Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее - Комиссия ФАС России):
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": XXXXXXXXXXXX - доверенность от 23.12.2015 N 948-ДП,
ООО "Яртехресурс": XXXXXXXXX - доверенность от 24.05.2016 N б/н,
рассмотрев жалобу ООО "Яртехресурс" от 11.05.2016 N 66 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 4057/ОАЭ-ЦДТВ/16 на право заключения договора на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 31603598209), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Яртехресурс" (далее - Заявитель) от 11.05.2016 N 66 (вх. от 19.05.2016 N 70573/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 4057/ОАЭ-ЦДТВ/16 на право заключения договора на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 31603598209) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
22.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
- дата и время окончания подачи заявок - 20.05.2016 в 11:00;
- дата и время рассмотрения заявок - 01.06.2016 в 10:00;
- дата и время подведения итогов - 03.06.2016 в 13:15.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком установлено требование в Документации, в соответствии с которым победитель закупки осуществляет помимо услуг по заправке и восстановлению картриджей услуги по ремонту картриджей, что не соответствует объекту закупки и ограничивает количество ее участников;
Заказчиком в Документации установлена возможность подачи победителю закупки заявки на заправку (восстановление) картриджей, содержащей артикул картриджа, отсутствующего в техническом задании Документации, что не позволяет Заявителю сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом;
Заказчиком установлено требование в Документации о предоставлении победителем Аукциона гарантии соответствия заправленных катриджей характеристикам оригинальных картриджей по качеству печати и количеству копий, что не позволяет заявителю сформировать его заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Документации: "в ходе оказания услуг по заправке картриджей Участник/Победитель обязан выполнить полную или частичную замену корпуса картриджа, ремонт корпуса картриджа, установку и (или) восстановление любых деталей корпуса картриджа необходимых для исправной работы картриджа в печатающем устройстве; замену непригодных к эксплуатации и изношенных элементов, деталей, узлов".
По мнению Заявителя, вышеуказанные положения Документации ограничивают количество участников Аукциона, так как ремонт картриджей не соответствует услуге по заправке картриджей, являющейся объектом закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей подразумевает комплекс работ, которые в случае необходимости включают в себя выполнение ремонта поврежденных при заправке и восстановлении картриджей.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств, подтверждающих, что установление Заказчиком требования в Документации об осуществлении победителем закупки услуги по ремонту картриджей ограничивает количество участников.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Документации: "в случае, если заявка Заказчика на заправку картриджа содержит артикул картриджа отсутствующего в таблице 1 технического задания Участник/Победитель производит заправку картриджа по средней стоимости заправки картриджа указанной в таблице 1 настоящего технического задания, не выше максимальной стоимости заправки картриджа указанной в таблице 1 настоящего технического задания".
По мнению Заявителя, вышеуказанные положения Документации, допуская возможность установления в заявке Заказчика на заправку (восстановление) картриджа артикула картриджа, отсутствующего в таблице 1 технического задания Документации, не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанной возможности обусловлено нуждами Заказчика, а также возможной заменой в период оказания услуг закупаемых картриджей, обслуживание которых необходимо для нужд Заказчика.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств того, каким образом установление Заказчиком возможности подачи победителю закупки заявки на заправку (восстановление) картриджей, содержащей артикул картриджа, отсутствующего в техническом задании Документации, не позволяет Заявителю сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и приводит к ограничению количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Документации: "Участник/Победитель предоставляет гарантию на оказанные услуги по заправке картриджей. Участник/Победитель гарантирует соответствие заправленных картриджей характеристикам оригинальных картриджей по качеству печати и количеству копий".
По мнению Заявителя, вышеуказанное положение Документации не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом, так как гарантировать соответствие заправленных картриджей характеристикам оригинальных картриджей по качеству печати и количеству копий не представляется возможным.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика с указанным доводом не согласился и пояснил, что гарантийные требования, содержащиеся в Документации, установлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств, подтверждающих, что установление требования в Документации о предоставлении победителем Аукциона гарантии соответствия заправленных катриджей характеристикам оригинальных картриджей по качеству печати и количеству копий не позволяет Заявителю сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и приводит к ограничению количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Комиссией ФАС России установлено, что к участникам закупочных процедур пунктами 5.4.3.6 - 5.4.3.8 Документации установлены следующие дополнительные требования:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД"".
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона, ограничивает количество участников, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
5. Согласно пункту 3 Документации "в техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика".
Вместе с тем, из положений Документации не представляется воозможным определить, что Заказчиком принимается в качестве "более выгодных" условий.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Яртехресурс" от 11.05.2016 N 66 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 4057/ОАЭ-ЦДТВ/16 на право заключения договора на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 31603598209) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 19.05.2016 N 223-ФЗ-198/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2016 г. N 17/36640/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016