Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 31 мая 2016 г. N 10
Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Брянского УФАС России:
"",
в присутствии:
"" - директора фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация", действующего на основании приказа от 26.04.2016 г. N 11-к "О вступлении в должность",
"" - представителя фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация", действующего на основании доверенности от 12.05.2016 г.,
"" - представителя департамента экономического развития Брянской области, действующей на основании доверенности от 13.04.2016 г. N Э-Ю-780,
""- представителя департамента экономического развития Брянской области, действующего на основании доверенности от 13.01.2016 г. N Э-Ю-24,
"". - представителя Брянского микрофинансового фонда "Новый мир", действующей на основании доверенности N 3 от 18.05.2016 г.,
рассмотрев дело N 10 по признакам нарушения департаментом экономического развития Брянской области ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в сокращении сроков приема заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - конкурсный отбор), установила следующее.
Распоряжением Правительства РФ от 28 марта 2015 г. N 538-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в списке которого значится и Брянская область.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 1605 (ред. от 26.12.2015) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2015 году, которыми определено что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2015 г. N 105 утвержден Порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 167 утверждены условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которым субсидия федерального бюджета субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию микрофинансовых организаций как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров которых является субъект Российской Федерации, созданных для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 2 ст. 78.1. БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 октября 2015 г. N 540-п утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 4.1. Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого по итогам конкурса.
2 декабря 2015 года на официальном сайте департамента экономического развития Брянской области (далее-департамент) в сети Интернет (http://www.econom.brk.ru/activity/malyy-biznes/konkursyi/) размещено объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
24 декабря 2015 года заявитель представил в департамент комплект документов на участие в конкурсном мероприятии.
11 января 2016 года письмом исх. N Э-3-15 департамент сообщил, что заявитель не допущен к конкурсному отбору, поскольку все бюджетные средства, предусмотренные на реализацию конкурсного мероприятия, были распределены.
11.12.2015 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по определению объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и рассмотрение конкурсной заявки претендента БМФ "Новый мир". Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир" признан победителем конкурсного отбора.
21.12.2015 г. между департаментом и Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир" заключено соглашений N Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Размер субсидии, подлежащей выплате, составляет 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей 00 копеек.
Директор и представитель фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" указали на то, что сокращенный срок приема документов препятствует подаче заявки потенциальным претендентам на участие в конкурсном отборе, поскольку согласно п. 3.2 Порядка претендентам для участия в конкурсном отборе необходимо представить значительный пакет документов.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Согласно п. 3.7 Порядка объявление о проведении конкурсного отбора размещается на официальном сайте департамента в сети "Интернет" (www.econom.brk.ru) до начала срока приема заявок на участие в конкурсе и включает: сроки приема заявок на участие в конкурсе; время и место приема заявок на участие в конкурсе, почтовый адрес для направления заявок на участие в конкурсе; номер телефона для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 3.8 Порядка департамент начинает прием конкурсных заявок на следующий рабочий день после даты размещения объявления на официальном сайте департамента. Последний срок приема конкурсных заявок указывается в объявлении о проведении конкурсного отбора, но не позднее 1 декабря текущего года.
В Порядке указание о сроке опубликования сообщения о проведении конкурсного отбора до даты проведения конкурсного отбора отсутствует, следовательно, организатору конкурсного отбора необходимо руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 448 ГК РФ, определяющей срок размещения извещения о проведении торгов.
Согласно пункту 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
Таким образом, департаменту, во исполнение положений Порядка, необходимо было:
1) разместить сообщение о проведении конкурсного отбора до 1 декабря 2015 г.
2) определить последний срок приема конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе не позднее 1 декабря 2015 г.
3) разместить сообщение о проведении конкурсного отбора не позднее чем за тридцать дней до даты проведения конкурсного отбора.
На основании вышеизложенного, департаментом сокращены сроки приема заявок на участие в конкурсном отборе, поскольку сообщение о проведении конкурсного отбора опубликовано 02.12.2015 г., конкурсный отбор состоялся 11.12.2015 г., т.е. через девять дней после опубликования сообщения о проведении конкурсного отбора.
Также, департаментом объявление о проведении конкурсного отбора, в нарушение п. 3.8 Порядка, размещено после 1 декабря 2015 года.
Согласно пояснениям директора и представителя фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация", зная о том, что департамент должен был окончить прием конкурсных заявок еще до 1 декабря 2015 г., заявители не просматривали официальный сайт департамент и поздно узнали о проведении конкурсного отбора.
Сокращение организатором конкурсного отбора срока размещения сообщения о проведении конкурсного отбора сократило круг участников конкурсного отбора в виду отсутствия возможности потенциальным участникам конкурсного отбора ознакомиться с информацией, содержащейся в Порядке, ссылка на который имеется в объявлении о проведении конкурсного отбора и своевременно подготовить документы, необходимые для участия в конкурсном отборе и в настоящем деле сокращение срока размещения сообщения о проведении конкурсного отбора повлияло на права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель подал заявку в течение тридцати дней с момента размещения сообщения, а именно: 28.12.2015 г., однако, к тому времени департаментом экономического развития Брянской области подписано соглашение N Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.12.2015 г. с Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир".
На основании вышеизложенного, в действиях департамента экономического развития Брянской области, выразившихся в объявлении конкурсного отбора позднее 1 декабря 2015 г., в сокращении сроков приема заявок на участие в конкурсном отборе содержится нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение совершено на рынке микрофинансирования, в границах Брянской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Брянского УФАС России, решила:
1. Признать в действиях департамента экономического развития Брянской области факт нарушений ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившихся в объявлении конкурсного отбора с нарушением п. 3.8 Порядка, т.е. позднее 1 декабря 2015 г., а также в сокращении сроков приема заявок на участие в конкурсном отборе.
2. Не выдавать департаменту экономического развития Брянской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, поскольку между департаментом экономического развития Брянской области и Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир" заключено соглашение N Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.12.2015 г., срок действия которого не истек.
3. Обратиться в арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением о признании соглашения N Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.12.2015 г., заключенного между департаментом экономического развития Брянской области и Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир" недействительным и признания последствий недействительности сделки.
4. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Направить копию настоящего решения в УЭБиПК УМВД России по Брянской области для реализации возложенных полномочий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 31 мая 2016 г. N 10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016