарифу), рассчитанных на основании решений уполномоченных органов - Региональной энергетической комиссией Вологодской области и Вологодской городской Думой, и соответствуют их размерам (составляющие цены), которые расходуются на осуществление деятельности, предусмотренной лицензией Исполнителя (цена) и на покрытие затрат Исполнителя на строительство полигона ТБО в урочище Пасынково (надбавка).
По мнению ЗАО "Вторресурсы" указанная стоимость услуг сформирована из некой стоимости услуг по приёму и накоплению отходов 664,92 руб/т с НДС (которая совпадает с тарифом на утилизацию, обезвреживанию и захоронению ТБО ЗАО "Вторресурсы" на период с 01.01.15 по 30.06.15 г., утвержденным Приказом РЭК Вологодской облатси N 605 от 28.11.2013 г.) и инвестиционной надбавки 928,35 руб./тонну, установленной решением Вологодской городской Думой на 2015 г.
Представитель Ответчика объяснил это тем, что Общество не стало увеличивать с 01.01.15 г. плату услуг по приёму и накоплению отходов, т.к. совокупная стоимость составила бы 1926,35 руб/т с НДС (стоимость услуг по приёму и накоплению отходов с 01.01.15 г. согласно калькуляции Общества - 998 руб/т с НДС, а также инвестиционная надбавка - 928,35 руб./тонну, установленная решением Вологодской городской Думой на 2015 г.). Ответчик также на заседании Комиссии пояснил, что калькуляция стоимости услуг Общества на сумму 664,92 руб/т с НДС отсутствует.
Комиссией установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно результатам проведённого анализа состояния конкуренции на товарном рынке (аналитический отчёт N 7 (16) от 22.04.16 г) доля ЗАО "Вторресурсы" на рынке услуг по приёму и накоплению твёрдых отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района составляет 100%. На рынке данных услуг ЗАО "Вторресурсы" занимает доминирующее положение, в т.ч. по отношению к ООО "Эковтор".
Началом деятельности Общества (в качестве продавца) на рынке услуг по накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда на ул. Мудрова (в целях их дальнейшего размещения на объектах, соответствующих требованиям законодательства) является август 2014 г.
ЗАО "Вторресурсы" осуществляет данный вид деятельности в следующих условиях:
- Общество осуществляет накопление отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: 35:24:0303004:160 (в целях их дальнейшего размещения на объектах, соответствующих требованиям законодательства). Ранее (начиная с ноября 2011 г. по июль 2014 г.), на данном участке Общество осуществляло деятельность по утилизации/захоронению отходов (в рамках Концессионного соглашения в отношении полигона ТБО в урочище Пасынково Вологодского района от 22.09.11 г., заключённому между Администрацией г. Вологды и ЗАО "Вторресурсы").;
- земельный участок (полигон ТБО в г. Вологда на ул. Мудрова) находится в аренде у ЗАО "Вторресурсы" согласно договору аренды от 22.09.11 г. N 24-120мс, заключённому с Администрацией г. Вологды на основании вышеназванного Концессионного соглашения;
- между ЗАО "Вторресурсы" и ООО "Эковтор" заключён договор от 01.01.15 г., согласно которому ЗАО "Вторресурсы" оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям (ЗАО "Вторресурсы" выбирает эти объекты размещения отходов по своему усмотрению). Стоимость услуг по договору (п.3.2 договора и приложение N 1 к договору), составляет - 1 593,27 руб/т с НДС;
- между ЗАО "Вторресурсы" и ООО "Эковтор" заключён договор от 01.07.15 г. N 15-с/711-1 (редакция с 01.07.15 г.), согласно которому ЗАО "Вторресурсы" оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям (ЗАО "Вторресурсы" выбирает объекты размещения отходов по своему усмотрению). Стоимость услуг по договору - 998 руб/т с НДС;
- ООО "Эковтор" оплачивает услуги ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям. Подтверждением этому являются следующие документы: счета - фактуры за январь-декабрь 2015 г. и январь 2016 г. (об оказанных ЗАО "Вторресурсы" услугах по приёму отходов от ООО "Эковтор" в рамках договора N 15-с/711 и договора N 15-с/711-1), также платёжные поручения за июнь-декабрь 2015 г. и январь-февраль 2016 г. (об оплате ООО "Эковтор" за услуги ЗАО "Вторресурсы" по договору от 01.01.15 г. N 15-с/711 и по договору от 01.07.15 г. N 15-с/711-1), а также выписка банка ПАО "Банк СГБ" "Движение по счёту 40702810800110002764 с 01.01.15 г. по 24.03.16 г." (об оплате ООО "Эковтор" за услуги ЗАО "Вторресурсы" за размещение отходов, за приём отходов);
В рамках положений этих договоров ЗАО "Вторресурсы" оказывает для ООО "Эковтор" услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям, по следующим ценам:
- 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)
- 998 руб/т с НДС (с 01.07.15 г.)
