Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 29 апреля 2016 г. N 03-06/3873
Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России), адрес места нахождения: 16700, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, ******, рассмотрев протокол от 11.04.2016 и материалы дела N РШ 24-03/16 о совершении Индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>), родившимся 02.11.1977 г.р., в г. Усинске, Республики Коми, адрес (место жительства): 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. <_> паспорт серия <_> код подразделения 112-018, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установила:
Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 11.04.2016, составленным в отсутствие ИП <_> надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте его составления, что подтверждается уведомлением о вручении от 31.03.2016 почтового отправления N 16799195604797.
Письмом от 31.03.2016 N 1 (вход. 1800 от 11.04.2016) ИП <_> не возражает о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Определением Коми УФАС России N 03-06/3179 от 11.04.2016 рассмотрение дела N РШ 24-03/16 назначено на 20.04.2016 в 15 часов 20 минут.
Копии протокола об административном правонарушении и Определения направлены Коми УФАС России в адрес ИП <_> письмом от 13.04.2016 N 03-06/3180.
По состоянию на 20.04.2016 уведомление о вручении почтового отправления в Коми УФАС России не вернулось. В сервисе "Отслеживание почтовых отправлений" официального Интернет-сайта ФГУП "Почта России" (https://www.pochta.ru/tracking#) по указанному почтовому отправлению значились, записи отделения почтовой связи "169710, Усинск" от 18.04.2016 "Неудачная попытка вручения".
В связи с чем, определением Коми УФАС России от 20.04.2016 N 03-06/3498 о продлении срока рассмотрения и отложения рассмотрения дела N РШ 24-03/16 рассмотрение дела отложено и назначено на 29 апреля 2016 года на 15 часов 40 минут.
Копия Определения Коми УФАС России направлена ИП <_> письмом от 21.04.2016 N 03-06/3499 по адресу места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. <_>
В целях своевременного и надлежащего уведомления ИП <_> о дате, времени и месте рассмотрения дела N РШ 24-03/16 об административном правонарушении, Коми УФАС России направлена телеграмма от 22.04.2016 N 03-06/3580 по адресу места его жительства: Республика Коми, г. Усинск, ул. <_>
Телеграммой ИП <_> был приглашен на рассмотрение дела РШ 24-03/16 об административном правонарушении 29 апреля 2016 года в 15:40.
По состоянию на 25.04.2016 в телеграмме числится запись "телеграмма ИП <_> вручена лично".
По состоянию на 29.04.2016 уведомление о вручении почтового отправления в Коми УФАС России не вернулось. В сервисе "Отслеживание почтовых отправлений" официального Интернет-сайта ФГУП "Почта России" (https://www.pochta.ru/tracking#) по указанному почтовому отправлению значилась запись отделения почтовой связи "169710, Усинск" от 25.04.2016 "Неудачная попытка вручения".
Письмом от 26.04.2016 N 2 (вход N 2194 от 29.04.2016) ИП <_> просит рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствии.
Учитывая изложенное, ИП <_> надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела N РШ 24-03/16 об административном правонарушении.
Административное дело N РШ 24-03/16 рассмотрено 29.04.2016 в отсутствие ИП <_>
Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение следующей рекламы:
- в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска размещены рекламные конструкции, в том числе с информацией следующего содержания: "УСИНСКИЕ ОКНА veka ШКАФЫ-КУПЕ Жалюзи Кредит Рассрочка 15000 р Прием заказов, вызов замерщика по тел.: 42-200 ул. Молодежная, д. 3, магазин "Тандем" (далее - рассматриваемая реклама).
По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела N Р 67-10/15 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ООО <_>
Определением от 12.11.2015 N 03-01/10128 о продлении срока и отложении рассмотрения дела N Р 67-10/15 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП <_>
Из материалов дела N Р 67-10/15 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на рекламных конструкциях, расположенных в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: окнам, шкафам-купе, жалюзи, кредиту и рассрочке, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, размещенная на рекламных конструкциях, расположенных в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации); финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Из положений ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В материалы рекламного дела ИП <_> представлены копии договора, заключенного между ОАО "ОТП Банк" и ИП <_> Правил потребительского кредитования (приложение N 1 к договору). Указанным договором определен порядок осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей Предприятием (ИП <_>) Клиентам Товаров с оплатой их стоимости (части) за счет Кредита.
Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется банком - ОАО "ОТП Банк".
Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, предоставляющей кредит.
В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно письменной информации, представленной ООО <_> в материалы рекламного дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО <_> рекламодателем - ИП <_>
Из письменных пояснений ООО <_> и ИП <_> представленных в материалы рекламного дела, следует, что 01.04.2015 в ООО <_> обратился ИП <_> 01.04.2015 между ООО <_> (Исполнитель) и ИП <_> (Заказчик) был заключен договор N 15/2015 на размещение информации в пассажирских лифтах жилых домов, согласно которому Исполнитель обязуется размещать информационные материалы Заказчика на носителях, расположенных в пассажирских лифтах жилых домов города Усинска, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги. Содержание рассматриваемой рекламы определил ИП <_> Макет рекламы разработан дизайнером и утвержден ИП <_> Печать и распространение рекламы осуществлялось ООО <_> Рассматриваемая реклама распространялась в период с 01.04.2015 по 31.05.2015 на территории г. Усинска Республики Коми по адресам, указанным в приложении N 1 к договору от 01.04.2015 N 15/2015.
