Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 апреля 2016 г. N 13-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 13-08/2016, возбужденное в отношении ООО "Регион Урал" по факту размещения 29 октября 2015 года на Интернет - сайте www.boombate.com рекламы ресторана доставки "Кухня 74", в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения: "Лучшее предложение в Челябинске1. " с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие заявителя, ООО "Бумбэйт СПБ", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о размещении 29 октября 2015 года на Интернет - сайте www.boombate.com рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения: "Лучшее предложение в Челябинске1. ресторан доставки "Кухня74"".
Заявитель считает, что в городе Челябинске имеются более лучшие предложения ресторанов доставки. В подтверждение заявитель приводит ссылки на Интернет-сайты ресторанов доставки, в частности dodopizza.ru, massake.ru, lamakura74.ru.
В письменных объяснениях администратор Интернет - сайта www.boombate.com. ООО "Бумбэйт" исх. N 14/16 от 03.03.2016 указало, что общество заключило с ООО "Бумбэйт СПБ" и ООО "Бесплатные купоны" партнерские соглашения N 1 и N 2 от 24.11.2014 о взаимовыгодном сотрудничестве. В силу пункта 2.4. партнерского соглашения N 1 от 24.11.2014, заключенного между ООО "Бумбэйт" и ООО "Бумбэйт СПБ" в целях достижения своих задач ООО "Бумбэйт СПБ" осуществляет вклад в виде опыта, навыков, деловых контактов, результатов практик, совокупности наработанных процессов, необходимых для размещения рекламных материалов Партнеров, привлеченных "Бумбэйт СПБ" на Интернет - сайте www.boombate.com.
В письменных объяснениях ООО "Бумбэйт СПБ" вх. N 2723 от 09.03.2016, вх. N 4682 от 12.04.2016 указало, что Интернет - сайт www.boombate.com направлен на работу с целевой аудиторией, проживающей в городах Москва и Санкт-Петербург. С рекламными предложениями в городе Челябинске ООО "Бумбэйт СПБ" начал работать недавно с сентября 2015 года в качестве пробного проекта. Все партнеры с города Челябинск могли однократно и бесплатно разместить свое рекламное предложение на Интернет - сайт www.boombate.com в течение двух календарных месяцев. Между ООО "Бумбэйт СПБ" и ООО "Регион Урал" был заключен договор на распространение купонов N ЧБ-174-45 от 21.10.2015 сроком с 23.10.2015 до 30.11.2015. Менеджер ООО "Бумбэйт СПБ" согласовал с ООО "Регион Урал" наименование рекламной акции "Скидки на все меню от ресторана доставки "Кухня74". На момент запуска рекламной акции менеджер находился на переговорах с потенциальными клиентами и генеральный директор ООО "Бумбэйт СПБ" принял решение запустить рекламную акцию самостоятельно, добавив в текст рекламы слово "лучшее". Наименование рекламной акции "Лучшее предложение в Челябинске!" было отображено графически на баннере, размещенном на Интернет - сайте www.boombate.com. В настоящее время графическое изображение со словосочетанием "Лучшее предложение в Челябинске!" полностью удалено с сайта.
Изучение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
На Интернет - сайте www.boombate.com 10 ноября 2015 года размещен баннер со сведениями со сведениями: "Лучшее предложение в Челябинске! Шок цены: 125 р. за "Филадельфию Light", 1300 р. за "Пати-сет", 670 р. за сет "Филадельфия", 276 р за_" и активной ссылкой "Купон". При активации ссылки "Купон" открывается другая страница этого же сайта, на которой присутствует информация о купоне, содержащая, в том числе сведения: "Ресторан доставки "Кухня74"_ Услуги (товары) предоставляются ООО "Регион Урал"_".
Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра от 10 ноября 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слова "лучший" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Присутствующие в рекламе сведения "Лучшее предложение в Челябинске!" указывают на преимущества ресторана доставки "Кухня 74" перед другими ресторанами доставки и направлено на формирование у посетителей сайта, которые могут стать потребителями предлагаемых услуг, представления о ресторане доставки "Кухня74" как о ресторане доставке, в котором можно получить в том числе услуги самого высокого качества в г. Челябинске, то есть качества, которое превосходит качество аналогичных услуг, оказываемых другими ресторанами.