Комиссия, рассмотрев представленную информацию об обосновании стоимости услуги ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов - 998 руб/т с НДС (с 01.07.15 г.), не выявила в данной стоимости признаков монопольно высокой цены.
Комиссия, рассмотрев представленную информацию об обосновании стоимости услуги ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов - 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.), установила следующие обстоятельства.
ЗАО "Вторресурсы" является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0303004:160, расположенного в г. Вологда на ул. Мудрова и используемого под полигон ТБО. ЗАО "Вторресурсы" в соответствии с лицензией Росприроднадзора N 35-0063 от 29.02.2012 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности имеет право на осуществление на вышеназванном земельном участке работ по сбору и размещению соответствующих видов отходов.
РЭК Вологодской области установила тариф на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей города Вологды области - 664,92 руб/т с НДС на период его действия: с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. (источник - Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.11.2013 N 605 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов ЗАО "Вторресурсы" для потребителей города Вологды").
Вологодская городская Дума установила на 2015 г. для ЗАО "Вторресурсы" надбавку к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей - 928,35 руб./тонну (источник - решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 "Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"" (приложение N 1), решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1392 (ред. от 25.04.2013) "Об установлении на 2013 - 2016 годы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы" надбавки к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей").
Именно совокупность этих стоимостей (664,92 + 928,35 = 1 593,27 руб/т с НДС) и надлежало ЗАО "Вторресурсы" взимать со своих контрагентов за услуги по размещению отходов.
Вместе с тем, наступившие законные обстоятельства объективно стали препятствием для этого.
На федеральном уровне был установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Порядок ведения государственного кадастра отходов был утверждён Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313) и вступил в силу с 01.08.2014 г. С учётом требований п.17 данного Порядка, ЗАО "Вторресурсы" не подлежало включению в данный Реестр, и впоследствии Росприроднадзор фактически не включил ЗАО "Вторресурсы" в Государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, начиная с 01.08.2014 г., ЗАО "Вторресурсы" потеряло право:
- на оказание услуг по размещению отходов на полигоне ТБО в г. Вологде на ул. Мудрова;
- на применение тарифа РЭК Вологодской области 664,92 руб/т с НДС (установлен на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей города Вологды области на период его действия: с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.);
- на применение инвестиционной надбавки 928,35 руб./тонну к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей - (установлена Вологодской городской Думой на 2015 г. для ЗАО "Вторресурсы").
Решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 "Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"", в том числе приложение N 1 к инвестиционной программе, в которой приведен расчет надбавки к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для ЗАО "Вторресурсы" на 2013-2016 годы, включая надбавку на 2015 год - 928,35 руб./тн, решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2015 признано недействующим полностью.
Основания, по которым, начиная с 01.08.2014 г. на ЗАО "Вторресурсы" не распространяются положения, указанные Решением Вологодской городской Думы от 29.11.2012 г. N 1392, Решением Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391, касающиеся в частности возможности взимать надбавку к тарифу:
- ЗАО "Вторресурсы" не может быть отнесено к организации коммунального комплекса (согласно ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов);
- ЗАО "Вторресурсы" не может обеспечивать свои (как организация не коммунального комплекса) финансовые потребности, необходимые для реализации инвестиционной программы, указанной в Решении Вологодской городской Думы от 29.11.2012 г. N 1392, за счет средств от регулируемой надбавки к тарифу на услуги по размещению отходов, т.к. фактически не оказывает данные услуги (основание - статьи 10, 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ст. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса").
Таким образом, начиная с 01.01.15 г., ЗАО "Вторресурсы" оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям. Цены на услуги по приему/накоплению отходов не подлежат государственному регулированию. На данные услуги у ЗАО "Вторресурсы" рассчитана цена - 998 руб/т с НДС с 01.01.15 г. Калькуляция цены представлена в материалы дела. Вместе с тем, ЗАО "Вторресурсы" на названные услуги установило и фактически взимало за их оказание иную цену - 1 593,27 руб/т с НДС, которая на основании вышеизложенных обстоятельств уже не являлась совокупностью тарифа РЭК Вологодской области (664,92 руб/т с НДС, установленной в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) и надбавкой Вологодской городской Думы (928,35 руб./тонну на 2015 г.), а представляло собой свободную цену.
При этом необходимо отметить, что ЗАО "Вторресурсы" само себе противоречит (когда утверждает, что 664,92 руб/т с НДС - это самостоятельно сформированная им стоимость) и подтверждает, что стоимость 664,92 руб/т с НДС (указана в договоре от 01.01.15 г. N 15-с/711 на оказание услуг по приёму/накоплениию) является тарифом РЭК Вологодской области на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (источник - п.1 ответа ЗАО "Вторресурсы" вх.3269 от 20.01.16 г. на Определение Комиссии от 17.12.15 г.).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два критерия определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара: затратный критерий и критерий сопоставимых рынков.
