Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 18 мая 2016 г. N 78/11174/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей:
от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов);
от ООО "ЮР СЕРВИС" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ЮР СЕРВИС" вх.N10890-эп/16 от 10.05.2016 года на действия Организатора торгов - СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по устройству противоэрозионных сооружений (габионов) и ограждения насыпи галереи ст. "Купчино" с обустройством дороги до КПП-1 (извещение N31603577958, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
20 апреля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N31603577958 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт ствола, нижнего вентузла (НВУ) венткиоска вентшахты N523 (далее - Извещение о закупке), включая документацию об открытом конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен", версия 20 от 04.04.2016 года (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120003437, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
64 491 378,17 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.04.16 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
17.05.2016 в 07:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
26.05.2016 в 09:30 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Московский пр.30, пом.138. |
На момент рассмотрения жалобы, по результатам Закупки договор не заключен.
2. Заявитель оспаривает действия Организатора торгов - СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации Закупки, а именно положения Документации.
Заявитель считает, что Организатор торгов необоснованно установил в Документации следующие требования к участникам Закупки:
1) Наличие свидетельства о допуске к работам (СРО), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) в соответствии с приказом министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 в соответствии с требованиями конкурсной документации: (3.1. Механизированная разработка грунта; 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками; 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок; 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций; 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных; 20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно; 25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек; 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог; 25.4.Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.
2) Наличие лицензии Федеральной Службы Безопасности на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Заявитель считает, что Организатор торгов необоснованно ограничил возможность участия в Закупке Генеральных подрядчиков, исключив возможность привлечения субподрядных организации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы N78/9921/16 от 12.05.2016 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч.1 ст.3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Пунктом 2.10. Тома 3 (Техническое задание) Документации установлено, что работы должны быть выполнены своими силами и средствами.
Пунктом 2.9. Тома 3 (Техническое задание) Документации установлено обязательное наличие у Подрядчика:
2.9.1. Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2.9.2. Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства с отметкой о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов (по приказу N624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития): (3.1. Механизированная разработка грунта; 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками; 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок; 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций; 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных; 20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно; 25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек; 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог; 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.
Пункт 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) документацией не предусмотрен.
Подпунктом 4.2.2. Раздела 4 Тома 4 (Проект договора) Документации установлена обязанность Подрядчика 4.2.2. выполнить предусмотренные настоящим Договором работы из своего материала, своими силами и средствами, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с условиями настоящего Договора и требованиями Технического задания, строительными нормами и правилами, в сроки, установленные настоящим Договором. Материалы, используемые при проведении работ, должны иметь необходимые сертификаты качества (кроме материалов, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии).
В пункте 4.4. Раздела 4 Тома 4 (Проект договора) отсутствует право Подрядчика на привлечение субподрядчиков.
Таким образом, установление генподряда это не обязанность, а право Заказчика.
Подпунктом 4.1.17. Раздела 4 "Требования к участникам" Тома 2 Документации предусмотрено требование - наличие лицензии Федеральной Службы Безопасности на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно подпункту 5.2.9.2. Раздела 5 Тома 2 Документации, действующая лицензия Федеральной Службы Безопасности на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну является обязательным для предоставления в составе заявки документом.
В соответствии с пунктом 1.7. Тома 3 Документации, местом выполнения работ в рамках предмета конкурса является перегонный тоннель ст. м. "Купчино" - ст. м. "Звездная".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ, метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Представители Организатора торгов в заседание Комиссии пояснили, что метрополитен является объектом гражданской обороны и источником повышенной опасности, предоставление проектной (проектно-сметной) документации по указанному конкурсу третьим лицам может привести к повышению угрозы совершения на территории метрополитена террористических актов, - а следовательно, к возникновению угрозы безопасности движения составов на линиях метрополитена, человеческим жертвам и разрушению транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. На основании Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" метрополитеном ведется строгий контроль за нераспространением в открытом доступе указанной информации.
Пунктом 2.5. Тома 3 (Техническое задание) Документации установлено, что выдача постоянных пропусков для допуска на объекты метрополитена при выполнении работ осуществляется по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (п.6.32.15. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категории объектов метрополитена, утвержденных Приказом Минтранса РФ N 130 от 29.04.2011 г.).
Согласно статье 17 Закона "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии со ст. 27 Закона "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению такими сведениями (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 42 вышеуказанного Перечня к государственной тайне отнесены сведения о горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны.
Согласно части 4 статьи 4 Закона "О государственной тайне" органы государственной власти должны обеспечить, в том числе, защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.
Работы по устройству противоэрозионных сооружений (габионов) и ограждения насыпи галереи ст. "Купчино" с обустройством дороги до КПП-1 выполняются в действующем метрополитене в ночные "окна", а также на поверхности рампового участка тоннеля в дневное время в период движения поездов. В соответствии с рабочей документацией по устройству противоэрозионных сооружений (габионов) и ограждения насыпи галереи ст. "Купчино" с обустройством дороги до КПП-1 (шифр 7182-008) до начала работ Подрядчику необходимо ознакомиться в секторе по специальной работе и защите информации метрополитена (1 отдел) с координатами пунктов подземной полигонометрии на перегоне ст. "Звёздная" ст. "Купчино" для пространственной увязки подземных конструкций с поверхностью в целях их сохранения.
Таким образом, работы, являющиеся предметом Закупки, в том числе, включают в себя работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Отсутствие указанных данных при выполнении мероприятий по ремонту и восстановлению водонепроницаемости строительных конструкций тоннелей рампового участка и участка мелкого заложения на перегоне "Звёздная" - "Купчино" может привести к пробивке тоннеля, что приведёт к возникновению угрозы безопасности движения составов на линиях метрополитена, человеческим жертвам и разрушению транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьёй 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство в процессе строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.
В случае отсутствия лицензии Федеральной Службы Безопасности на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну у Подрядчика выполнение должного строительного контроля невозможно.
Соответственно победитель Закупки не вправе привлечь субподрядную организацию для выполнения указанных работ, поскольку Подрядчик обязан самостоятельно ознакомиться в секторе по специальной работе и защите информации метрополитена с координатами пунктов подземной полигонометрии на перегоне ст. "Звёздная" ст. "Купчино" для выполнения строительно-монтажных работ и строительного контроля.
Таким образом, установление Организатором торгов в Документации требования о наличии у участника конкурса соответствующей лицензии и о выполнении работ лично, без привлечения субподрядчиков правомерно и не нарушает положения Федерального закона N 223-ФЗ.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила нарушений в действиях Организатора торгов - ГУП "Петербургский метрополитен" при организации Закупки по доводам жалобы.
4. Рассмотрев жалобу ООО "ЮР СЕРВИС" вх.N10890-эп/16 от 10.05.2016 года на действия Организатора торгов - СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по устройству противоэрозионных сооружений (габионов) и ограждения насыпи галереи ст. "Купчино" с обустройством дороги до КПП-1 (извещение N31603577958 ), сопоставив доводы жалобы с пояснениями представителей Заявителя и Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила нарушений в действиях Организатора торгов - ГУП "Петербургский метрополитен" при организации Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ЮР СЕРВИС" вх.N10890-эп/16 от 10.05.2016 года на действия Организатора торгов - СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по устройству противоэрозионных сооружений (габионов) и ограждения насыпи галереи ст. "Купчино" с обустройством дороги до КПП-1 (извещение N31603577958) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2016 г. N 78/11174/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016