На рынке г. Челябинска помимо ресторана доставки "Кухня74" присутствуют порядка 10 организаций, оказывающих аналогичные услуги по доставке блюд, в том числе традиционной японской кухни на дом: ресторан доставки "Sushi-life", ресторан доставки "Шинто", ресторан доставки "Академия суши", ресторан доставки "PRO-SUSHI", ресторан доставки "Камакура" и т.д.
Термин "лучшее", является термином в превосходной степени и его использование в рекламе ресторана доставки при характеристике своих услуг направлено на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает возможность привлечь потребителей к своим услугам, при этом не указаны конкретные критерии, по которым ресторан доставки "Кухня 74 превосходит другие рестораны доставки.
С учетом изложенного, размещенная на Интернет - сайте www.boombate.com реклама ресторана доставки "Кухня 74", в которой присутствуют сведения: "Лучшее предложение в Челябинске1. " нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы является ООО "Регион-Урал", как лицо, осуществляющее деятельность в ресторане доставке "Кухня 74" и определившее объект рекламирования в рамках договора N ЧБ-174-45 от 20 октября 2015 года между ООО "Регион-Урал" и ООО "Бумбэйт СПБ" (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. договора N ЧБ-174-45 от 20 октября 2015 года между ООО "Регион-Урал" и ООО "Бумбэйт СПБ" (далее - договор) Организатор обязуется оказать услуги по размещению информации об Акции среди участников программы на Сайте, а Партнер обязуется принять оказанные услуги.
В силу пункта 1.3. договора Партнер гарантирует, что предоставляемые рекламные материалы для размещения Акции на сайте Организатора по своему содержанию и оформлению соответствуют требованиям действующего законодательства российской Федерации.
В соответствии с приложением N 1 к договору N ЧБ-174-45 от 20 октября 2015 года между ООО "Регион-Урал" и ООО "Бумбэйт СПБ" стороны согласовали наименование рекламной акции "Скидка на все меню от ресторана доставки Кухня 74", подлежащее размещению на Интернет - сайте www.boombate.com.
Согласованное рекламодателем, в данном случае ООО "Регион-Урал" наименование рекламной акции "Скидка на все меню от ресторана доставки Кухня 74" не противоречит рекламному законодательства, следовательно, отсутствует вина ООО "Регион-Урал" в фактическом размещении рекламораспространителем ООО "Бумбэйт СПБ" на Интернет - сайте www.boombate.com иного наименование рекламной акции, а именно: "Лучшее предложение в Челябинске1. ".
Изложенное позволяет сделать выводы, что приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, в том числе графическое оформление и указание иного названия рекламной акции осуществило непосредственно ООО "Бумбэйт СПБ", которое и допустило нарушение рекламного законодательства.
В силу части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Таким образом, рекламное законодательство допускает ответственность рекламопроизводителя за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в случае наличия его вины в допущенном нарушении.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В данном случае, ООО "Бумбэйт СПБ", является как рекламопроизводителем, так и рекламораспространителем рекламы.
ООО "Бумбэйт СПБ" при приведении информации в готовую для распространения форму и размещении рекламы не принято мер по обеспечению соблюдения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", то есть нарушение произошло по вине ООО "Бумбэйт СПБ".
Поскольку срок размещения рекламной акции на Интернет - сайте www.boombate.com истек 30 ноября 2015 года, рекламная акция завершена, распространение рекламы по состоянию на 29.04.2016 прекращено, что подтверждается письменными объяснениями ООО "Бумбэйт СПБ" вх. N 2723 от 09.03.2016, вх. N 4682 от 12.04.2016, скрин-шотами Интернет - сайта www.boombate.com, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную на Интернет-сайте www.boombate.com, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения: "Лучшее предложение в Челябинске1. ", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Бумбэйт СПБ" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 апреля 2016 г. N 13-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016