Решение Федеральной антимонопольной службы
от 16 мая 2016 г. N АК/36343/16
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
рассмотрев материалы о распространении рекламы семейно-досугового центра "Кидзания" посредством плаката в вагонах метрополитена г. Москвы в январе-марте 2016 года,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Мечтариум" (юридический адрес: 125252, г. Москва, Ходынский бул., д. 4, ОГРН 1107746648250, ИНН 7728745594, КПП 771401001, дата регистрации: 17.08.2010) - XXXXXXXXXXXX (доверенность N М-Ю-04/04/2016 от 04.04.2016), XXXXXXXXXXXX (доверенность N М-Ю-08/04/2016 от 08.04.2016),
заинтересованного лица:
ПАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (адрес: 111024, г. Москва, ул. Душинска, д. 7, стр. 1, ОГРН 1047796362305, ИНН 7722514880, КПП 772201001, дата регистрации: 24.05.2004) - XXXXXXXXXXXX (доверенность б/н от 10.03.2016), установила:
ООО "Мечтариум" заявило ходатайство о проведении закрытого заседания комиссии в связи с наличием конфиденциальной информации в договорах с третьими лицами и патнерами. Комиссия ФАС России находит доводы ООО "Мечтариум" обоснованными и удовлетворяет данное ходатайство в части закрытого обсуждения договорных отношений, имеющих конфиденциальный характер.
ООО "Мечтариум" заявило ходатайство о приобщении к материалам дела письма ООО "Мечтариум" в адрес Департамента СМИ и рекламы города Москвы (N 12.04.2016/3-Ю от 12.04.2016) и ответ Департамента СМИ и рекламы города Москвы на данное письмо (N 02-10-3195/16 от 29.04.2016) о том, что Департамент не возражает против привлечения его в качестве третьего лица. Комиссия ФАС России удовлетворяет ходатайство о приобщении к материалам дела данных писем.
Кроме того, ООО "Мечтариум" заявило ходатайства о запросе письменных пояснений у Департамента СМИ и рекламы города Москвы в части обоснования социальности макетов ООО "Мечтариум" и о привлечении его в качестве третьего лица. Комиссия ФАС России отказывает в удовлетворении данных ходатайств, поскольку вопрос наличия социального характера в рекламе устанавливается ФАС России.
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы", распространявшейся посредством рекламных стикеров в вагонах метрополитена г. Москвы с 01.01.2016 по 31.03.2016.
Рекламная кампания семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" проходила в два этапа.
Первый этап проводился с 01.01.2016 до 21.01.2016 и заключался в распространении рекламы, в которой размещались товарные знаки компаний-партнеров, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания" и производящих товары (услуги) в тех или иных сферах деятельности, приводилось изображение детей в роли сотрудников определенной профессии с соответствующими комментариями, призванными привлечь внимание к данной профессии.
О семейно-досуговом центре "Кидзания" в рекламе, распространявшейся на первом этапе, не сообщалось.
Второй этап проходил с 21.01.2016 по 31.03.2016 и заключался в распространении рекламы с изображениями, текстами и товарными знаками участвующих в проекте компаний, воспроизведенными из рекламных макетов первого этапа, и добавлением поля малинового цвета, на котором содержалась эмблема досугового центра Kidzania с сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
В левом верхнем углу всех рекламных макетов содержится герб г. Москвы и указывается "При поддержке Правительства Москвы".
Информация, размещенная в данной рекламе направлена на привлечение внимания к семейно-досуговому центру "Кидзания" и компаниям, участвующим в инвестиционном проекте "Кидзания, а также формированию и поддержанию интереса к их товарам (услугам) и продвижению данных товаров на рынок.
Таким образом, в указанной рекламе объектом рекламирования на первом этапе являлись товары (услуги) компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", на втором этапе - товары (услуги) указанных компаний-партнеров и семейно-досугового центра "Кидзания".
В рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" и указанием товарного знака "Иль Патио" на первом этапе изображался ребенок в образе шеф-повара и объявлялось "Требуется шеф-повара. Возраст от 4 до 14 лет, опыт работы не обязателен", на втором этапе - реклама дополнялась полем малинового цвета с эмблемой досугового центра Kidzania и сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
Таким образом, в указанной рекламе объектом рекламирования на первом этапе являлись рестораны "Иль Патио", на втором этапе - магазины рестораны "Иль Патио" и услуги семейно-досугового центра "Кидзания".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.
Данные признаки содержатся в размещенной в январе-марте 2016 года на стикерах в вагонах Московского метро информации о семейно-досуговом центре "Кидзания" и компаниях, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", в частности сети ресторанов "Иль Патио", соответственно, такая информация отвечает законодательному определению рекламы и в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламой товаров данных хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти и о спонсорах.
В рассматриваемой рекламе используются изображения товарных знаков, являющихся средством индивидуализации товаров компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", в частности сети ресторанов "Иль Патио", а также услуг самого досугового цента "Кидзания", однако отсутствует информация, которая свидетельствовала бы о благотворительных и иных общественно полезных целях, а также об обеспечении интересов государства, на достижение которых направлена реклама.
Соответственно, реклама семейно-досугового центра "Кидзания" и компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", имеет цель продвинуть на рынок товары (услуги) данных хозяйствующих субъектов, в частности, сеть ресторанов "Иль Патио", и услуги центра "Кидзания", и не преследует достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В этой связи рассматриваемая реклама не отвечает статусу социальной рекламы и является рекламой товаров.
Согласно пункту 2 части 5 статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Рассматриваемая реклама семейно-досугового центра "Кидзания" сопровождается указанием "При поддержке Правительства Москвы", которое дает основания полагать, что объекты рекламирования, в частности, услуги семейно-досугового центра "Кидзания" и рестораны "Иль Патио", одобряются органом государственной власти - Правительством Москвы.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 Федерального закона "О рекламе".
ООО "Мечтариум" заключил договор ПАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (договор N KZM-15p-10/RIE от 18.02.2015), в соответствии с которым право на использование товарного знака "Иль Патио" в пресс-релизах, новостных рассылках, промо-материалах было передано ООО "Мечтариум".
ООО "Мечтариум" определил содержание рекламы и заключил договор N 0212215 от 15.12.2015 с ООО "Группа АМС" для производства, размещения, демонтажа макетов указанной рекламы.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ООО "Мечтариум" (юридический адрес: 125252, г. Москва, Ходынский бул., д. 4, ОГРН 1107746648250, ИНН 7728745594, КПП 771401001, дата регистрации: 17.08.2010).
На основании пункта 2 части 5 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" распространявшуюся в январе-марте 2016 г. посредством стикеров в вагонах метрополитена г. Москвы рекламу семейно-досугового центра "Кидзания" и компаний, участвующих в проекте "Кидзания", поскольку в рекламе содержится указание на одобрение органом государственной власти (Правительства Москвы) объектов рекламирования, в частности магазинов сети ресторанов "Иль Патио" и услуг центра "Кидзания".
2. Выдать ООО "Мечтариум" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Мечтариум".
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2016 г. N АК/36343/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016