При наличии сопоставимого товарного рынка, находящегося в состоянии конкуренции, оценка цены товара на монопольном рынке (рынке с ограниченной конкуренцией) должна осуществляться путем использования критерия сопоставимых рынков и затратного критерия в совокупности. Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного критерия возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.
Управление запросило (письмом от 05.04.16 г. N1191) территориальные управления ФАС России (82 региона РФ) представить информацию по конкурентным сопоставимым рынкам услуг по накоплению твёрдых бытовых отходов на территории подведомственных регионах. Ряд ответов и отсутствие в основной массе ответов свидетельствовали об отсутствии конкурентных сопоставимым рынков вышеназванных услуг в регионах РФ.
Комиссией проведена проверка установления стоимости услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) на предмет соответствия пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в части случаев, когда цена, установлена путем повышения/путем поддержания или неснижения цены, и сравнивается изменение расходов и цены) и на соответствие части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ ("цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом_") с учетом применения затратного критерия.
Ввиду отсутствия сформированных самостоятельно ЗАО "Вторресурсы" калькуляций цены в динамике (поскольку до 01.01.15 г. и после этой даты стоимость услуги не превысила совокупности тарифа РЭК и надбавки Вологодской городской Думы и, при этом, ЗАО "Вторресурсы" также утверждает, что стоимость 664,92 руб/т с НДС, указанная в договоре от 01.01.15 г. N 15-с/711 на оказание услуг по приёму/накоплению, является тарифом РЭК Вологодской области и поэтому её калькуляцию ЗАО "Вторресурсы" самостоятельно не рассчитывало) невозможно проверить ценообразование на предмет соответствия частным случая установления монопольно высокой цены, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в части, случаев, когда цена, установлена путем повышения/путем поддержания или неснижения цены).
При рассмотрении стоимости услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) на соответствие части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено следующее.
Как указано выше, ЗАО "Вторресурсы" за эти услуги установило и фактически взимает некую стоимость - 1 593,27 руб/т с НДС (в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г), которая на основании вышеизложенных обстоятельств уже не является совокупностью тарифа РЭК Вологодской области (664,92 руб/т с НДС, уст. с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) и надбавки Вологодской городской Думы (928,35 руб./тонну на 2015 г.), а представляет собой свободную цену. ЗАО "Вторресурсы" не считает цену на эти услуги свободной (по его мнению, цена не должна превышать 1 593,27 руб/т с НДС) и, следовательно, не рассчитывало калькуляцию стоимости этой услуги.
Начиная с 01.01.15 г. (в т.ч. в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) у ЗАО "Вторресурсы" уже рассчитана стоимость услуг по приёму/накоплению отходов - 998 руб/т с НДС.
Цена 1 593,27 руб/т с НДС, применяемая ЗАО "Вторресурсы" в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г., превышает цену 998 руб/т с НДС, рассчитанную ЗАО "Вторресурсы" согласно калькуляции, но не применяемую в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.
Тем самым, цена 1 593,27 руб/т с НДС превышает сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации этих услуг (рассчитанную в калькуляции цены 998 руб/т с НДС).
Расчёт стоимости услуги по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г.
Источник - калькуляция ЗАО "Вторресурсы" "Расчёт стоимости услуги по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г." - 998 руб/т с НДС
|
Источник - расчёт Вологодского УФАС России прибыли в стоимости услуги ЗАО "Вторресурсы" по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г. - 1 593,27 руб/т с НДС |
|||
N п/п |
Статьи калькуляции |
Ед. изм. |
Показатель |
Показатель |
17 |
РАСХОДЫ, всего. Необходимая валовая выручка (НВВ) от реализации |
тыс. руб. |
28 328,3 |
28 328,3 |
18 |
РАСХОДЫ на ед. продукции. Расценка |
руб/тонн |
833,19 |
833,19 |
19 |
ПРИБЫЛЬ Рентабельность |
руб/тонн %% |
12,57 руб/тонн 1,5% |
517,04 руб/тонн 62,1% |
|
ЦЕНА Расценка |
руб/тонн |
845,76 |
1350,23 |
20 |
ЦЕНА Расценка с НДС |
руб/тонн |
998 |
1 593,27 |
На основании вышеизложенного, с учетом приведенных расчетов, Комиссия считает, что стоимость услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) имеет признаки монопольно высокой цены.
Комиссия также отклоняет доводы Ответчика о правомерности установления указанной цены на свои услуги в силу следующих обстоятельств.
