Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 30 мая 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рябышева Ю.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии" (далее по тексту - ООО "Новые технологии") на действия заказчика закупки у единственного поставщика "Поставка резистора для нужд ИЯФ СО РАН",
в присутствии организатора торгов: ФГБУН Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН - "_" (представитель по доверенности N 33 от 25.04.2016 г.);
"_" (представитель по доверенности N 32 от 25.04.2016 г.);
в отсутствие заявителя: ООО "Новые технологии" (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "Новые технологии" (вх. N 4437 от 19.05.2016 г.) на действия организатора закупки у единственного поставщика "Поставка резистора для нужд ИЯФ СО РАН" ФГБУН Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской Академии наук (далее по тексту - ИЯФ СО РАН) (номер извещения - 31603601089).
Заявитель сообщает, что заказчик нарушил п.4 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ, согласно которому Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 г. N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме", определен указанный перечень, с указанием соответствующих Кодов ОКПД 2. Данный перечень сформирован с учетом необходимости проведения конкурентоспособных закупок.
Согласно п.2 настоящего Постановления: "Установить, что закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"".
Согласно протоколу закупки у единственного поставщика от 26.04.2016 г, основание закупки у единственного поставщика: в соответствии со ст.9.5.2 п. 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг ИЯФ СО РАН от 21.03.2014 г.
Данный пункт в Положении прописан следующим образом. Заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту либо заключенному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств.
Заявитель считает, что в п. 15 Положения указан лишь источник финансирования (как и в 223-ФЗ), но не указан исполнитель (подрядчик), либо конкретная группа товаров, в связи с чем игнорирование требований Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 г. N 616 данным заказчиком неправомерно.
Объект закупки: Поставка резистора для нужд ИЯФ СО РАН - включен в данный перечень как: "Резисторы, кроме нагревательных резисторов". Код классификатора продукции по видам экономической деятельности - 27.90.60.000, и соответствует указанному в извещении заказчика. В связи с чем данная закупка должна быть проведена только в электронной форме.
Заявитель указывает, что проведением данной закупки у единственного поставщика, ИЯФ СО РАН полностью исключил какую-либо конкуренцию.
Жалоба ООО "Новые технологии" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН представил следующие возражения на жалобу.
Институт не согласен с представленными в жалобе доводами по следующим основаниям.
Федеральное государственное бюджетное учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук - крупнейший академический институт страны (около 2800 сотрудников). Здесь работает более 400 научных сотрудников, в том числе - 9 членов РАН, 61 доктор и 167 кандидатов наук. Особенностью ИЯФ СО РАН является наличие крупного экспериментального производства (около 1000 человек) с высоким уровнем технического и технологического оснащения.
В соответствии с Уставом ИЯФ СО РАН, утвержденным приказом ФАНО от 26.11.2014 N 1099, Институт осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Агентством, иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - РАН), государственными и общественными объединениями, профессиональными организациями, иными юридическими лицами.
РАН осуществляет научно-методическое руководство деятельностью Института, которое заключается:
- в участии в формировании программы развития Института;
- в участии в формировании государственного задания Институту на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- в осуществлении оценки научной деятельности Института.
Одним из видов деятельности Института является проведение научных исследований по проектам, получившим финансовую поддержку государственных научных фондов Российской Федерации, других государственных и негосударственных фондов, фондов международных и иностранных организаций; разработка и производство экспериментальных и опытных образцов и опытных партий уникального научного и технологического оборудования и приборов для научных исследований, новых технологий и медицины, а также деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечение их защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Институт вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой создан Институт.
Институт является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.
Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
Часть 2 статьи 1 пункта 4 223-ФЗ гласит: бюджетное учреждение при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, настоящий закон предусматривает необходимость разработки Положения о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденное заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г.
Пункт 6 Положения о закупке предусматривает способы закупки и условия их применения.
Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:
Конкурс;
Аукцион;
Запрос предложений;
Запрос цен;
Закупка у единственного поставщика.
