Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 26 мая 2016 г. N 43-ФАС22-Р/03-16
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2016 года.
Решение изготовлено 26 мая 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N43-ФАС22-Р/03-16 по факту размещения и распространения в здании регистрационного центра "Ледокол" по адресу: г.Барнаул, ул. Антона Петрова, 219а, рекламы ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.7 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодатель - ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", в лице представителя по доверенности К<_>
в отсутствие заявителя, установила:
28 марта 2016 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление (вх.N163349 от 28.03.2016 г.) о распространении в здании регистрационного центра "Ледокол" по адресу: г.Барнаул, ул. Антона Петрова, 219а, рекламы: "ООО "ИСТК Дельта Новый строящийся дом Петра Сухова, 83а, Кухни-студии 22 кв.м. цена от 41 тыс. руб. за кв.м. Трехэтажный кирпичный дом; Заключение договоров ДДУ; Материнский капитал; Рассрочка. Срок сдачи сентября 2016 года! Отдел продаж <_> Офис продаж Балтийская 24, офис 5 сайт: delta22.ru".
29.03.2016 г. антимонопольным органом в результате рассмотрения заявления установлено, что по адресу: г.Барнаул, ул. Антона Петрова, 219а (рег. центр "Ледокол") распространяется рекламная информация следующего содержания: "ООО "ИСТК Дельта Новый строящийся дом Петра Сухова, 83а, Кухни-студии 22 кв.м. цена от 41 тыс. руб. за кв.м. Трехэтажный кирпичный дом; Заключение договоров ДДУ; Материнский капитал; Рассрочка. Срок сдачи сентября 2016 года! Отдел продаж <_> Офис продаж Балтийская 24, офис 5 сайт: delta22.ru" (акт N51), в которой отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, наименование юридического лица, оказывающего услуги по предоставлению рассрочки, а также информация о возможности оформления договора долевого участия с лицами, имеющими право на получение материнского капитала
В заседании Комиссии представитель по доверенности ООО "ИСТК Дельта" К<_> нарушение ч.7 ст.28 Федерального закона "О рекламе" признал. Пояснил, что указанную в рекламе рассрочку предоставляет ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", договоры с финансовыми организациями по предоставлению рассрочки ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" не заключало. Реклама в настоящее время распротсраняется.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя по доверенности ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" К<_> дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к строящемуся многоквартирному дому, связана с привлечением денежных средств для его строительства.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Строящийся дом по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, 83а, является объектом долевого строительства, что подтверждается проектной декларацией, размещенной на сайте ООО "ИСТК ДЕЛЬТА".
Согласно письму ФАС от 22 ноября 2010 г. NАК/40675, для обеспечения доступа к тексту проектной декларации может быть приведено указание на место, способ, где или с помощью которого можно получить необходимые сведения (адрес сайта в Интернете, адрес офисов, в которых можно получить информацию, номера справочных телефонов, указание на средства массовой информации, в которых опубликована данная декларация, и т.п.). Вместе с тем, по мнению специалистов ФАС России, указание адреса сайта в Интернете самого по себе, без информации о том, что по указанному адресу можно ознакомиться с проектной декларацией, не отвечает требованию части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
В рассматриваемой рекламной информации отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, что указывает на нарушение ч.7 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно п.п. 2,3 ст.2 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Из положений данного Федерального закона следует, что средства материнского (семейного) капитала имеют строго целевое назначение, расходуются в зависимости от направлений, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и достижения ребенком трехлетнего возраста. Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком (детьми);
- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Статья 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" регулирует основания и порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В частности, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что возможно оформление договора долевого участия с лицами, имеющим право на получение материнского капитала, что нарушает требование ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламной информации отсутствует наименование юридического лица, оказывающего услуги по предоставлению рассрочки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" договоры с финансовыми организациями по предоставлению рассрочки не заключало. Рассрочку предоставляет ООО "ИСТК ДЕЛЬТА".
Таким образом, в результате рассмотрения дела факт нарушения ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований и ч.7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" (ОГРН1142223015516).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламодателем ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", ч.7 ст.28 и ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", распространенную в здании регистрационного центра "Ледокол, по адресу: г.Барнаул, ул. Антона Петрова, 219а., ненадлежащей.
2. Признать рекламодателя ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" нарушившим требования ч.7 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" - директора Д<_> дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 62
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
24 мая 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 24 мая 2016 г. по делу N 43-ФАС22-Р/03-16 о признании ненадлежащей рекламы ООО "ИСТК ДЕЛЬТА", распространенной в здании регистрационного центра "Ледокол" по адресу: г.Барнаул, ул. Антона Петрова, 219а, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы ООО "ИСТК Дельта", по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.7 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ИСТК ДЕЛЬТА" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 июня 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 мая 2016 г. N 43-ФАС22-Р/03-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016