В материалы рекламного дела ООО <_> и ИП <_> представлены копии следующих документов: договора N 15/2015 на размещение информации в пассажирских лифтах жилых домов, заключенного 01.04.2015 между ООО <_> и ИП <_> актов N 201 от 30.04.2015, N 245 от 31.05.2015, N 310 от 30.06.2015, согласно которым услуги ООО <_> выполнены полностью и в срок, ИП <_> претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; счетов на оплату N 179 от 01.05.2015, N 218 от 01.06.2015; платежного поручения N 184 от 29.07.2015.
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО <_> рекламодателем - ИП <_>
Письмом от 02.12.2015 (вх. N 6940 от 07.12.2015) ИП <_> сообщил, что размещение рассматриваемой рекламы в нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло по причине незнания им закона.
В ходе рассмотрения рекламного дела (12.11.2015) представитель ООО <_> - <_> пояснил, что в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 договора от 01.04.2015 N 15/2015 Заказчик (ИП <_>) несет полную ответственность за соответствие содержания и формы информационных материалов, передаваемых Исполнителю (ООО <_>) для размещения, действующему законодательству Российской Федерации, в том числе за достоверность сведений, ошибки и неточности, которые содержатся в информационных материалах. В случае предъявления к Исполнителю претензий и/или исков, связанных с размещенными информационными материалами, Заказчик берет на себя всю ответственность и освобождает от ответственности Исполнителя.
Указанный довод Комиссией отклонён, поскольку ответственность рекламораспространителя за нарушение требований ч. 1 ст. 28 установлена ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, вышеперечисленные условия договора не освобождают его от ответственности за нарушение рекламного законодательства.
В соответствии с п. 4.1 Устава ООО <_> целью создания Общества является корпоративное объединение экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов, расширение координации и консолидации возможностей его Участников для осуществления хозяйственной деятельности и извлечения при этом прибыли.
Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) основным видом экономической деятельности ООО <_> является рекламная деятельность, ИП <_> - производство столярных и плотничных работ.
Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО <_> и ИП <_> с целью получения прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела выяснялся вопрос о виновном должностном лице ООО <_> Так, определением от 20.10.2015 N 03-01/9257 у ООО <_> истребовалась письменная информация о должностном лице ООО <_> по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства, в том числе с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения), а также письменные объяснения должностного лица, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы в нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе. В ответ письмом от 09.11.2015 (вх. N 6453 от 10.11.2015) ООО <_> указало, что нарушение рекламного законодательства произошло не по вине сотрудников ООО <_>
Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) ООО <_> является управляющей организацией ООО <_>
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
По смыслу приведенных положений управляющей организации (ООО <_>) передается весь объем полномочий, который определен действующим законодательством для единоличного исполнительного органа. ООО <_> полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы ООО <_> приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через указанную управляющую организацию.
Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО <_> является генеральный директор <_> (далее - <_>).
В материалах рекламного дела имеются доверенности от 02.06.2014 N 19 и от 20.05.2015 N 48, согласно которым генеральный директор <_> действующий на основании Устава ООО <_> и Договора оказания услуг по управлению юридическим лицом Управляющей компанией от 30.05.2014, выдает доверенности на право представительства от имени ООО <_>
Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО <_> законодательства о рекламе, является <_>
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло, в том числе, по вине рекламодателя - ИП <_>
Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <_> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.
Таким образом, ИП <_> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Решением Комиссии от 17.12.2015 N 03-01/11145 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Таким образом, факт нарушения ИП <_> рекламного законодательства установлен Решением Комиссии от 17.12.2015 N 03-01/11145 по рекламному делу N Р 67-10/15.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.
На основании изложенного, ИП <_> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год.
Время совершения административного правонарушения: 01.05.2015-31.05.2015.
Место совершения административного правонарушения: г. Усинск, Республика Коми.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина ИП <_> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <_> совершение правонарушения впервые; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив во взаимосвязи и в совокупности имеющиеся в деле доказательства, а также обстоятельства рассматриваемого дела, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствия вредных последствий, наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должностное лицо считает возможным охарактеризовать рассматриваемое нарушение как малозначительное и освободить ИП <_> от административной ответственности, ограничившись в отношении указанного лица устным замечанием по ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2.9, 4.2, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, постановила:
1. Признать ИП <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
2. Освободить ИП <_> от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного, объявить устное замечание.
3. Прекратить производство по делу N РШ 24-03/16 в отношении ИП <_>
В соответствии со ст.ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции **********
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 апреля 2016 г. N 03-06/3873
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016