Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 30 мая 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;
|
в присутствии
|
- от Ульяновского филиала САО "ВСК": - А<_> (доверенность N 0113-Д от 16.01.2016 г.) - от ФКУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области": - А<_> (доверенность от 24.05.2016 г. N 713); - М<_> (доверенность от 24.05.2016 г. N 715),
|
рассмотрев дело N 13 235/03-2016, возбужденное по жалобе Ульяновского филиала САО "ВСК" (далее - заявитель) на действия заказчика (заказчик - Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, далее - заказчик) при проведении открытого конкурса N 0368100006916000021 на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (начальная (максимальная) цена контракта - 23 977,83 руб., срок окончания подачи заявок - 27.05.2016 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, установила:
Вх. N 3009 от 19.05.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба Ульяновского филиала САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0368100006916000021.
По мнению заявителя, заказчиком допущено нарушение законодательства о контрактной системе при формировании начальной (максимальной) цены контракта, что привело к необоснованному занижению цены контракта.
На заседание Комиссии 25.05.2016 г. представитель Ульяновского филиала САО "ВСК" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по факсу 23.05.2016 г. 14:27).
Представители заказчика на заседании Комиссии 25.05.2016 г. не согласились с доводами жалобы, пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана методом сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 26.05.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.04.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0368100006916000021 на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (начальная (максимальная) цена контракта - 23 977,83 руб.).
На основании решения заказчика 12.05.2016 г. в документацию были внесены изменения.
06.05.2016 г. был опубликован ответ на запрос разъяснений.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского филиала САО "ВСК" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных названным Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе анализа конкурсной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что раздел 8 "Техническое задание" документации содержит требование о то, что услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств должны быть оказаны в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ, Правилами, утвержденными "Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 г. N 431-П), Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также таблицу "Наименование и характеристики служебных автомобилей", содержащую следующие характеристики транспортных средств:
- марка транспортного средства (ТС);
- год выпуска ТС;
- VIN;
- Гос.регистр.знак;
- категория ТС;
- мощность двигателя, кВт/л.с;
- территория преимущественного использования ТС;
- начало страхования;
- окончания страхования.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Указанием Банка России от 19.09.2014 г N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО" (далее - Указание 3384-У) размер страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяется исходя из размера базового страхового тарифа, установленного исходя из типа (категории) транспортного средства, и следующих коэффициентов страховых тарифов, носящих вариативный характер:
КТ - Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ - Коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат;
КО - Коэффициент наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КС - Коэффициент периода использования транспортного средства;
КМ - Коэффициент мощности двигателя (для транспортного средства категории "В");
КВС - Коэффициент возраста и стажа водителей, допущенных к управлению транспортным средством;
КН - Коэффициент наличия нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО;
КПР - Коэффициент, предусматривающий управление транспортным средством с прицепом к нему.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО определено, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в Указании 3384-У в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о том, что начальная (максимальная) цена контракта подлежит расчету как произведение базовой ставки страхового тарифа, максимальное и минимальное значение которой установлено Указанием 3384-У и варьируется в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств государственных заказчиков, скорректированной на вариативные величины вышепоименованных коэффициентов страховых тарифов в разрезе транспортных средств государственных заказчиков.
Вместе с тем, согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был использован метод сопоставимых рыночных цен на основании полученных коммерческих предложений от филиала СПАО "Ингосстрах" в Ульяновской области, ООО "СК "Согласие", Ульяновский филиал АО "СОГАЗ".
Кроме того, раздел 8 "Техническое задание" документации не содержит всей необходимой информации в отношении транспортных средств которые установлены Указанием 3384-У и варьируется в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств государственных заказчиков, что не позволяет участникам закупки определить потребность заказчика и произвести корректный расчет ценового предложения исполнения контракта при подготовке заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика являются нарушением требований части 8 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу Ульяновского филиала САО "ВСК" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем аннулирования открытого конкурса N 0368100006916000021, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 13 235/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 19
26.05.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.; |
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 26.05.2016 г. по делу N 13 235/03-2016, возбужденному по жалобе Ульяновского филиала САО "ВСК" на действия заказчика (заказчик - Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) при проведении открытого конкурса N 0368100006916000021 на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (начальная (максимальная) цена контракта - 23 977,83 руб., срок окончания подачи заявок - 27.05.2016), предписывает:
1. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в срок до 08.06.2016 г. устранить допущенные нарушения части 8 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе путем аннулирования открытого конкурса N 0368100006916000021.
2. В срок до 10.06.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова |
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 30 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016