Пункт 9.5 Положения гласит: под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Обратившееся в Новосибирское УФАС России юридическое лицо - ООО "Новые технологии" указывает в тексте жалобы на то, что заказчик нарушает п. 4 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в связи с тем, что данный пункт статьи предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, при этом, цитируя само Постановление, из которого следует, что п.2 не применим, если закупка проводится у ед. поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.
Далее заявитель, просматривая протоколы закупки и извещения у единственного поставщика на поставку резистора, указывает, что данные закупки у единственного поставщика проведены согласно Положению о закупке ИЯФ СО РАН и в соответствии со ст. 9.5.2 п. 15 этого Положения о закупке. Переписывая пункт 15 Положения в жалобе, где указаны основания для заключения договора у ед. поставщика, заявитель утверждает, что в п. 15 указан лишь источник финансирования (как и в ФЗ 223-ФЗ), (в законе и пункте Положения о закупке этого нет), но не указан исполнитель, либо конкретная группа товаров (какая группа товаров) и игнорирование требований Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 неправомерно, данное утверждение представляется весьма несостоятельным с нашей точки зрения и документы, представленные в Новосибирское УФАС России, это подтверждают.
Как указано выше, Институт проводит закупки согласно утвержденного Положения о закупке. Одним из способов закупки является закупка у единственного поставщика.
Поскольку Институт в рамках своей деятельности участвует в формировании государственного задания, оказывает государственные услуги (выполняет работы), заключает контракты (договоры) с государственными органами. Для исполнения этих контрактов он вправе привлечь иные лица для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контрактах либо договорах обязательств. Таковыми и являются договоры, заключенные с единственным поставщиком, на поставку резистора во исполнение государственного заказа по Рособоронзаказу.
Институт просит обратить внимание на тот факт, что в Новосибирское УФАС России подобного рода жалоба от одной и той же организации (ООО "Новые технологии") поступает уже второй раз в течение месяца. Это наводит на подозрение, что есть определенный заказ по дискредитации ИЯФ СО РАН как ведущего Института мировой и российской науки.
На основании вышеизложенного, Институт просит отказать в удовлетворении жалобы ООО "Новые технологии" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика на поставку резистора для нужд ИЯФ СО РАН.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, вышеуказанные доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.05.2016 г. ООО "Новые технологии" обратилось с жалобой в Новосибирское УФАС России на действия заказчика - ИЯФ СО РАН по проведению закупки у единственного поставщика на поставку резистора для нужд ИЯФ СО РАН (номер извещения - 31603601089), содержащей доводы о неправомерном способе проведения закупки и нарушении в документации о закупке.
В соответствии с Приказом N 1003а от 30.12.2015 г. о размещении заказа на поставку товара на основании п/п. 15 п. 9.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУН ИЯФ СО РАН институт произвел закупку товаров у единственного поставщика в соответствии с заявкой ОМТС N 7971 от 24.12.2015 г.
Согласно положениям действующего законодательства, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Исходя из вышеуказанного, ООО "Новые технологии" имело право подать жалобу на порядок проведения и способ данной закупки.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденное заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г.
Пункт 6 Положения о закупке предусматривает способы закупки и условия их применения.
Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:
Конкурс;
Аукцион;
Запрос предложений;
Запрос цен;
Закупка у единственного поставщика.
Пункт 9.5 Положения гласит: под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Согласно протоколу закупки у единственного поставщика от 26.04.2016 г, основанием закупки у единственного поставщика является п. 15 ст.9.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ИЯФ СО РАН от 21.03.2014 г, в соответствии с которым заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту либо заключенному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств.
Таким образом, в Положении о закупке заказчик может устанавливать основания для закупки у единственного поставщика, в том числе: закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами.
На заседании комиссии представитель Института пояснил, что рассматриваемая закупка осуществлялась в рамках исполнения контракта по государственному оборонному заказу.
На основании вышеизложенного, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Институт, руководствуясь Положением о закупке, утвержденным заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г., вправе осуществлять закупки в виде закупки у единственного поставщика.
Нарушений порядка организации и проведения закупки у единственного поставщика "Поставка резистора для нужд ИЯФ СО РАН" не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии" на действия организатора закупки у единственного поставщика "Поставка резистора для нужд ИЯФ СО РАН" ФГБУН Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской Академии наук необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 мая 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016