В рамках Определения об отложения рассмотрения дела N 24-10АМЗ/15 к рассмотрению от 31.03.16 г. (письмо от 04.04.16 г. исх.N1171) Комиссия предложила ЗАО "Вторресурсы" представить следующую информацию:
на вопрос N 1) на заседание комиссии Вологодского УФАС России (31.03.16 г.) ЗАО "Вторресурсы" представило "Расчёт стоимости услуг по приёму отходов с 01.01.15 г." согласно которому стоимость услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологде на ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет 998 руб/т с НДС с 01.01.15 г.
Вместе с тем, ранее, ЗАО "Вторресурсы" (п.3 письма от 24.03.16 г.N 294) указало иную информацию по датам ввода в действие стоимости услуг для всех своих контрагентов, а именно, что стоимость услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет:
- 1 360,13 руб/т с НДС (с 01.08.14 г.по 31.12.14 г.)
- 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г.по 30.06.15 г.)
- 998 руб/т с НДС (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.)
Также анализ договоров (заключённых с ООО "Эковтор"), счетов-фактур (предъявленных к оплате за оказанные услуги для ООО "Эковтор") и платёжных банковских поручений (об оплате ООО "Эковтор" услуг ЗАО "Вторресурсы") свидетельствует о том, что стоимость услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет:
- 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)
- 998 руб/т с НДС (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.)
Комиссия запросила представить объяснение по несоответствию указанных Обществом вышеназванных дат и стоимости, указать фактические даты и величину применяемой стоимости вышеназванных услуг в эти временные периоды, объяснить причины представления недостоверной информации.
Ответ ЗАО "Вторресурсы" (письмо от 15.04.16 г. N 367) на данные вопросы не был объективным и содержательным, поскольку в данном объяснении приводился исключительно расчёт с использованием составляющих, имеющих отношение к разным услугам: 998 (тариф РЭК на услуги накопления), а также 928,35 (надбавка Думы к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение).
Комиссия полагает, что если бы Общество с учетом всех установленных обстоятельств дела действовало добросовестно, соблюдая права и законные интересы контрагента, оно, зная то обстоятельство, что с августа 2014 г. утратило право оказания услуг по размещению отходов на указанном выше земельном участке, и, оказывая по факту услуги по приему/накоплению отходов, а также принимая во внимание то, что Решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 "Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"", включая приложение N 1, признано недействующим, должно было применять к расчетным отношениям с ООО "Эковтор" установленную калькуляцией на соответствующий период стоимость работ - 998 руб/т с НДС.
ООО "Эковтор" отмечен тот факт, что оно вынуждено оплачивать услуги Ответчика по приему/накоплению отходов по необоснованно высокой цене. Оплата услуг производится на условиях предоплаты в размере 100% (п. 3.3 договора от 01.01.2015 г.) Кроме того, отмечено, что Общество, являясь для ООО "Эковтор" поставщиком соответствующих услуг, одновременно является и его прямым конкурентом на рынке по сбору и транспортировке отходов. Установление Ответчиком завышенной стоимости услуг для контрагента привело к резкому увеличению соответствующих затрат ООО "Эковтор", в результате чего повысилась и себестоимость услуг по транспортировке отходов, что приводит к необходимости повышения стоимости оказываемых потребителей услуг и снижению конкурентоспособности ООО "Эковтор" на рынке по сбору и транспортировке отходов.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции").
Действия Ответчика по установлению в договоре от 01.01.2015 г. стоимости услуг по приёму/накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать закрытое акционерное общество "Вторресурсы" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по приёму и накоплению твёрдых отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района, путем установления и поддержания в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. монопольно высокой цены на услуги по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС.
2. Выдать закрытому акционерному общество "Вторресурсы" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по приёму и накоплению твёрдых отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
Председатель Комиссии С.В.Осипов
Члены Комиссии: отсутствовала И.А.Смышляева
Н.В. Скребков
Н.И. Проничева
отсутствовала И.С. Лукова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 24-10АМЗ/15
01 июня 2016 года город Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Осипов Сергей Владимирович - заместитель руководитель - начальник отдела контроля государственных закупок Управления;
Члены Комиссии:
Проничева Наталия Ивановна - начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;
Смышляева Ирина Александровна - заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,
Скребков Николай Вадимович - главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;
Лукова Ирина Сергеевна - ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01 июня 2016 г. по делу N 24-10АМЗ/15 о нарушении закрытым акционерным обществом "Вторресурсы" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "Вторресурсы" прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по приёму и накоплению твёрдых отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с момента его получения.
3. Закрытому акционерному обществу "Вторресурсы" представить в адрес Вологодского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 5 рабочих дней с момента его исполнения.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 1 июня 2016 г. N 24-10АМ3/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016