Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 мая 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "23" мая 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме "26" мая 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы;
члены комиссии: В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 41/16, возбужденное в отношении ООО "МФО "Группа РН-Медиа" (ИНН 5504230147; юридический адрес: 646860, Омская обл.; Одесский р-н, с.Одесское, ул. Кирова, д. 9, кв. 1; фактический адрес: 644024, г. Омск, пр. Маркса, д. 4, оф. 144), ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" (ИНН 5504243379; юридический адрес: 644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) по факту размещения в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" рекламы организации "Доктор рубль" следующего содержания: "Деньги под низкий процент тел. ".".",
в отсутствии:
- заявителя - физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом);
в присутствии:
- представителя ООО "МФО "Группа РН-Медиа" - "_" (доверенность N 16 от 18.04.2016),
в отсутствии:
- представителя ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" - "_"(доверенность от 17.05.2016 г.), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 341 от 19.01.2016 г.) по факту размещения в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" - вып. N 1(304) от 11.01.2016 г., стр. 1 (обложка) - рекламы организации "Доктор рубль", следующего содержания: "Деньги под низкий процент* тел. "_"", с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Заявитель указывает, что текст "Деньги под низкий процент тел. "_"." написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии. Остальные условия прописаны в правой части рекламного макета нечитаемым мелким шрифтом. При помощи увеличительной лупы заявителю удалось с трудом прочитать: "Микрофинансовая организация "Доктор Рубль" и далее такой же неразборчивый текст, в недоступной для восприятия обычным потребителем форме.
Как указывает заявитель, формальное присутствие в рекламе финансовых услуг условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроки кредита, процентные ставки, возможности и условия досрочного погашения, взимаемые комиссии за открытие счета и т.д.). Подобная форма предоставления информации о юридическом лице, оказывающем финансовую услугу и о самом кредите под низкий процент потребителями не воспринимается и фактически в рекламе отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона "О рекламе". Объектом рекламирования выступает услуга по выдаче займов компанией "Доктор Рубль" (ООО "МФО "Группа РН-Медиа").
Согласно ч.1 ст. 28 Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе текст "ДЕНЬГИ ПОД НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ* / ТЕЛ. "_"" напечатан крупным читаемым шрифтом.
Остальной текст рекламы напечатан мелким шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, а информация о том, какая именно организация предоставляет услуги по выдаче займов является обязательной, в силу п. 1 ст. 28 Закона о рекламе. Таким образом, учитывая обстоятельства, указанные в заявлении, а именно, что заявителю не удалось прочитать информацию, напечатанную мелким шрифтом, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности получить данную информацию.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления размера шрифта, используемого при размещении рекламы, информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона "О рекламе".
В силу статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама размещалась в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" по заказу ООО "МФО "Группа РН-Медиа" на основании договора на оказание рекламных услуг N 16/00002 от 10.11.2015 г.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ N ТУ54-00779 от 11.01.2016 г. ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" является учредителем газеты "Ва-Банкъ в Новосибирске". Данное печатное издание распространяется на территории города Новосибирска.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "МФО "Группа РН-Медиа" (ИНН 5504230147), рекламораспространителем является ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" (ИНН 5504243379).
Согласно пояснениям, представленным ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" (вх. N 3131 от 12.04.2016 г.), в отдельных экземплярах газет, рассматриваемый рекламный макет, представленный ООО "МФО "Группа РН-Медиа", вышел со смазанным текстом, по вине типографии. Из-за перелива краски на полосе текст вышел нечитаемым. Как указывает ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа", данные производные обстоятельства не зависят ни от редакции издания, ни от рекламодателя. В остальных экземплярах газет текст этого макета вышел читаемым. В связи с выпуском некачественных экземпляров, редакция обратилась в типографию с претензией.
Также ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" представлен рекламный макет (вх. N 4415 от 18.05.2016 г.), переданный в адрес редакции газеты "Ва-Банкъ в Новосибирске" ООО "МФО "Группа РН-Медиа". В данном рекламном макете текст, напечатанный мелким шрифтом, отчетливо виден и содержащаяся в тексте информация хорошо воспринимается: "Микрофинансовая организация "Доктор Рубль" (ООО "МФО "Группа РН-Медиа") Регистрационный номер записи в гос.реестре МФО 2120755002180 "Доктор Рубль" предлагает потребителям (физлицам) действительно выгодные условия. Оформить заем можно под 1% в день. Вы берете 5000 рублей на 15 дней - возвращаете 5750 рублей. Микрозаймы выдаются гражданам РФ в возрасте от 21 до 70 лет имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим регистрацию в Новосибирске или Новосибирской области. Минимальный срок займа - 15 дней. Заявку на получение микрозайма можно отставить по тел 227-99-52 и в случае его одобрения сразу приехать в офис за деньгами".
Исходя из изложенного, следует, что ООО "МФО "Группа РН-Медиа", как рекламодатель, со своей стороны, сделало все необходимое, чтобы донести требуемую информацию до потребителей. Обстоятельства, повлекшие попадание в продажу экземпляров газеты с нечитаемым текстом не зависели от рекламодателя.
В свою очередь, ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа", как рекламораспространитель, имело возможность недопущения попадания экземпляров газет с нечитаемым текстом к потребителям. Однако ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" распространило данные экземпляры газет, со смазанным текстом, в результате чего информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, не была доведена до потребителей в воспринимаемой форме.
Таким образом, ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" нарушило ч. 1 ст. 28 Закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе решила:
1. Признать информацию, размещенную в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" - вып. N 1(304) от 11.01.2016 г., стр. 1 (обложка) следующего содержания: "Деньги под низкий процент* тел. 227-99-52", ненадлежащей рекламой,
а ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" (ИНН 5504243379; юридический адрес: 644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) нарушившим ч.1 ст. 28 Закона "О рекламе", согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
2. Выдать ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"26" мая 2016 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "26" мая 2016 г. по делу N 41/16 о признании рекламы организации "Доктор рубль", размещенной в газете "Ва-Банкъ в Новосибирске" (вып. N 1(304) от 11.01.2016 г., стр. 1 - обложка), следующего содержания: "Деньги под низкий процент тел. 227-99-52.", ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "ВДВ-Медиа" (ИНН 5504243379; юридический адрес: 644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
ч.1 ст. 28 Закона "О рекламе", согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).,
в том числе информацию, указанную выше.
2. ООО "Группа компаний "ВДВ-Медиа" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "21" июня 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 мая 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016